ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

2. СЦЕПЛЕНИЕ

2.1. Устройство и работа сцепления

     Назначение сцепления — кратковременно разъединять двигатель и коробку передач и вновь плавно соединять их, не допуская резкого изменения нагрузки, а также обеспечивая плавное трогание автомобиля с места. Кроме того, сцепление предохраняет детали трансмиссии от перегрузок инерционным моментом, создаваемым вращающимися массами двигателя при резком замедлении вращения коленчатого вала. Общая классификация сцепления приведена на рис.4.

Рис.4. Классификация сцепления

Рис.4. Классификация сцепления

     Используемое на легковых автомобилях сцепление сухое однодисковое, оно состоит из ведущих и ведомых деталей, механизма выключения и привода. К ведущим деталям относятся нажимной диск 2 (рис. 5), соединенный с кожухом 1 рычагами 7 и упругими пластинами 5, а также нажимные пружины 6. Ведомые детали собраны на ведомом диске 4. Механизм выключения имеет муфту с оттяжной пружиной и выжимной подшипник 8.

Рис.5. Схема действия сцепления:а - сцепление включено    Рис.5. Схема действия сцепления: б - сцепление выключено

     Рис.5. Схема действия сцепления:

а - сцепление включено; б - сцепление выключено; 1 — кожух; 2 — нажимной диск; 3 — маховик; 4 — ведомый диск; 5 — упругая пластина; 6 — нажимная пружина; 7 — рычаг; 8 — выжимной подшипник; 9 — вилка; 10 — педаль; 11 — оттяжная пружина; 12 — ведущий вал коробки передач

     Работа сцепления основана на использовании сил трения, возникающих между поверхностями дисков 2 и 4 (рис. 5,а). Ведущий (нажимной) диск 2 связан с маховиком 3 двигателя и вращается вместе с ним, а ведомый диск 4 надет на шлицы ведущего вала 12 коробки передач. При включенном сцеплении пружины 6, воздействуя на ведущий (нажимной) диск, прижимают им ведомый диск к маховику, обеспечивая передачу крутящего момента от коленчатого вала к ведущему валу коробки передач.
     Для выключения сцепления производят нажатие на педаль 10 (рис. 5,б), которая через детали привода воздействует на муфту выключения и подшипник 8. Последний, передвигаясь вперед по валу коробки передач, нажимает на рычаги выключения 7, которые отводят назад ведущий (нажимной) диск. При этом пружины 6 сжимаются, а ведомый диск освобождается и перестает передавать крутящий момент от двигателя к ведущему валу коробки передач. При плавном отпускании педали пружины возвращают все детали механизма в исходное положение, постепенно прижимая ведомый диск к маховику.
     На автомобилях ВАЗ-2105, ВАЗ-2108 и «Москвич-2140» применяется сцепление с центральной диафрагменной нажимной пружиной, а на автомобиле ЗАЗ-968М с периферийным расположением нажимных пружин. Привод выключения сцепления у автомобилей ВАЗ-2105, «Москвич-2140» и ЗАЗ-968М гидравлический, а у ВАЗ-2108 - механический. В приводе автомобилей ВАЗ используются усилительные пружинные механизмы.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСИОК ПОСОБИЙ