
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и
техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Учебное пособие
6. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
6.1. Устройство и работа системы охлаждения
При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя температура газов достигает 2500° С, а в
среднем при работе двигателя составляет 800...900° С. Это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к заклиниванию поршней в цилиндре, обгоранию
головок клапанов, выгоранию смазки, выплавлению вкладышей подшипников и другим неисправностям. Для предупреждения этого в двигателе необходимо
поддерживать определенный тепловой режим, что обеспечивается жидкостной или воздушной системой охлаждения. В системе охлаждения температура охлаждающей
жидкости на всех режимах работы двигателя должна поддерживаться в пределах 87...102° С. Принципиальная схема жидкостной системы охлаждения показана на
рис. 44.
I — циркуляция жидкости по малому кругу; II — циркуляция жидкости по большому кругу;
1 — двигатель 2 — рубашка охлаждения блока и головки цилиндров; 3 — центробежный насос; 4, 9, 13 — патрубки;
5 — перепускной клапан; 6 — термосиловой элемент; 7 — основной клапан; 8 — термостат; 10 — радиатор; 11 — заливная горловина с пробкой;
12 — расширительный бачок; 14 — вентилятор; 15 — цилиндр; 16 — нижний бачок радиатора.
Основными элементами этой системы являются: рубашка охлаждения двигателя, центробежный
насос, трубопроводы, радиатор, вентилятор, расширительный бачок, термостат и датчик с указателем температуры охлаждающей жидкости.
Принцип действия жидкостной системы охлаждения заключается в следующем. При пуске холодного двигателя термосиловой элемент
6 термостата 8 (см. рис. 44) находится в крайнем левом положении, при котором основной клапан 7 закрыт, а перепускной 5 открыт. При работе двигателя
крыльчатка центробежного насоса 3, приводимая во вращение через ременную передачу от шкива коленчатого вала, захватывает охлаждающую жидкость из
патрубка 4 и нагнетает ее в рубашку 2 блока и головки цилиндров двигателя 1. При этом жидкость отнимает излишнее тепло от нагретых частей, нагревается
сама и через открытый перепускной клапан 5 термостата 8 будет снова поступать к насосу, т. е. циркуляция будет происходить по «малому кругу», минуя
радиатор (см. стрелки I), что ускоряет нагрев двигателя.
По мере прогрева двигателя термосиловой элемент 6 термостата нагревается и перемещает клапаны вправо, постепенно закрывая
перепускной 5 и открывая основной 7 клапаны.
При этом циркуляция жидкости будет происходить как и прежде по «малому кругу» и одновременно частично по «большому кругу»
через радиатор 10 по патрубкам 13 и 9.
Когда двигатель полностью прогреется и температура жидкости достигнет 85...95° С, перепускной клапан полностью закроется,
а основной откроется и циркуляция жидкости будет происходить только по «большому кругу» (см. стрелки II) в следующей последовательности: от насоса 3 в
рубашку 2 блока и головки цилиндров по патрубку 13 в верхний бачок радиатора, через сердцевину (по трубкам) в нижний бачок 16 и охлажденная при помощи
вентилятора 14 по патрубку 9, через открытый клапан 7 термостата, по патрубку 4 снова к насосу, поддерживая необходимый тепловой режим двигателя.
Расширительный бачок 12 служит для компенсации изменений объема жидкости, возникающих от ее температуры и давления при
работе двигателя.
См. далее
|