|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Учебное пособие 3. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 3.1 Устройтсво и работа крорбки передач (продолжение) Синхронизатор служит для безударного (бесшумного) включения передач путем уравнивания угловых скоростей включаемой шестерни и ведомого вала. Механизм каждого синхронизатора обеспечивает включение двух передач. На автомобиле ВАЗ-2105 он состоит из ступицы 2 (рис. 13), скользящей муфты 1, двух стопорных колец 3, двух пружин 5 и двух блокирующих колец 4 с наружными коническими поверхностями. Рис.13. Устройство и работа синхронизатора коробки передач автомобиля ВАЗ-2105: а — нейтральное положение; 6 — начало включения третьей передачи; в — третья передача включена 1 — скользящая муфта; 2 — ступица; 3 — стопорное кольцо; 4 — блокирующее кольцо; 5 — возвратная пружина; 6 — ведущий вал; 7 — зубчатый венец четвертой передачи; 8 — вилка включения третьей и четвертой передач; 9 — зубчатый венец шестерни третьей передачи; 10 — шестерня третьей передачи; 11 — ведомый вал; 12 — шлицы ступицы; 13 — подшипник Действие синхронизатора рассмотрим на примере включения третьей передачи. В нейтральном положении
(рис. 13, а) блокирующие кольца 4 прижаты пружинами 5 к стопорным кольцам 3. Между коническими поверхностями блокирующих колец и муфты 1 имеется зазор, а зубья
блокирующих колец 4 находятся во впадинах венцов 9 и 7, при этом крутящий момент от этих зубчатых венцов на муфту 1 не передается. Вначале включения третьей передачи
(рис. 13, б) скользящая муфта 1 синхронизатора перемещается вилкой 8 по шлицам 12 ступицы 2, установленной неподвижно на ведомом валу 11, и прижимается внутренним корпусом
к конической поверхности блокирующего кольца 4. При этом под действием сил трения блокирующее кольцо синхронизатора повернется на небольшой угол, упрется боковыми скосами
своих зубьев в боковые скосы венца 9 ведомой шестерни 10 третьей передачи и дальнейшее проворачивание кольца прекратится. Одновременно создается сопротивление дальнейшему
осевому перемещению муфты 1 и продолжается выравнивание скоростей вращения валов за счет сил трения между блокирующим кольцом 4 и муфтой синхронизатора 1. Рис.14. Механизм переключения передач автомобиля ВАЗ-2105: а — расположение механизма в картере коробки передач; б, в — работа замкового механизма; 1 — картер сцепления; 2 — шпилька; 3 — картер коробки передач; 4 — шток вилки включения третьей и четвертой передач; 5 — вилка включения третьей и четвертой передач; 6 — шток вилки включения первой и второй передач; 7 — вилка включения первой и второй передач; 8, 9. 10 — блокирующие сухари; 11 — шток вилки включения передачи заднего хода; 12 — втулка; 13 — вилка включения передачи заднего хода; 14 — болт крепления вилки; 15 — хвостовик рычага переключения передач; 16 —рычаг переключения передач; 17 — пружина; 18 — оттяжная пружина; 19 — задняя крышка; 10 — полый штифт; 21 — крышка фиксаторов; 22 — пружина фиксатора; 23 — шарик фиксатора Работу механизма рассмотрим на примере включения задней передачи (рис. 14, в). При перемещении штока
вперед он выдавливает из своего гнезда сухарь 8, который входит в гнездо штока 4 и одновременно через средний сухарь 9 прижимает другой сухарь 10 к гнезду штока 6.
Это приводит к тому, что штоки 4 и 6 будут зафиксированы в нейтральном положении. Для включения любой другой передачи необходимо прежде возвратить шток 11 в
первоначальное положение. |