ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ТРАНСМИССИЙ (продолжение)

     Механические трансмиссии легковых автомобилей с колесной формулой 4x2 часто выполняют по другой схеме: с расположением двигателя, сцепления и коробки передач непосредственно у ведущего моста: задние ведущие колеса и двигатель сзади, как у автомобиля ЗАЗ-968М (рис. 2,а), или передние ведущие колеса и двигатель впереди, как у автомобилей ВАЗ-2108, 2109, 2110 и др. (рис. 2,б). При такой схеме трансмиссии не нужна карданная передача между коробкой передач и ведущим мостом. Привод ведущих колес осуществляется не полуосями, а карданными передачами. В приводе к ведущим управляемым колесам устанавливают карданные шарниры 6 равных угловых скоростей.

Рис.2. Схема механической трансмиссии автомобиля 4 x 2;

Рис.2. Схема механической трансмиссии автомобиля 4 x 2; (обозначение позиций 1 — 5 см. на рис.1)

     На рис. 3, а показана механическая трансмиссия автомобиля 4x4. По сравнению с трансмиссией автомобиля 4 x 2 в нее дополнительно входят раздаточная коробка 7, от которой крутящий момент подводится как к переднему, так и к заднему ведущим мостам отдельными карданными передачами 4. Передний ведущий мост кроме главной передачи, дифференциала и полуосей в приводе колес имеет карданные шарниры 6, которые обеспечивают возможность подведения крутящего момента к передним ведущим управляемым колесам. Иногда в раздаточных коробках устанавливают межосевой дифференциал 8 (рис. 3,в), распределяющий крутящий момент между ведущими мостами в определенной пропорции.
     В механических трансмиссиях трехосных автомобилей крутящий момент к промежуточному и заднему ведущим мостам может подводиться одним общим валом (рис. 3,б) или раздельно двумя валами (рис. 3,в). В первом случае главная передача промежуточного моста имеет проходной ведущий вал. В раздаточных коробках трехосных автомобилей со всеми ведущими колесами предусмотрено устройство для выключения привода переднего моста (ЗИЛ-131) или установлен межосевой дифференциал (Урал-375), распределяющий крутящий момент в определенной пропорции между передним и двумя другими ведущими мостами. При раздельном приводе промежуточного и заднего мостов раздаточная коробка может иметь межосевой дифференциал, распределяющий крутящий момент между этими двумя мостами. В трансмиссиях некоторых трехосных автомобилей, выполненных по схеме ( рис. 3,б), межосевой дифференциал иногда установлен в картере промежуточного моста (КамАЗ-5320).
     У автомобилей с колесной формулой 8 x 8 при необходимости увеличения базы (расстояния между крайними осями) применяют обычно потележечное расположение ведущих мостов, т. е. сближают первый мост со вторым и третий с четвертым. Управляемыми являются колеса двух передних мостов.

Рис.3. Схемы трансмиссий

Рис.3. Схемы трансмиссий:

а — механической автомобиля 4x4; б — механической автомобиля 6x4; в — механической автомобиля 6x6; г — гидрообъемной и электрической автомобиля 4x2; д, ж — механической автомобиля 8х8; (обозначение позиций 1 — 5 см. на рис.1)

     При этом необходимы три раздаточных коробки с дифференциалами: одна межтележечная и две межосевые, соединенные карданными передачами. На таких автомобилях иногда применяют два двигателя (рис. 3,д). В этом случае не нужна межтележечная раздаточная коробка, но необходимы два сцепления и две коробки передач. Межосевые раздаточные коробки целесообразно ставить не между мостами тележек, а между первым - третьим и вторым - четвертым мостами, как показано на рис. 3,д. При двух двигателях имеется возможность движения при одном работающем двигателе.
     Оригинальная схема трансмиссии применена у автомобиля БАЗ-135Л (рис. 3,ж) - бортовая, а не мостовая, как у всех описанных выше автомобилей с механической трансмиссией. При мостовой схеме крутящий момент подводится к каждому ведущему мосту, а затем распределяется между левым и правым ведущими колесами данного моста. При бортовой схеме крутящий момент сначала подводится к каждому борту (через межбортовую раздаточную коробку), а затем распределяется между колесами данного борта. При двух двигателях межбортовая раздаточная коробка не нужна, но нужны две бортовые раздаточные коробки, через которые от правого двигателя крутящий момент подводится к колесам правого борта, а от левого двигателя - к колесам левого борта. В трансмиссии БАЗ-135Л нет ни одного дифференциала. При этом главная передача размещается у каждого ведущего колеса и состоит из колесного редуктора 11 и бортовой передачи 12. У автомобиля БАЗ-135Л управляемыми выполнены колеса первой и четвертой осей, поэтому колеса средних осей сближены, а крайних - разнесены.
     Все более широкое распространение на автомобилях получают гидромеханические коробки передач, в которые входят гидротрансформатор и механическая коробка передач. Гидротрансформатор устанавливают вместо сцепления (см. рис. 1,а). Крутящий момент от гидротрансформатора передается к механической коробке передач, в которой передачи включаются с помощью фрикционных механизмов (ЗИЛ-114, БелАЗ-540, автобусы ЛиАЗ-677 и др.). Такая трансмиссия называется комбинированной ( гидромеханической).
     Гидрообъемные и электрические трансмиссии. Структурные схемы таких трансмиссий одинаковы. В первом случае насос 9 (рис. 3,г), приводимый от двигателя внутреннего сгорания, соединен трубопроводами с гидромоторами 10, валы которых соединены с ведущими колесами автомобиля. Гидростатический напор жидкости, создаваемый насосом, реализуется в виде крутящего момента на валах гидромоторов. В электрических трансмиссиях двигателем внутреннего сгорания приводится в работу генератор 9 (рис. 3,г), ток от которого поступает к электродвигателям 10. Ведущие колеса с гидромоторами или электродвигателями, устанавливаемыми в них, называют гидромотор-колесами или электромотор-колесами. При применении быстроходных гидромоторов и электродвигателей в ведущих колесах используют зубчатые понижающие передачи - колесные редукторы.
     Трансмиссии автопоездов. На автопоездах, состоящих из тягача и прицепа (полуприцепа) и предназначенных для движения по дорогам с твердым покрытием, трансмиссию имеет только автомобиль-тягач. На автопоездах, предназначенных для движения по бездорожью, для повышения проходимости прицепы (полуприцепы) часто имеют ведущие мосты, мощность к которым подводится от двигателя тягача через механическую, гидравлическую или электрическую передачи.
     Привод дополнительного оборудования, например лебедки, насоса подъема платформы и т. д., осуществляют с помощью коробки отбора мощности, которую присоединяют к коробке передач.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ