ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

3. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

3.1 Устройтсво и работа крорбки передач

     Коробка передач дает возможность при постоянной мощности двигателя изменять силу тяги на ведущих колесах автомобиля путем зацепления шестерен с различным числом зубьев; она обеспечивает также задний ход и длительное разобщение двигателя (вместе со сцеплением) от других агрегатов трансмиссии во вре­мя стоянки автомобиля или при движении его по инерции. Общая классификация коробок передач приведена на рис. 10.

Классификация коробок передач

Рис. 10 Классификация коробок передач

     На рис. 11 а показана схема коробки передач, в которой зацепление пар шестерен с различным числом зубьев осуществляется их передвижением.

Схема устройства коробки передач с передвижными шестернями

Рис.11 а. Схема устройства коробок передач с передвижными шестернями

1 — ведомый диск сцепления; 2 — ведущий вал; 3, 9 — шестерни постоянного зацепления; 4, 7 — передвижные шестерни; 5 — механизм переключения; 6 — ведомый вал; 8 — промежуточный вал.

     Ведущий вал 2 соединен с ведомым диском сцепления 1, а ведомый вал 6 — с другими агрегатами трансмиссии. Ведомый вал по отношению к ведущему может вращаться с разным числом оборотов. Промежуточный вал с закрепленным на нем набором шестерен через шестерни 3 и 9 находится в постоянном зацеплении с ведущим валом. На шлицах ведомого вала установлены передвижные шестерни 4 и 7, обеспечивающие включение из­бранной передачи с помощью механизма переключения 5.
     Трехвальная конструкция обеспечивает создание прямой передачи, при которой ведущий и ведомый валы соединяются непосредственно через шестерни 3 и 4.
     Однако переключение передач в такой коробке сопровождается ударами торцов зубьев и их повышенным износом. Для устранения этого недостатка применяются коробки передач с постоянным зацеплением шестерен (рис. 11, б). В данной конструкции включение передач осуществляется перемещением не шестерен, а специальных муфт легкого включения 11. Если же эта муфта имеет дополнительное устройство, обеспечивающее безударное включение передач, то она называется синхронизатором 10.
     Задний ход обеспечивается перемещением шестерен заднего хода 13 с помощью специальной вилки до соединения их с шестернями промежуточного и ведомого валов.

Рис.11 б. Схема устройства коробок передач с шестернями постоянного зацепления

Рис.11 б. Схема устройства коробок передач с шестернями постоянного зацепления

10 — синхронизатор; 11 — муфта легкого включения; 12 — ось шестерни заднего хода; 13 — шестерня включения заднего хода

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ