|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Учебное пособие 2. СЦЕПЛЕНИЕ 2.1. Устройство и работа сцепления (продолжение) Сцепление автомобиля ВАЗ-2105. Ведущей частью сцепления является неразборный узел, состоящий из
следующих основных деталей: нажимной диск 5 (рис. 6), центральная нажимная пружина 1 и кожух 8. Этот узел закреплен на маховике 6. Нажимной диск, имеющий три
фиксатора 29, соединен с кожухом тремя парами пластин 23, обеспечивающими передачу крутящего момента от кожуха сцепления на нажимной диск и не препятствующими
осевому перемещению нажимного диска. Опорами нажимной пружины 1 при выключении сцепления служат кольца 28. Внутренние прорези пружины образуют лепестки, которые
работают как рычаги выключения сцепления. Пластины 24, закрепленные на пружине 1, поджимают к ней упорный фланец 25 с фрикционным кольцом 26. Кожух 8 соединен с
пружиной 1 с помощью заклепок 27.
Рис.6. Сцепление автомобиля ВАЗ-2105: 1 - нажимная пружина; 2 - фрикционные накладки ведомого диска; 3 - ведомый диск; 4 -- ступица ведомого диска; 5 - нажимной диск; 6 - маховик; 7 - картер сцепления; 8 - кожух сцепления; 9 - ведущий вал коробки передач; 10 - муфта подшипника выключения сцепления; 11 - подшипник выключения сцепления; 12 - шаровая опора; 13 - фиксирующая пружина вилки; 14 - толкатель вилки; 15 - вилка выключения сцепления; 16 - рабочий цилиндр; 17 - оттяжная пружина вилки; 18 - упорный палец демпфера; 19 - фрикционное кольцо; 20 - пружинная шайба; 21 - передняя опорная пластина; 22 - задняя опорная пластина; 23, 24 - соединительная пластина; 25 - упорный фланец; 26 - фрикционное кольцо; 27 - заклепка нажимной пружины; 28 - опорное кольцо нажимной пружины; 29 - фиксатор нажимной пружины; 30 - пружина демпфера Гидравлический привод сцепления состоит из педали 15 (рис. 7), цилиндра 7 с питательным бачком 3,
рабочего цилиндра 1 и соединительного шланга. Вся система гидропривода заполнена рабочей (тормозной) жидкостью. В корпусе главного цилиндра установлены пружина 4 и
поршни 6 и 9. Между поршнями и спереди поршня б расположены уплотнительные кольца 5 и 8. Наличие двух поршней улучшает уплотнение их в цилиндре и уменьшает нагрузки
на поршень 6 при действии толкателя 10 на поршень 9. Сообщение бачка 3 с главным цилиндром осуществляется через компенсационное отверстие А и перепускное отверстие
Б.
Рис.7. Привод сцепления автомобиля ВАЗ-2105: 1 - рабочий цилиндр; 2 - клапан для прокачки привода сцепления; 3 – бачок; 4 - возвратная пружина; 5 - уплотнительное кольцо; 6, 29 - поршень; 7 - главный цилиндр; 8 - уплотнитель; 9 - поршень; 10 - толкатель; 11 - ось педали; 12 - сервопружина; 13 - возвратная пружина; 14 - ограничительный винт: 15 - педаль сцепления; 16 - картер сцепления; 17 - маховик; 18 - нажимной диск; 19 - ведомый диск; 20 - нажимная пружина; 21 - пружина; 22 - муфта с подшипником выключения сцепления; 23 - шаровая опора; 24 - вилка; 25 - толкатель; 26 - регулировочная гайка; 27 - фиксатор; 28 - оттяжная пружина вилки; А - компенсационное отверстие; Б - перепускное отверстие Работа сцепления. При отпущенной педали 15 диафрагменная пружина 20 прижимает нажимной диск 18 и ведомый диск
19 к маховику 17, вследствие чего ведомый диск за счет сил трения будет вращаться вместе с маховиком и нажимным диском, передавая крутящий момент через ступицу на
ведущий вал коробки передач.
При нажатии на педаль толкатель 10 передает усилие на поршни 9 и 6, которые, преодолевая сопротивление пружины 4, перемещаются в главном цилиндре 7. При этом
переднее уплотнительное кольцо 5 перекрывает компенсационное отверстие А и полость цилиндра разобщается с бачком 3, в результате чего перед поршнем создается
избыточное давление жидкости, которое передается на поршень 29 рабочего цилиндра 1. Под давлением жидкости поршень рабочего цилиндра перемещается и через толкатель
25 перемещает вилку 24 выключения сцепления, которая, опираясь на шаровую опору 23, передвигает муфту 22 в сторону маховика. Диафрагменная пружина 20, выгибаясь,
отводит через фиксаторы 27 нажимной ведущий диск от маховика. Ведомый диск освобождается, и передача крутящего момента на ведущий вал коробки передач прекращается.
При отпускании педали она отходит назад под действием пружины 13, а все детали привода возвращаются в исходное положение под действием оттяжной пружины 28.
Уплотнительное кольцо 5 отходит от компенсационного отверстия А, восстанавливая сообщение полостей главного цилиндра и бачка. Диафрагменная пружина 20 изгибается и
снова зажимает ведомый диск между нажимным диском и маховиком, обеспечивая передачу крутящего момента на ведущий вал коробки передач.
Рис.8. Сцепление автомобиля ВАЗ-2110 в сборе: 1 - поводок троса; 2 - вилка выключения сцепления; 3 – кожух сцепления; 4 - болт крепления сцепления к маховику; 5 - нажимной диск; 6 - маховик; 7 -ведомый диск; 8 - первичный вал коробки передач; 9 - нижняя крышка картера сцепления; 10 – картер сцепления; 11 - нажимная пружина; 12 - подшипник выключения сцепления; 13 - фланец муфты подшипника; 14 - втулка муфты подшипника; 15 - направляющая втулка Педаль сцепления 14 (рис. 9) установлен в кронштейне 16 на оси. Верхняя часть педали соединяется с наконечником троса 10. Верхний наконечник оболочки 12 закреплен на кронштейне педали сцепления при помощи упорной пластины 11. Нижний наконечник 2 закреплен в кронштейне 3 на силовом агрегате. Поводок троса 8 соединяется с вилкой выключения сцепления 9.
Рис.9. Привод сцепления автомобиля ВАЗ-2110: 1 - оболочка троса; 2 - нижний наконечник оболочки троса; 3 - кронштейн крепления троса; 4 - защитный чехол троса; 5 - нижний наконечник троса; 6 - регулировочная гайка; 7 - контргайка; 8 - поводок троса; 9 - вилка выключения сцепления; 10 - верхний наконечник троса; 11 - упорная пластина; 12 - верхний наконечник оболочки троса; 13 - уплотнитель; 14 - педаль сцепления; 15 - пружина педали сцепления; 16 - кронштейн педали сцепления
|