|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Учебное пособие 6. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ 6.1. Устройство и работа системы охлаждения (продолжение) На двигателе автомобиля ВАЗ-2105 система охлаждения жидкостная закрытая с принудительной цикруляцией охлаждающей жидкости. Она состоит из рубашки 4 (рис. 45) охлаждения блока и головки цилиндров, радиатора 5, расширительного бачка 3, центробежного насоса 7, вентилятора 6, термостата 8, соединительных патрубков и шлангов, сливных пробок, датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости. Рис.45. Система охлаждения ВАЗ-2105: 1 — патрубок отвода жидкости из отопителя; 2 — патрубок подвода жидкости из головки цилиндров в отопитель; 3 — расширительный бачок; 4 — рубашка охлаждения; 5 — радиатор; 6 — вентилятор; 7 — центробежный насос системы охлаждения; 8 — термостат. Радиатор состоит из нижнего и верхнего латунных бачков, припаянных к сердцевине.
Бачки имеют патрубки, а верхний, кроме того, - заливную горловину с пробкой. Сердцевина радиатора изготовлена из латунных трубок 1 (рис. 46,а),
соединяющих верхний и нижний бачки, и стальных пластин 2, увеличивающих поверхность охлаждения.
Рис.46. Сердцевина (а) и пробка (б) радиатора автомобилей ВАЗ-2105 и «Москвич»: 1 — трубки; 2 — стальные пластины; 3 — выпускной клапан; 4 — впускной клапан; 5 — горловина радиатора; 6 — корпус пробки; 7 — патрубок к расширительному бачку Центробежный насос охлаждающей жидкости служит для обеспечения принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения. Он состоит из корпуса, в котором установлен вал 6 (рис. 47) на шариковом подшипнике 1. Подшипник заполняется смазкой Литол-24 на заводе и в дальнейшем не смазывается. На передний конец вала напрессована ступица 3 шкива 2, а на задний — крыльчатка 8.
Рис.47. Центробежный насос охлаждающей жидкости ВАЗ-2105: 1 — двухрядный шариковый подшипник; 2 — шкив; 3 — ступица шкива; 4 — стопорный винт подшипника; 5 — крышка корпуса; 6 — вал насоса; 7 — опорная уплотнительная шайба неразборного самоуплотняющегося сальника; 8 — крыльчатка; 9 — приемный патрубок; 10 — приемное отверстие отопителя салона кузова; 11 — окно подачи жидкости в рубашку блока цилиндров Уплотнение заднего конца вала на выходе его из корпуса достигается самоуплотняющимся
сальником с уплотнительной шайбой 7, изготовленной из графитовой композиции, по поверхности которой скользит своим торцом крыльчатка. Внутри корпуса
сальника помещаются также резиновая манжета и разжимная пружина, которая прижимает торцы манжеты к корпусу и к уплотнительной шайбе. |