ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

6. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

6.1. Устройство и работа системы охлаждения (продолжение)

     На автомобиле ВАЗ-2108 имеются следующие конструктивные особенности.
     Радиатор разборный, состоящий из двух вертикальных пластмассовых бачков 1 и 5 и сердцевины, изготовленной из ребристых алюминиевых пластин 3 и горизонтальных трубок 2 (рис. 48). В целях улучшения циркуляции жидкости и теплоотдачи в левом бачке имеется перегородка. Заливная горловина расположена на расширительном бачке. В пробке расширительного бачка помещаются два клапана. Выпускной (паровой) клапан открывается при избыточном давлении в системе охлаждения 0,2 кгс/см2 и выпускает пары в атмосферу.
     Впускной клапан (воздушный) открывается при понижении давления в системе до 0,97...0,87 кгс/см2 (разрежение) вследствие остывания или слива жидкости и пропускает в систему атмосферный воздух. Верхний патрубок бачка шлангом постоянно соединен с патрубком радиатора, что предупреждает образование паровых пробок. Нижний патрубок бачка шлангом соединяется с дополнительным патрубком термостата.
     Вентилятор 9 (см. рис. 48) приводится от электродвигателя 10. Включение и выключение электродвигателя происходит автоматически при помощи датчика 4, установленного в бачке радиатора, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, которая поддерживается в пределах 85...950 °С.

Рис.48. Система охлаждения ВАЗ-2108

Рис.48. Система охлаждения ВАЗ-2108:

1 — левый бачок радиатора; 2 — алюминиевые трубки; 3 — охлаждающие пластины сердцевины; 4 — датчик включения электровентилятора; 5 — правый бачок радиатора; 6 — сливная пробка; 7 — сердцевина радиатора; 8 — кожух электровентилятора; 9 — крыльчатка электровентилятора; 10 — электродвигатель; 11 — насос охлаждающей жидкости.

     Охлаждающие жидкости. Систему охлаждения двигателей заправляют низкозамерзающей жидкостью Тосол А-40 или Тосол А-65. Эти жидкости представляют собой смесь технического этиленгликоля и дистиллированной воды с температурой замерзания соответственно минус 40 и 65° С.
     При указанных температурах жидкость превращается не в лед, а в густую массу, не вызывающую повреждений радиатора и блока цилиндров двигателя. Эти жидкости не склонны к вспениванию, отложению накипи и испарению, но являются ядовитыми. При попадании их в организм человека может произойти тяжелое отравление. Поэтому их нельзя отсасывать ртом через шланг. После работы с ними надо хорошо мыть руки с мылом. Не допускать попадания жидкости на окрашенную поверхность кузова во избежание порчи окраски. Хранить жидкость можно в закупоренной чистой стеклянной или пластмассовой посуде.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ