ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

6. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

6.1. Устройство и работа системы охлаждения

     При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя температура газов достигает 2500° С, а в среднем при работе двигателя составляет 800...900° С. Это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к заклиниванию поршней в цилиндре, обгоранию головок клапанов, выгоранию смазки, выплавлению вкладышей подшипников и другим неисправностям. Для предупреждения этого в двигателе необходимо поддерживать определенный тепловой режим, что обеспечивается жидкостной или воздушной системой охлаждения. В системе охлаждения температура охлаждающей жидкости на всех режимах работы двигателя должна поддерживаться в пределах 87...102° С. Принципиальная схема жидкостной системы охлаждения показана на рис. 44.

Рис.44. Принципиальная схема жидкостной системы охлаждения двигателя

I — циркуляция жидкости по малому кругу; II — циркуляция жидкости по большому кругу;

1 — двигатель 2 — рубашка охлаждения блока и головки цилиндров; 3 — центробежный насос; 4, 9, 13 — патрубки; 5 — перепускной клапан; 6 — термосиловой элемент; 7 — основной клапан; 8 — термостат; 10 — радиатор; 11 — заливная горловина с пробкой; 12 — расширительный бачок; 14 — вентилятор; 15 — цилиндр; 16 — нижний бачок радиатора.

     Основными элементами этой системы являются: рубашка охлаждения двигателя, центробежный насос, трубопроводы, радиатор, вентилятор, расширительный бачок, термостат и датчик с указателем температуры охлаждающей жидкости.
     Принцип действия жидкостной системы охлаждения заключается в следующем. При пуске холодного двигателя термосиловой элемент 6 термостата 8 (см. рис. 44) находится в крайнем левом положении, при котором основной клапан 7 закрыт, а перепускной 5 открыт. При работе двигателя крыльчатка центробежного насоса 3, приводимая во вращение через ременную передачу от шкива коленчатого вала, захватывает охлаждающую жидкость из патрубка 4 и нагнетает ее в рубашку 2 блока и головки цилиндров двигателя 1. При этом жидкость отнимает излишнее тепло от нагретых частей, нагревается сама и через открытый перепускной клапан 5 термостата 8 будет снова поступать к насосу, т. е. циркуляция будет происходить по «малому кругу», минуя радиатор (см. стрелки I), что ускоряет нагрев двигателя.
     По мере прогрева двигателя термосиловой элемент 6 термостата нагревается и перемещает клапаны вправо, постепенно закрывая перепускной 5 и открывая основной 7 клапаны.
     При этом циркуляция жидкости будет происходить как и прежде по «малому кругу» и одновременно частично по «большому кругу» через радиатор 10 по патрубкам 13 и 9.
     Когда двигатель полностью прогреется и температура жидкости достигнет 85...95° С, перепускной клапан полностью закроется, а основной откроется и циркуляция жидкости будет происходить только по «большому кругу» (см. стрелки II) в следующей последовательности: от насоса 3 в рубашку 2 блока и головки цилиндров по патрубку 13 в верхний бачок радиатора, через сердцевину (по трубкам) в нижний бачок 16 и охлажденная при помощи вентилятора 14 по патрубку 9, через открытый клапан 7 термостата, по патрубку 4 снова к насосу, поддерживая необходимый тепловой режим двигателя.
     Расширительный бачок 12 служит для компенсации изменений объема жидкости, возникающих от ее температуры и давления при работе двигателя.

См. далее

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ