ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

2. СЦЕПЛЕНИЕ

2.1. Устройство и работа сцепления (продолжение)

     Сцепление автомобиля ВАЗ-2105. Ведущей частью сцепления является неразборный узел, состоящий из следующих основных деталей: нажимной диск 5 (рис. 6), центральная нажимная пружина 1 и кожух 8. Этот узел закреплен на маховике 6. Нажимной диск, имеющий три фиксатора 29, соединен с кожухом тремя парами пластин 23, обеспечивающими передачу крутящего момента от кожуха сцепления на нажимной диск и не препятствующими осевому перемещению нажимного диска. Опорами нажимной пружины 1 при выключении сцепления служат кольца 28. Внутренние прорези пружины образуют лепестки, которые работают как рычаги выключения сцепления. Пластины 24, закрепленные на пружине 1, поджимают к ней упорный фланец 25 с фрикционным кольцом 26. Кожух 8 соединен с пружиной 1 с помощью заклепок 27.
     Ведомой частью сцепления является ведомый диск 3 в сборе. К ведомому диску приклепаны две фрикционные накладки 2. Ведомый диск соединен со своей ступицей 4 через гаситель крутильных колебаний (демпфер), не допускающий передачу крутильных колебаний коленчатого вала на коробку передач. Он состоит из двух фрикционных колец 19, пружинной шайбы 20, передней 21 и задней 22 пластин, демпферных пружин 30 и упорных пальцев 18. Гашение крутильных колебаний происходит за счет сил трения, возникающих при перемещении диска 3 и пластин 21 и 22 относительно ступицы 4, а также за счет действия демпферных пружин. Действие демпфера ограничивается пальцами 18.
     Механизм выключения сцепления состоит из вилки 15 и муфты 10 с подшипником 11, смазка в который закладывается при его изготовлении. Вилка 15 опирается на шаровую опору 12 и удерживается на ней пружиной 13.
     Сцепление закрыто картером 7, имеющим окна для вентиляции и люк для прохода вилки, закрытый резиновым чехлом.

Рис.6. Сцепление автомобиля ВАЗ-2105:

Рис.6. Сцепление автомобиля ВАЗ-2105:

1 - нажимная пружина; 2 - фрикционные накладки ведомого диска; 3 - ведомый диск; 4 -- ступица ведомого диска; 5 - нажимной диск; 6 - маховик; 7 - картер сцепления; 8 - кожух сцепления; 9 - ведущий вал коробки передач; 10 - муфта подшипника выключения сцепления; 11 - подшипник выключения сцепления; 12 - шаровая опора; 13 - фиксирующая пружина вилки; 14 - толкатель вилки; 15 - вилка выключения сцепления; 16 - рабочий цилиндр; 17 - оттяжная пружина вилки; 18 - упорный палец демпфера; 19 - фрикционное кольцо; 20 - пружинная шайба; 21 - передняя опорная пластина; 22 - задняя опорная пластина; 23, 24 - соединительная пластина; 25 - упорный фланец; 26 - фрикционное кольцо; 27 - заклепка нажимной пружины; 28 - опорное кольцо нажимной пружины; 29 - фиксатор нажимной пружины; 30 - пружина демпфера

     Гидравлический привод сцепления состоит из педали 15 (рис. 7), цилиндра 7 с питательным бачком 3, рабочего цилиндра 1 и соединительного шланга. Вся система гидропривода заполнена рабочей (тормозной) жидкостью. В корпусе главного цилиндра установлены пружина 4 и поршни 6 и 9. Между поршнями и спереди поршня б расположены уплотнительные кольца 5 и 8. Наличие двух поршней улучшает уплотнение их в цилиндре и уменьшает нагрузки на поршень 6 при действии толкателя 10 на поршень 9. Сообщение бачка 3 с главным цилиндром осуществляется через компенсационное отверстие А и перепускное отверстие Б.
     Рабочий цилиндр 1 крепится к картеру сцепления 16. В корпусе цилиндра установлен поршень 29 с двумя уплотнительными кольцами. В гнездо поршня упирается толкатель 25 вилки включения сцепления.
     В корпус цилиндра ввернут клапан 2 выпуска воздуха при прокачивании гидропривода.

Рис.7. Привод сцепления автомобиля ВАЗ-2105

Рис.7. Привод сцепления автомобиля ВАЗ-2105:

1 - рабочий цилиндр; 2 - клапан для прокачки привода сцепления; 3 – бачок; 4 - возвратная пружина; 5 - уплотнительное кольцо; 6, 29 - поршень; 7 - главный цилиндр; 8 - уплотнитель; 9 - поршень; 10 - толкатель; 11 - ось педали; 12 - сервопружина; 13 - возвратная пружина; 14 - ограничительный винт: 15 - педаль сцепления; 16 - картер сцепления; 17 - маховик; 18 - нажимной диск; 19 - ведомый диск; 20 - нажимная пружина; 21 - пружина; 22 - муфта с подшипником выключения сцепления; 23 - шаровая опора; 24 - вилка; 25 - толкатель; 26 - регулировочная гайка; 27 - фиксатор; 28 - оттяжная пружина вилки; А - компенсационное отверстие; Б - перепускное отверстие

     Работа сцепления. При отпущенной педали 15 диафрагменная пружина 20 прижимает нажимной диск 18 и ведомый диск 19 к маховику 17, вследствие чего ведомый диск за счет сил трения будет вращаться вместе с маховиком и нажимным диском, передавая крутящий момент через ступицу на ведущий вал коробки передач. При нажатии на педаль толкатель 10 передает усилие на порш­ни 9 и 6, которые, преодолевая сопротивление пружины 4, пере­мещаются в главном цилиндре 7. При этом переднее уплотнительное кольцо 5 перекрывает компенсационное отверстие А и полость цилиндра разобщается с бачком 3, в результате чего перед поршнем создается избыточное давление жидкости, которое передается на поршень 29 рабочего цилиндра 1. Под давлением жидкости поршень рабочего цилиндра перемещается и через толкатель 25 перемещает вилку 24 выключения сцепления, которая, опираясь на шаровую опору 23, передвигает муфту 22 в сторону маховика. Диафрагменная пружина 20, выгибаясь, отводит через фиксаторы 27 нажимной ведущий диск от маховика. Ведомый диск освобождается, и передача крутящего момента на ведущий вал коробки передач прекращается. При отпускании педали она отходит назад под действием пружины 13, а все детали привода возвращаются в исходное положение под действием оттяжной пружины 28. Уплотнительное кольцо 5 отходит от компенсационного отверстия А, восстанавливая сообщение полостей главного цилиндра и бачка. Диафрагменная пружина 20 изгибается и снова зажимает ведомый диск между нажимным диском и маховиком, обеспечивая передачу крутящего момента на ведущий вал коробки передач.
     Если педаль сцепления отпустить резко, то жидкость не успеет заполнить объем, освобождаемый поршнем б, и в рабочей полости главного цилиндра создается разрежение. Под его действием жидкость через отверстие Б, зазор между задним торцом уплотнительного кольца 5 и канавкой поршня протекает через радиальное отверстие в поршне в рабочую полость цилиндра, что обеспечивает последующее эффективное действие привода выключения сцепления.
     Полнота включения сцепления обеспечивается наличием зазора 0,1...0,5 мм между толкателем 10 и поршнем 9 при отпущенной педали сцепления. Зазор устанавливается ограничительным винтом 14 и определяется свободным ходом педали.
     Для снижения окончательного усилия, прикладываемого к педали сцепления, применена специальная усилительная пружи­на 12. Задним концом пружина соединена с кронштейном педалей, а передним с крючком, закрепленным на верхнем плече педали. При первоначальном нажатии на педаль пружина 12 несколько растягивается и сопротивляется движению педали, но при дальнейшем ходе педали, когда ось пружины пройдет центр оси 11 педали, пружина сжимается и помогает воздействию водителя на педаль.
     Сцепление автомобиля ВАЗ-2110 однодисковое, с центральной нажимной пружиной 11 (рис. 8). Кожух 3 сцепления крепится к маховику 6 шестью болтами 4, а с нажимным диском 5 соединяется тремя парами упругих пластин.
     Ведомый диск 7 в сборе с демпфером расположен на шлицах первичного вала 8 коробки передач.
     На автомобилях с двигателем ВАЗ-2112 применяется сцепление с отличающимися характеристиками нажимной пружины ведущей части сцепления и пружинами демпфера ведомого диска. Для различия ведущих частей (на сцеплении 2112) выполнена метка в виде отверстия в одной из прорезей лепестков нажимной пружины. На двух пружинах демпфера ведомого диска 2112 имеются полоски краски белого цвета.
     Привод сцепления тросовый, беззазорный (зазоры в приводе отсутствуют).

Рис.8. Сцепление автомобиля ВАЗ-2110 в сборе

Рис.8. Сцепление автомобиля ВАЗ-2110 в сборе:

1 - поводок троса; 2 - вилка выключения сцепления; 3 – кожух сцепления; 4 - болт крепления сцепления к маховику; 5 - нажимной диск; 6 - маховик; 7 -ведомый диск; 8 - первичный вал коробки передач; 9 - нижняя крышка картера сцепления; 10 – картер сцепления; 11 - нажимная пружина; 12 - подшипник выключения сцепления; 13 - фланец муфты подшипника; 14 - втулка муфты подшипника; 15 - направляющая втулка

     Педаль сцепления 14 (рис. 9) установлен в кронштейне 16 на оси. Верхняя часть педали соединяется с наконечником троса 10. Верхний наконечник оболочки 12 закреплен на кронштейне педали сцепления при помощи упорной пластины 11. Нижний наконечник 2 закреплен в кронштейне 3 на силовом агрегате. Поводок троса 8 соединяется с вилкой выключения сцепления 9.

Рис.9. Привод сцепления автомобиля ВАЗ-2110

Рис.9. Привод сцепления автомобиля ВАЗ-2110:

1 - оболочка троса; 2 - нижний наконечник оболочки троса; 3 - кронштейн крепления троса; 4 - защитный чехол троса; 5 - нижний наконечник троса; 6 - регулировочная гайка; 7 - контргайка; 8 - поводок троса; 9 - вилка выключения сцепле­ния; 10 - верхний наконечник троса; 11 - упорная пластина; 12 - верхний наконечник оболочки троса; 13 - уплотнитель; 14 - педаль сцепления; 15 - пружина педали сцепления; 16 - кронштейн педали сцепления

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ