ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

7. СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ

7.2. Приборы системы питания

     Топливный бак ВАЗ-2105 (рис. 50) изготовляется из освинцованного стального листа и служит для хранения запаса топлива. Он имеет заливную горловину, закрываемую герметично крышкой 2, а для сообщения с атмосферой с целью отвода паров топлива и поддержания нормального давления - вентиляционную трубку 3, выведенную в люк заливной горловины (автомобиль ВАЗ-2105) или отверстие в крышке горловины («Москвич-2140»). На верхней стенке бака укреплен фланец 4 с реостатным датчиком указателя уровня топлива в сборе с топливозаборной трубкой 8, имеющей на конце сетчатый фильтр 7. Поплавок 5 реостатного датчика помещен внутри бака. Аналогично устроен топливный бак автомобиля «Москвич-2140».

Рис.50. Топливный бак автомобиля ВАЗ-2105

Рис.50. Топливный бак автомобиля ВАЗ-2105:

1 — топливный бак; 2 — крышка заливной горловины; 3 — вентиляционная трубка; 4 — фланец; 5 — поплавок; 6 — спускная пробка; 7 - сетчатый фильтр; 8 — топливозаборная трубка; 9 — топливопровод к насосу.

     На автомобиле ВАЗ-2108 в системе подачи топлива имеются следующие дополнительные приборы и устройства.
     В сепаратор (расширительный бачок) 1 (рис. 51) поступают пары топлива по шлангу 4, конденсируются там и сливаются обратно в бак по тому же шлангу. На втором шланге 3 бачка имеется клапан 2 двойного действия: по мере расхода топлива он сооб­щает бак с атмосферой, а при увеличении давления выпускает из него пары топлива.

Рис.51. Схема подачи топлива на автомобиле ВАЗ-2108

Рис.51. Схема подачи топлива на автомобиле ВАЗ-2108:

1 - сепаратор (расширительный бачок); 2 — клапан двойного действия;3,4 — шланги бачка; 5 — шланг заливной горловины; 6 — заливная горловина; 7 — наконечник воздухоотводного шланга; 8 — дренажная трубка; 9 — сетчатый фильтр топливозаборной трубки; 10 — реостатный датчик указателя уровня топлива; 11 — поплавок; 12 — магистраль слива топлива; 13 — нагнетающая магистраль; 14 — фильтр тонкой очистки; 15 — топливный насос; 16 — сливной шланг; 17 — обратный клапан; 18 — карбюратор

     Заливная горловина соединяется с патрубком бака шлангом 5, по которому вытесняется воздух при заправке. Внутри горловины установлен обратный клапан, не допускающий вытекания топлива из бака. Внутренний конец заливного патрубка в баке располагается на определенной высоте, поэтому заполнение бака прекращается, как только уровень топлива перекроет конец пат­рубка. Для предупреждения перетекания топлива из бака через карбюратор, в случае опрокидывания автомобиля, на сливном шланге 16 имеется обратный клапан 17. В нагнетающей магистрали 13 установлен фильтр 14 тонкой очистки топлива с бумажным фильтрующим элементом и пластмассовым корпусом.
     Часть топлива, подаваемая насосом через калиброванное отверстие специального штуцера карбюратора, расположенного перед игольчатым клапаном поплавковой камеры ниже основного штуцера подачи топлива, по сливному шлангу 16 через клапан 17 (см. рис. 51) стекает в бак. При этом получается непрерывная циркуляция части топлива, что препятствует образованию воздушных пробок и прекращению подачи топлива.
     Топливный насос (рис. 52) служит для подачи топлива из бака в карбюратор под давлением. На всех изучаемых двигателях насосы диафрагменные. Корпус насоса, состоящий из верхней и нижней частей, отливают из цинкового сплава; сверху он закрывается крышкой, образующей вместе с верхней частью корпуса отстойник.

Рис.52. Схема работы топливного насоса двигателя ВАЗ

Рис.52. Схема работы топливного насоса двигателя ВАЗ:

а — всасывание топлива; б — нагнетание топлива;

1 — рычаг механической подкачки топлива толкателем; 2 — толкатель; 3 — отверстие прокладки; 4 — верхняя часть корпуса; 5 — впускной клапан; 6 — сетчатый фильтр; 7 — впускной трубопровод; 8,9 — верхние и нижняя диафрагмы; 10 — пружина штока диафрагм; 11 — рычаг ручной подкачки; 12 — шпилечная пружина рычага ручной подкачки; 13 — шток; 14 — балансир; 15 — нижняя часть корпуса; 16 — эксцентрик рычага ручной подкачки; 17 — возвратная пружина рычага; 18 — выпускной топливопровод; 19 — выпускной клапан; 20 — наружная прокладка; 21 — внутренняя дистанционная прокладка; 22 — эксцентрик привода толкателя насоса

     На двигателях ВАЗ между верхней и нижней частями корпуса установлены три диафрагмы, соединенные с верхним концом штока 13. Две верхние диафрагмы 8 являются рабочими и служат для подачи топлива, а нижняя 9 предохранительная не допускает попадания топлива в картер двигателя при разрыве верхних диафрагм (на двигателе «Москвич» — две рабочие диафрагмы). Между диафрагмами расположены дистанционные прокладки: наружная 20 с отверстием 3 для выхода бензина наружу при повреждении рабочих диа­фрагм и внутренняя 21. На шток под диафрагмами устанавливается сжатая пружина 10. Шток 13 своим Г-образным хвостовиком устанавливается в прорезь балансира 14, что позволяет вынимать узел с диафрагмами без разборки рычажного привода. В верхней части корпуса помещен сетчатый фильтр, впускной и выпускной клапаны с пружинами.
     Принцип работы насоса заключается в следующем.
     Когда эксцентрик 22 привода насоса набегает выпуклой частью на толкатель 2, последний перемещается и через рычаг 1 поворачивает балансир 14, который перемещает шток 13 с диафрагмами вниз, сжимая пружину 10. При этом в рабочей полости над диафрагмами создается разрежение, открывается впускной кла­пан 5 и топливо из бака засасывается по топливопроводу 7 в отстойник и далее через сетчатый фильтр 6 и впускной клапан 5 в полость над диафрагмами (рис. 52, а).
     Когда выступающая часть эксцентрика пройдет толкатель, шток с диафрагмами под действием пружины поднимается вверх, создается избыточное давление топлива, под действием которого впускной клапан закрывается, а выпускной 19 (рис. 52, б) — открывается, и топливо нагнетается по топливопроводу 18 в поплавковую камеру карбюратора.
     Производительность насоса несколько превышает потребность топлива для работы на всех режимах нагрузки на двигатель. Поэтому, когда расход топлива небольшой, ход штока с рабочими диафрагмами будет неполным, а ход рычага 1 с балансиром 14 частично холостым, так как усилия пружины 10 недостаточно, чтобы поднять диафрагмы и открыть игольчатый клапан поплавковой камеры.
     В нижней части корпуса находится рычаг 11 ручной подкачки с возвратной шпилечной пружиной 12. При нажатии на рычаг усилие передается через эксцентрик на балансир 14 и шток с диафрагмами опускается вниз, а при отпускании рычага диафрагмы поднимаются вверх и нагнетают топливо в карбюратор. Это требуется делать после длительной стоянки автомобиля.

См. далее

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ