ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

3. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

3.1 Устройтсво и работа крорбки передач (продолжение)

     У автомобиля ВАЗ-2105 коробка передач состоит из картера 6 (рис. 12), ведущего 2, промежуточного 27 и ведомого 11 валов, шестерен, двух синхронизаторов 9 и 13, подшипников, отдельной оси 38 с промежуточной шестерней 39 заднего хода и механизма переключения передач с рычагом 18.

Рис.12. Коробка передач автомобиля ВАЗ-2105

Рис.12. Коробка передач автомобиля ВАЗ-2105

1 — картер сцепления; 2 — ведущий вал; 3 — сапун; 4, 21 — сальники; 5, 8, 16, 20, 25, 32 — подшипники; 6 — картер коробки передач; 7 — ведущая шестерня; 9, 13 — синхронизаторы; 10 — ведомая шестерня третьей передачи; 11 — ведомый вал; 12— ведомая шестерня второй передачи; 14— ведомая шестерня первой передачи; 15 — задняя крышка; 17 — ведомая шестерня передачи заднего хода; 18 — рычаг переключения передач; 19 — ведущая шестерня привода спидометра; 22 — вилка упругой муфты карданного вала; 23 — ведомая шестерня привода спидометра; 24 — ведущая шестерня передачи заднего хода; 26 — ведущая шестерня первой передачи; 27 — промежуточный вал; 28 — сливная пробка; 39 — ведущая шестерня второй передачи; 30 — ведущая шестерня третьей передачи; 31 — ведомая шестерня промежуточного вала; 33 — вилка передачи заднего хода; 34 — нижняя часть рычага переключения передач; 35 — шток вилки передачи заднего хода; 36 — шток вилки включения третьей и четвертой передач; 37 — шток вилки включения первой и второй передач; 38 — ось промежуточной шестерни передачи заднего хода; 39 — промежуточная шестерня передачи заднего хода

     Картер коробки передач передней плоскостью крепится к картеру сцепления 1, относительно которого коробка центрируется путем захода кольца заднего подшипника 5 ведущего вала в отверстие картера сцепления. Снизу картер коробки закрывается штампованной крышкой, в которой имеется отверстие для слива масла, закрываемое пробкой 28. Сапун 3 сообщает внутреннюю полость картера с атмосферой. Маслозаливное отверстие в картере, закрываемое пробкой, является одновременно и контрольным (уровень масла должен доходить до его нижней кромки).
     Ведущий вал 2, изготовленный заодно с шестерней 7, имеющей зубчатый венец, установлен одним концом в подшип­нике, размещенном в торце коленчатого вала, а другим — в подшипнике 5. На валу имеются шлицы для установки ступицы ве­домого диска сцепления. Шестерня ведущего вала находится в постоянном зацеплении с шестерней 31 промежуточного вала 27, который вращается в двухрядном шариковом 32 и роликовом 25 подшипниках, которые установлены в стенках картера.
     Вал выполнен заодно с четырьмя шестернями, а на шлицах заднего его конца напрессована ведущая шестерня 24 передачи заднего хода. Внутренняя обойма переднего (шарикового) подшипника 32 закреплена на валу болтом, а задний (роликовый) подшипник 25 вместе с шестерней 24 удерживается на валу стопорным кольцом.
     Ведомый вал 11 имеет три опоры: переднюю — игольчатый подшипник 8, установленный в гнезде ведущего вала 2, среднюю — шариковый подшипник 16 в задней стенке коробки и заднюю — шариковый подшипник 20, расположенный в задней крышке коробки. Шестерни второй 12 и третьей 10 передач свободно вращаются непосредственно на термически обработанных шейках ведомого вала, а шестерня 14 первой передачи свободно вращается на втулке, надетой на вал. Все эти шестерни имеют по два венца; косозубые находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала, а прямозубые соединяются со скользящими муфтами синхронизаторов 9 и 13 при включении соответствующих передач. Муфты эти перемещаются по шлицам ступицы и обеспечивают соединение шестерни включаемой передачи с ведомым валом. На заднем конце ведомого вала помещена ведущая шестерня 19 привода спидометра. Все шестерни промежуточного и ведомого валов косозубые и находятся в постоянном зацеплении, кроме шестерен передачи заднего хода, имеющих прямые зубья.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ