ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

6. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

6.2. Расчет системы охлаждения

     Исходная величина для расчета элементов системы охлаждения - количество теплоты (Дж/с), которое необходимо отвести от двигателя в охлаждающую среду,

Qж=qж·NeN

     где qж - удельное количество теплоты, Дж/(кВт·с); NeN - эффективная мощность, кВт.
     На основании статистических данных для различных типов двигателей удельное количество теплоты qж [Дж/(кВт·с)] составляет:
     карбюраторные двигатели – 800÷1200;
     дизели – 630÷1000.

     Для ориентировочных расчетов четырехтактных двигателей количество теплоты (Дж/с) может быть подсчитано по эмпирической формуле в зависимости от параметров двигателя

Qж=C·i·D1+2m·nm·α-1,

     где С = 0,41÷0,47 - коэффициент пропорциональности; i - число цилиндров; D - диаметр цилиндра, см; n - частота вращения коленчатого вала, об/мин; α - коэффициент избытка воздуха; m= 0,6÷0,7 - показатель степени.
     Расчет радиатора. Основные параметры радиатора: поверхность охлаждения радиатора Fp2), омываемая воздухом; фронтальная поверхность радиатора Fф.р.2); глубина радиатора l(м) - расстояние между передней и задней стенками его решетки по ходу воздуха - l=0,06÷0,15м; коэффициент компактности радиатора φ - отношение охлаждающей поверхности к объему радиатора, φ = Fр/ Fф.р. · l = 600÷900 м²/м³; коэффициент оребрения ψ - отношение площадей поверхностей, омываемых воздухом и жидкостью; ψ = 3÷6.
     Количество жидкости (кг/с), циркулирующей в системе охлаждения в единицу времени,

Gж=Qж/(cж·ΔTж)

где сж - теплоемкость циркулирующей жидкости: для воды сж = 4,178 Дж/(кг·К), для этиленгликолиевых смесей сж = 2,093 Дж/(кг·К);
     ΔТж=5÷10 - перепад температуры охлаждающей жидкости в радиаторе, К; ΔТж = Тж.вх - Тж.вых.
     Поверхность охлаждения радиатора (м2)

Fр=Qж/[K(Tж.ср-Tв.ср)],

     где К - полный коэффициент теплопередачи, Вт/(м²·град); Тж.ср = (Тж.вхж.вых)/2=353÷368 - средняя температура жидкости в радиаторе, К; Тв.ср = (Тв.вхв.вых)/2 = 323÷328 - средняя температура воздуха, проходящего через радиатор, К.
     Полный коэффициент теплопередачи К зависит от многих факторов: конструкции радиатора (трубок, ребер, качества пайки), скорости жидкости и воздуха. Ориентировочно коэффициент теплопередачи [Вт/ (м²·К)]

K=(ψ/αж+δ/λ+1/αв)-1

где ψ - коэффициент оребрения; αж - коэффициент теплоотдачи от жидкости к стенке трубки радиатора, Вт/(м²·К); δ - толщина стенки трубки, м; λ - коэффициент теплопроводности металла трубок радиатора, Вт/(м·К); αв - коэффициент теплоотдачи от стенок трубок радиатора к воздуху, Вт/(м²·К). Можно принимать К [Вт/(м²·К)]:
     для карбюраторных двигателей – 140 ÷ 180;
     для дизелей – 80 ÷ 100.
     Для существующих конструкций систем жидкостного охлаждения удельная поверхность охлаждения радиатора (м²/кВт) fp = Fp / NeN и удельная емкость системы охлаждения (л/кВт): vж = Vж / NeN, где Vж - полная емкость системы (л) имеют следующие значения:
     для легковых автомобилей fp = 0,136 ÷0,313; vж = 0,613 ÷ 0,354;
     для грузовых автомобилей fp = 0,204 ÷ 0,408; vж = 0,272 ÷ 0,816.
     Количество теплоты, отводимой от двигателя Qж и передаваемой через охлаждающую жидкость охлаждающему воздуху в радиаторе Qв, принимают равными. В этом случае расход воздуха через радиатор (м³/с)

Gв=Qв/(ρ·cв·ΔTв),

где Qв - количество теплоты, отводимое от радиатора охлаждающим воздухом: Qв = Qж, Дж/с; св = 1000 - теплоемкость воздуха,
     Дж/(кг·К); ΔТ= Тв.вых – Тв.вх = 20 ÷ 30 - перепад температуры воздуха в радиаторе, К (Тв.вх = 313 К); ρ - плотность воздуха при
     средней его температуре в радиаторе, кг/м³:

ρв0·106/(Rв·Tв.ср),

где p0 - атмосферное давление, МПа; RB = 287 - удельная газовая постоянная для воздуха, Дж/(кг·К); Тв.ср = 323 ÷ 328 - средняя
     температура воздуха, проходящего через радиатор, К.
     Фронтальная поверхность решетки радиатора, выполненная в виде квадрата с целью получения коэффициента обдува, равным единице, (м²)

Fф.р.=Gв/vв,

где vв = 6 ÷ 24 - скорость воздуха перед фронтом радиатора без учета скорости движения машины, м/с.

     По найденным значениям поверхности охлаждения радиатора Fф.р. и фронтальной поверхности решетки радиатора Fф.р определяют соответственно глубину радиатора (м):

l=Fp/(Fф.р.·φ)

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ