ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

3. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

3.1 Устройтсво и работа крорбки передач (продолжение)

     Коробка передач автомобиля ВАЗ-2108 не трехвальная, а двухвальная с параллельными осями ведущего и ведомого валов. Она не имеет «прямой» передачи, т. е. передачи, когда ведущий и ведомый валы вращаются как единое целое с одинаковой частотой. Наиболее близка к этому четвертая передача. Передаточное число пятой передачи значительно меньше единицы (0,78), что позволяет получить большие скорости движения при меньшей частоте вращения коленчатого вала двигателя и, следовательно, меньшем расходе топлива.
     Четырехступенчатая коробка передач автомобиля ВАЗ-2108 состоит из ведущего 14 (рис. 16) и ведомого 21 валов с шестернями и синхронизаторами, оси с промежуточной шестерней заднего хода и привода переключения передач.
     В одном картере с коробкой передач смонтированы главная передача и дифференциал. Картер 1 коробки передач соединен шпильками с картером сцепления 18, а задняя его часть закрыта крышкой 11, в которую запрессован сапун 12. Для заправки коробки передач маслом и контроля за его уровнем имеется отверстие, закрываемое пробкой 2, а для слива масла отверстие, закрываемое пробкой 3.
     На переднем конце ведущего вала 14 расположена муфта подшипника 20 выключения сцепления. Вал выполнен в виде блока ведущих шестерен I, II, III, IV передач и заднего хода. На шлицевом конце вала расположен ведомый диск сцепления.
     На ведомом валу 21 на игольчатых подшипниках установлены ведомые шестерни I, II, III, IV передач и синхронизаторы.
     Синхронизатор III и IV передач состоит из ступицы 9, жестко соединенной с валом при помощи шлицов, скользящей муфты 13, двух блокирующих колец 31, трех сухарей 32 с фиксаторами 33 и пружинами, а также зубчатых венцов синхронизаторов.
     Синхронизатор I и II передач устроен аналогично, но его скользящая муфта 6 имеет наружный венец для включения задней передачи.
     Скользящая муфта своим внутренним венцом расположена на наружном зубчатом венце ступицы и может перемещаться вдоль нее. Для этого в кольцевую проточку муфты заходит вилка переключения передач 15.
     Пятиступенчатая коробка передач изготовлена на базе четы­рехступенчатой и имеет основное конструктивное отличие в том, что задние части ведущего и ведомого валов удлинены для расположения на них ведущей и ведомой шестерни V передачи и ее синхронизатора. Работа коробки передач аналогична рассмотренной выше.

Рис.16. Коробка передач автомобиля ВАЗ-2108

Рис.16. Коробка передач автомобиля ВАЗ-2108: 1 — картер; 2 — пробка заливного я контрольного отверстия; 3 — пробка сливного отверстия; 4 — привод левого переднего колеса; 5 — ведомая шестерня первой передачи; 6 — муфта синхронизатора I, II передач и заднего хода; 7 — ведомая шестерня II передачи; 8 — ведомая шестерня III передачи; 9 — ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 10 — ведомая шестерня IV передачи; 11 — задняя крышка; 12 — сапун; 13— скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 14 — ведущий вал; 15 — вилка; 16 — рычаг вилки включения сцепления; 17 - втулка; 18 — картер сцепления; 19 — вилка выключения сцепления; 20 — подшипник выключения сцепления; 21 — ведомый вал; 22 — ведомая шестерня главной передачи; 23 — роликовый конический подшипник дифференциала; 24 — коробка дифференциала с крышкой; 25 — сателлит; 26 — полуосевая шестерня; 27 — ведущая шестерня привода спидометра; 28 — привод спидометра; 29 — ось сателлитов; 30 — защитный чехол привода переключения передач; 31 — блокирующее кольцо; 32 — сухарь фиксатора; 33 — шарик фиксатора

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ