ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и
техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Учебное пособие
5. СИСТЕМА СМАЗКИ
5.2. Приборы смазочной системы
Шестеренный масляный насос служит для создания давления масла в системе и подачи его к трущимся поверхностям
деталей.
На двигателе ВАЗ-2105 он состоит из корпуса 5 (рис. 41,а), в котором установлены две шестерни: ведущая и ведомая. Ведомая
шестерня свободно вращается на оси 7, а ведущая жестко закреплена на валу 8 с шестерней, находящейся в зацеплении с винтовой шестерней 9 привода.
В корпусе насоса установлен редукционный клапан 2. Аналогичные устройства имеют насосы у автомобилей «Москвич» и ЗАЗ-968М.
Рис. 41. Шестеренный масляный насос:а — двигателя ВАЗ-2105; б — схема работы насоса и редукционного клапана;
в — детали насоса с внутренним зацеплением шестерен двигателя ВАЗ-2108; г — схема работы насоса с внутренним зацеплением шестерен;
1 — маслоприемник; 2 — редукционный клапан; 3 — пружина клапана; 4 — ведомая шестерня; 5 — корпус насоса; 6 — ведущая шестерня; 7 — ось ведомой шестерни;
8 — вал привода; 9 — шестерня привода; 10 — передний сальник коленчатого вала; 11 — крышка насоса; 12 — резиновое уплотнительное кольцо;
13 — серповидный выступ между шестернями.
На двигателе ВАЗ-2108 зацепление шестерен 4 и 6 насоса внутреннее, что снижает потерю
мощности на привод насоса и повышает его производительность (рис. 41, в). Ведущая шестерня 6 установлена на коленчатом валу. Также привод
непосредственно от коленчатого вала получает насос в двигателе автомобиля «Москвич».
Работу насоса иллюстрирует рис. 41, б. При вращении шестерен они своими зубьями захватывают масло, которое поступает к
насосу через сетчатый фильтр маслоприемника, и гонят его по стенкам корпуса в выходное отверстие и далее под давлением по каналу в масляный фильтр.
На двигателе ВАЗ-2108 вращающиеся шестерни вначале засасывают масло во впускную полость, а затем впадинами зубьев
перегоняют его в нагнетательную полость (рис. 41, г) и далее в масляный фильтр. При повышении давления из-за того, что производительность насоса
возрастает с увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя, и насос подает больше масла, чем необходимо для работы двигателя, открывается
редукционный клапан 2 и пропускает часть масла обратно во впускную полость насоса, предупреждая дальнейшее повышение давления в смазывающей системе.
Редукционный клапан регулируется заводом на давление 4,5 кгс/см2 (ВАЗ и «Москвич»). При эксплуатации клапан регулировке не подлежит.
Масляный фильтр (маслоочиститель) служит для очистки масла от продуктов износа и других загрязнений. На всех изучаемых
автомобилях устанавливается по одному фильтру, через который проходит все масло, подаваемое насосом. Такие фильтры называются полнопоточными.
На двигателях ВАЗ неразборный полнопоточный фильтр (рис. 42) состоит из корпуса 1, в котором установлен фильтрующий
элемент 6, перепускной 4 и противодренажный 3 клапаны. Последний представляет собой манжету из маслостойкой резины, которая свободно пропускает масло в
корпус фильтра, но не позволяет ему вытекать из корпуса в поддон картера при неработающем двигателе. Такое устройство способствует постоянному сохранению
запаса масла в корпусе фильтра и каналах, что, в свою очередь, обеспечивает быструю подачу масла к трущимся поверхностям после пуска двигателя.
Перепускной клапан обеспечивает подачу неочищенного масла к смазываемым поверхностям, минуя фильтр в случае сильного загрязнения фильтрующего элемента.
Рис.42. Полнопоточный фильтр для очистки масла двигателя ВАЗ:
1 — корпус; 2 — дно корпуса; 3 —противодренажный клапан;
4 — перепускной клапан; 5 — уплотнительная прокладка; 6 —фильтрующий элемент
Вентиляция картера необходима для поддержания в нем нормального давления и удаления
паров бензина и газов, прорывающихся из цилиндров и вызывающих коррозию деталей, загрязнение и разжижение масла. Кроме того, прорывающиеся в картер
отработавшие газы могут повысить в нем давление, что приведет к разрушению уплотнений и появлению течи масла при работе двигателя. Для устранения этого
во всех изучаемых двигателях осуществляется вентиляция картера путем принудительного отсоса газов из картера через вытяжной шланг, воздухоочиститель,
карбюратор и впускной трубопровод в цилиндры.
На двигателе ВАЗ-2105 отсос картерных газов в смесительную камеру карбюратора регулируется с помощью специального
золотника 1 (рис.43), расположенного на оси дроссельных заслонок карбюратора. При работе двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала на
холостом ходу картерные газы отсасываются в небольшом количестве через калиброванное отверстие 2 золотникового устройства. При открытии дроссельных
заслонок вместе с их осью поворачивается золотник и через имеющуюся в нем канавку сообщает шланг 5 отвода картерных газов непосредственно с
задроссельным пространством карбюратора. Однако разрежение в задроссельном пространстве при этом падает, а на входе в карбюратор возрастает, поэтому
отсос картерных газов больше пойдет через корпус воздухоочистителя (минуя фильтрующий элемент), что увеличивает интенсивность вентиляции картера.
Рис.43. Вентиляция картера двигателя ВАЗ-2105: А — на малой частоте вращения при холостом ходе;
Б — при открытии дроссельных заслонок;
1 — золотник; 2 — калиброванное отверстие; 3 — впускной трубопровод; 4 — дроссельная заслонка, 5 — шланг отвода газов
в задроссельное пространство; 5 — воздушный фильтр; 7 — всасывающий патрубок; 8 — пламегаситель; 9 — маслоотделитель; 10 — картерные газы;
11 — сливная трубка маслоотделителя
|