ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ

ТЕОРИЯ И РАСЧЕТ

Учебное пособие

1.1 Тяговые силы на ведущих колесах автомобиля

Развиваемый двигателем крутящий момент М через сцепление, трансмиссию и полуоси передается на ведущие колеса
автомобиля. В зоне контакта ведущих колес с дорогой возникают тяговые силы, действующие на автомобиль в направлении его движения.
Величина тяговой силы может быть подсчитана по выражению:
Формула (1)

где Мт – крутящий момент на ведущих колесах автомобиля;
М – крутящий момент двигателя;
iк – передаточное число коробки передач;
iгп – передаточное число главной передачи;
rк – радиус качения ведущих колес;
η – к.п.д. трансмиссии.

Крутящий момент двигателя может изменяться в зависимости от угловой скорости n вращения коленчатого вала и величины
подачи топлива. Наибольшие значения крутящего момента могут быть получены из внешней скоростной характеристики карбюраторного двигателя или регуляторной характеристики дизельного двигателя при полной подаче топлива. Эти характеристики получают путем испытания двигателей в лабораторных условиях на тормозном стенде.
Расчет крутящего момента двигателя в зависимости от развиваемой мощности N производится по формуле:
Формула Н·м (2)
Для оценки потерь мощности в трансмиссии служит к.п.д. трансмиссии, который представляет собой отношение
мощности Nкол на ведущих колесах к мощности N двигателя:

Формула

Величина к.п.д. трансмиссии в значительной степени зависит от условий ее эксплуатации. С повышением передаточного
числа коробки передач увеличивается сила давления и сила трения между зубьями шестерен, что несколько уменьшает к.п.д. С увеличением скорости вращения шестерен, погруженных в масло, растут гидравлические потери и, соответственно уменьшается к.п.д. трансмиссии.
Наиболее существенное влияние на к.п.д. трансмиссии в эксплуатационных условиях оказывает вязкость масла.
С уменьшением температуры масла к.п.д. заметно снижается.
С увеличением передаваемой мощности относительное значение потерь в трансмиссии сокращается, что приводит
к повышению к.п.д.
Для практических расчетов к.п.д. трансмиссии принимают постоянным. Средние значения к.п.д. трансмиссии
отечественных автомобилей находятся в пределах 0,85…0,90.

 

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ