ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

5. СИСТЕМА СМАЗКИ

5.1. Устройство и работа системы смазки

     Назначение смазочной системы заключается в подводе к трущимся деталям достаточного количества масла, необходимого для уменьшения трения за счет создания масляной пленки между сопряженными деталями, охлаждения их поверхности, удаления частиц металла, образующихся вследствие износа, и защиты деталей от коррозии.
     В двигателях большинства автомобилей применяют комбинированную смазочную систему, при которой наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные разбрызгиванием.
     В смазочную систему двигателя входят: масляный шестеренный насос, фильтр (маслоочиститель), маслозаливная горловина с пробкой, стержень для измерения уровня масла, поддон картера двигателя, датчик и указатель давления (температуры) масла или контрольная лампа давления и система вентиляции картера.
     Принципиальная схема устройства и работы смазочной систе­мы показана на рис. 40. При работе двигателя масло из поддона 1 картера через сетчатый маслоприемник 2 засасывается насосом 3 и подается в масля­ный фильтр 5, где очищается и поступает в главную магистраль 8, просверленную вдоль блока цилиндров.

Рис.40. Принципиальная схема устройства и работы смазочной системы двигателя

1 — поддон картера двигателя; 2 — маслоприемник с сетчатым фильтром; 3 — шестеренный масляный насос; 4 — редукционный клапан; 5 — полнопоточный фильтр; 6 — перепускной клапан; 7 — датчик указателя давления масла; 8 — главная магистраль; 9 — канал подачи масла к коренному подшипнику; 10 — указатель давления масла; 11 — оси коромысел; 12 — распределительный вал; 13 — коромысло привода клапана; 14 и 15 — каналы подачи масла из главной магистрали к механизму газораспределения; 16 — сверления в шейках и щеках вала.

     Из главной магистрали по каналам 9 масло подается к корен­ным подшипникам коленчатого вала, а из них по сверлениям 16 в щеках и шейках коленчатого вала подводится к шатунным подшипникам. Из шатунных подшипников через сверления в нижних головках шатунов масло разбрызгивается. Одновременно по каналам 15 в блоке и 14 в головке цилиндров масло из главной магистрали под давлением поступает во внутренний канал 12 распределительного вала, а из канала по сверлениям к его подшипникам, кулачкам и осям 11 для смазки коромысел 13 и других деталей привода клапанов механизма газораспределения.
     В двигателе ВАЗ-2105 под давлением дополнительно смазы­ваются подшипники вала привода масляного насоса и распределителя зажигания, а у двигателя «Москвич-2140» — шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания, ведомая звездочка и цепь привода распределительного вала, а также натяжное устройство цепи.
     В двигателе ВАЗ-2108 масло, вытекающее из зазоров опор распределительного вала, попадает на регулировочные шайбы, смазывает толкатели, стержни и втулки клапанов и заполняет в головке цилиндров масляные ванны для смазки кулачков распределительного вала и по каналам стекает в поддон картера.
     Остальные детали, механизмы и приборы двигателей смазываются разбрызгиванием масла, вытекающего из зазоров между вращающимися деталями.
     У всех рассматриваемых двигателей направленным разбрызгиванием масла из отверстий нижних головок шатунов смазываются стенки цилиндров и поршней, поршневые кольца и пальцы.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ