|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Учебное пособие 4. КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА Карданная передача служит для передачи крутящего момента от ведомого вала коробки передач или
раздаточной коробки к ведущему валу главной передачи. Ее применение связано с тем, что изменяется взаимное положение осей валов трансмиссии, и они не лежат на одной
прямой. Рис.19. Схема карданной передачи: а - с шарнирами; б - шарнир неравных угловых скоростей 4.1 Карданные шарниры неравных угловых скоростей Простейший карданный шарнир состоит из двух вилок 8 и 10 (рис. 19, б) укрепленных на валах 3 и 5, и
крестовины 9 с шипами, входящими в отверстия вилок и соединяющими шарнирно валы. Вилка 10, поворачиваясь относительно оси А—А, может одновременно с крестовиной
поворачиваться относительно оси Б—Б, обеспечивая передачу вращения от одного вала к другому при изменении угла между осями валов. Такой карданный шарнир называется
жестким шарниром неравных угловых скоростей. В нем при равномерном вращении ведущей вилки 8 ведомая вилка 10 вращается неравномерно: в течение одного оборота она
дважды обгоняет ведущую вилку и дважды отстает от нее. В результате этого возникают дополнительные нагрузки, вызывающие изнашивание деталей шарнирного соединения и
узлов трансмиссии.
где φ1и φ2-углы поворота соответственно ведущей и ведомой вилок кардана.
Дифференцируя приведенное выше выражение (1), получим откуда Используя выражение (1), исключим из равенства угол φ2 , тогда Наибольшее значение отношения ω2/ω1, характеризующее неравномерность
вращения, соответствует наименьшему значению знаменателя, получающемуся при φ1 = 0°, 180°, 360° и т. д. Наименьшее значение отношения ω2/ω2 получается при φ1 = 90°,
270° и т. д. Для устранения неравномерного вращения применяют два одинаковых карданных шарнира, причем их вилки,
расположенные на противоположных концах карданного вала, должны лежать в одной плоскости. Тогда неравномерность, вызываемая одним карданным шарниром, компенсируется
неравномерностью другого. Однако и при двух карданных шарнирах угол между осями валов не должен превышать 23°. | |||||||||