ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

3. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

3.1 Устройтсво и работа крорбки передач (продолжение)

     Синхронизатор служит для безударного (бесшумного) включения передач путем уравнивания угловых скоростей включаемой шестерни и ведомого вала. Механизм каждого синхронизатора обеспечивает включение двух передач. На автомобиле ВАЗ-2105 он состоит из ступицы 2 (рис. 13), скользящей муфты 1, двух стопорных колец 3, двух пружин 5 и двух блокирующих колец 4 с наружными коническими поверхностями.

Рис.13. Устройство и работа син­хронизатора коробки передач ав­томобиля ВАЗ-2105

Рис.13. Устройство и работа синхронизатора коробки передач ав­томобиля ВАЗ-2105: а — нейтральное положение; 6 — начало включения третьей передачи; в — третья передача включена

1 — скользящая муфта; 2 — ступица; 3 — стопорное кольцо; 4 — блокирующее кольцо; 5 — возвратная пружина; 6 — ведущий вал; 7 — зубчатый венец четвертой передачи; 8 — вилка включения третьей и четвертой передач; 9 — зубчатый венец шестерни третьей передачи; 10 — шестерня третьей передачи; 11 — ведомый вал; 12 — шлицы ступицы; 13 — подшипник

     Действие синхронизатора рассмотрим на примере включения третьей передачи. В нейтральном положении (рис. 13, а) блокирующие кольца 4 прижаты пружинами 5 к стопорным кольцам 3. Между коническими поверхностями блокирующих колец и муфты 1 имеется зазор, а зубья блокирующих колец 4 находятся во впадинах венцов 9 и 7, при этом крутящий момент от этих зубчатых венцов на муфту 1 не передается. Вначале включения третьей передачи (рис. 13, б) скользящая муфта 1 синхронизатора перемещается вилкой 8 по шлицам 12 ступицы 2, установленной неподвижно на ведомом валу 11, и прижимается внутренним корпусом к конической поверхности блокирующего кольца 4. При этом под действием сил трения блокирующее кольцо синхронизатора повернется на небольшой угол, упрется боковыми скосами своих зубьев в боковые скосы венца 9 ведомой шестерни 10 третьей передачи и дальнейшее проворачивание кольца прекратится. Одновременно создается сопротивление дальнейшему осевому перемещению муфты 1 и продолжается выравнивание скоростей вращения валов за счет сил трения между блокирующим кольцом 4 и муфтой синхронизатора 1.
     После уравнивания угловых скоростей муфты синхронизатора и ведомой шестерни третьей передачи блокирую­щее кольцо 4 соскальзывает с конусных поверхностей зубчатого венца 9 под действием осевого усилия, передаваемого от вилки 8 включения передачи. При этом муфта 1, перемещаясь дальше вместе с блокирующим кольцом 4, своими шлицами соединяет ступицу 2 на ведомом валу с венцом 9 ведомой шестерни третьей передачи (рис. 13, в). При выключении передачи все детали занимают исходное положение, а блокирующее кольцо от­ходит обратно под действием пружины 5.
     Ось промежуточной шестерни заднего хода 38 (см. рис. 12) запрессована в отверстие картера коробки передач и его задней крышки. На оси свободно вращается промежуточная шестерня 39 передачи заднего хода с запрессованной в нее металлокерамической втулкой.
     Управление коробкой передач осуществляется перемещением рычага 16 (рис. 14, а) переключения передач. Включение передач осуществляется продольным перемещением штоков 4, 6, 11 вместе с закрепленными на них вилками, входящими в вырезы муфт синхронизаторов или вырезы промежуточной шестерни заднего хода. В задней головке штоков сделан паз, в который входит хвостовик 15 рычага 16 переключения передач.
     Четкость включения передач и удержание штоков и вилок в нейтральном и включенном положении обеспечивается фиксаторами, состоящими из шариков 23 с пружинами 22. Замок, установленный между штоками, состоит из трех блокирующих сухарей 8, 9 и 10; он предохраняет коробку от одновременного включения двух передач. Два крайних сухаря 8 и 10 установлены в отверстии задней стенки картера, а средний - в отверстии штока 4. У штоков имеются гнезда (выемки) для сухарей.

Рис.14. Механизм переключения передач автомобиля ВАЗ-2105

Рис.14. Механизм переключения передач автомобиля ВАЗ-2105: а — расположение механизма в картере коробки передач; б, в — работа замкового механизма; 1 — картер сцепления; 2 — шпилька; 3 — картер коробки передач; 4 — шток вилки включения третьей и четвертой передач; 5 — вилка включения третьей и четвертой передач; 6 — шток вилки включения первой и второй передач; 7 — вилка включения первой и второй передач; 8, 9. 10 — блокирующие сухари; 11 — шток вилки включения передачи заднего хода; 12 — втулка; 13 — вилка включения передачи заднего хода; 14 — болт крепления вилки; 15 — хвостовик рычага переключения передач; 16 —рычаг переключения пере­дач; 17 — пружина; 18 — оттяжная пружина; 19 — задняя крышка; 10 — полый штифт; 21 — крышка фиксаторов; 22 — пружина фиксатора; 23 — шарик фиксатора

     Работу механизма рассмотрим на примере включения задней передачи (рис. 14, в). При перемещении штока вперед он выдавливает из своего гнезда сухарь 8, который входит в гнездо штока 4 и одновременно через средний сухарь 9 прижимает другой сухарь 10 к гнезду штока 6. Это приводит к тому, что штоки 4 и 6 будут зафиксированы в нейтральном положении. Для включения любой другой передачи необходимо прежде возвратить шток 11 в первоначальное положение.
     Рычаг 16 переключения передач имеет опорный шар, который прижимается к поверхности шаровой опоры пружиной 17. От проворачивания рычаг удерживается штифтом, входящим в прорезь на опоре. В нейтральном положении нижний конец рычага 15 расположен в пазу головки штока 4 и удерживается пружиной 18. Непроизвольное включение заднего хода исключается тем, что необходимо нажать на рычаг вниз, чтобы сжать пружину 17.
     Для облегчения снятия и установки коробки рычаг переключения передач выполнен разъемным. Обе части соединены с по­мощью демпфера, детали которого поглощают вибрации рычага и обеспечивают более мягкое переключение передач.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ