|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Учебное пособие 4. КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА 4.2 Карданные шарниры равных угловых скоростей Условия работы карданных передач определяются в первую очередь углами a наклона осей их валов
(см. рис. 19, а): чем больше эти углы, тем в более тяжелых условиях работает передача. В особо тяжелых условиях работает карданная передача ведущих управляемых колес
переднеприводных автомобилей, у которых угол наклона осей валов, изменяясь по величине и направлению (при повороте автомобиля), может достигать 35÷40°. В таких
передачах применяют шарниры равных угловых скоростей (шариковые или кулачковые), обеспечивающие передачу крутящего момента, равномерное вращение ведомого вала и поворот
управляемых колес. Рис.20. Карданные шарниры равных угловых скоростей: а — шариковый; б — кулачковый При вращении ведущего вала крутящий момент от одной вилки к другой передается через рабочие шарики. Делительные
канавки имеют такую форму, которая независимо от угловых перемещений вилок обеспечивает расположение шариков в плоскости, делящей пополам угол между осями вилок, в
результате чего оба вала вращаются с равными угловыми скоростями. 4.3 Устройство и работа карданной передачи В автомобилях ВАЗ-2105 и «Москвич-2140» карданная передача обеспечивает передачу крутящего момента от коробки
передач на главную передачу заднего ведущего моста. Рис.21. Карданные передачи: автомобиля «Москвич» (а) и автомобиля ВАЗ-2105 (б); 1 - удлинитель картера коробки передач; 2 - ведомый вал коробки передач; 3, 5 - грязеотражатель; 4 - сальник; 6 - скользящая вилка; 7 - балансировочные пластины; 8 - труба карданного вала; 9 - вилка карданного шарнира; 10 - вилка с фланцем; 11 - фланец ведущей шестерни главной передачи; 12 - картер главной передачи; 13 - предохранительный клапан; 14 - карданные шарниры; 15 - задний карданный вал; 16 - промежуточная упругая опора; 17 - передний карданный вал; 18 - кронштейн безопасности; 19 - эластичная муфта; 20 - болт, соединяющий упругую муфту с фланцем ведомого вала коробки передач; 21 - фланец; 22 - резиновый элемент муфты; 23 - вкладыш муфты; 24 - болт, соединяющий упругую муфту с фланцем переднего карданного вала; 25 - фланец переднего карданного вала; 26 - обойма сальника; 27 - гайка; 28 - уплотнитель; 29 - пробка отверстия для смазки шлицевого соединения У автомобиля ВАЗ-2108 крутящий момент от дифференциала на передние ведущие колеса передается через правый и
левый приводы колес, каждый из которых состоит из двух шарниров равных угловых скоростей и вала, который у привода левого колеса выполнен из прутка, а у привода правого —
из трубы. Рис.22. Шарниры привода колес автомобиля ВАЗ-2108: а - наружный шарнир; б - внутренний шарнир; 1 - корпус шарнира; 2 - стопорное кольцо обоймы; 3 - обойма шарнира; 4 - сепаратор; 5 - шарик; 6 - наружный хомут чехла; 7 - защитный чехол шарнира; 8 - упорное кольцо; 9 - вал привода колеса; 10 - внутренний хомут чехла; 11 - стопорное кольцо полуосевой шестерни; 12 - фиксатор внутреннего шарнира; 13 - буфер вала Снаружи шарнир защищен от грязи чехлом 7, закрепленным хомутами 6 и 10. Шлицевой конец корпуса 1 шарнира
вставляется и закрепляется в ступице колеса. |