ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

6. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

6.1. Устройство и работа системы охлаждения (продолжение)

     На двигателе автомобиля ВАЗ-2105 система охлаждения жидкостная закрытая с принудительной цикруляцией охлаждающей жидкости. Она состоит из рубашки 4 (рис. 45) охлаждения блока и головки цилиндров, радиатора 5, расширительного бачка 3, центробежного насоса 7, вентилятора 6, термостата 8, соединительных патрубков и шлангов, сливных пробок, датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости.

Рис.45. Система охлаждения ВАЗ-2105

Рис.45. Система охлаждения ВАЗ-2105:

1 — патрубок отвода жидкости из отопителя; 2 — патрубок подвода жидкости из головки цилиндров в отопитель; 3 — расширительный бачок; 4 — рубашка охлаждения; 5 — радиатор; 6 — вентилятор; 7 — центробежный насос системы охлаждения; 8 — термостат.

     Радиатор состоит из нижнего и верхнего латунных бачков, припаянных к сердцевине. Бачки имеют патрубки, а верхний, кроме того, - заливную горловину с пробкой. Сердцевина радиатора изготовлена из латунных трубок 1 (рис. 46,а), соединяющих верхний и нижний бачки, и стальных пластин 2, увеличивающих поверхность охлаждения.
     Заливная горловина 5 (рис. 46,б) радиатора закрывается пробкой 6 и соединяется шлангом 7 с расширительным бачком 3 (см. рис. 45). Пробка радиатора имеет выпускной 3 (рис. 46) и впускной 4 клапаны, через которые радиатор сообщается с расширительным бачком. Выпускной клапан открывается при избыточном давлении в системе охлаждения до 0,5 кгс/см2, и жидкость или пар отводятся из радиатора в расширительный бачок. Это предохраняет от разрушения радиатор и патрубки.
     Впускной клапан открывается при разрежении 0,01 кгс/см2. При этом в радиатор поступает жидкость из расширительного бачка, что предотвращает сдавливание трубок сердцевины радиатора под действием атмосферного давления. Бачок закрыт пробкой с резиновым клапаном, срабатывающим при давлении в нем, близком к атмосферному.

Рис.46. Сердцевина (а) и пробка (б) радиатора автомобилей ВАЗ-2105 и «Москвич»

Рис.46. Сердцевина (а) и пробка (б) радиатора автомобилей ВАЗ-2105 и «Москвич»:

1 — трубки; 2 — стальные пластины; 3 — выпускной клапан; 4 — впускной клапан; 5 — горловина радиатора; 6 — корпус пробки; 7 — патрубок к расширительному бачку

     Центробежный насос охлаждающей жидкости служит для обеспечения принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения. Он состоит из корпуса, в котором установлен вал 6 (рис. 47) на шариковом подшипнике 1. Подшипник заполняется смазкой Литол-24 на заводе и в дальнейшем не смазывается. На передний конец вала напрессована ступица 3 шкива 2, а на задний — крыльчатка 8.

Рис.47. Центробежный насос охлаждающей жидкости ВАЗ-2105

Рис.47. Центробежный насос охлаждающей жидкости ВАЗ-2105:

1 — двухрядный шариковый подшипник; 2 — шкив; 3 — ступица шкива; 4 — стопорный винт подшипника; 5 — крышка корпуса; 6 — вал насоса; 7 — опорная уплотнительная шайба неразборного самоуплотняющегося сальника; 8 — крыльчатка; 9 — приемный патрубок; 10 — приемное отверстие отопителя салона кузова; 11 — окно подачи жидкости в рубашку блока цилиндров

     Уплотнение заднего конца вала на выходе его из корпуса достигается самоуплотняющимся сальником с уплотнительной шайбой 7, изготовленной из графитовой композиции, по поверхности которой скользит своим торцом крыльчатка. Внутри корпуса сальника помещаются также резиновая манжета и разжимная пружина, которая прижимает торцы манжеты к корпусу и к уплотнительной шайбе.
     Привод насоса осуществляется трапециевидным ремнем от шкива коленчатого вала. Этим же ремнем осуществляется привод генератора.
     Вентилятор 6 (см. рис. 45) четырехлопастный пластмассовый служит для создания направленного потока воздуха через сердцевину радиатора с целью более быстрого охлаждения в нем жидкости. Лопасти вентилятора вместе с приводным шкивом крепятся болтами к ступице вала центробежного насоса. Для увеличения эффективности работы вентилятор снабжен специальным кожухом, прикрепляемым к радиатору.
     Аналогично устроена система охлаждения двигателя автомобиля «Москвич-2140».

См. далее

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ