ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Учебное пособие
2. ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
2.2. Общее устройство двигателя внутреннего сгорания (продолжение)
Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую отливку — блок
цилиндров 3 (рис. 5).
Рис. 5. Продольный разрез двигателя.
- Картер.
- Масляный насос.
- Блок цилиндров.
- Ремень привода распределительного вала.
- Головка цилиндров.
- Крышка головки цилиндров.
- Распределительный вал.
- Топливный насос.
- Датчик-распределитель зажигания.
- Поршень.
- Шатун.
- Маховик.
- Коленчатый вал.
- Крышка коренного подшипника.
При такой компоновке обеспечивается прочность, жесткость и компактность конструкции, уменьшается масса двигателя. Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампованным
поддоном картера 1, который одновременно служит емкостью для масла. Между поддоном и блоком цилиндров находится прокладка из пробко-резиновой смеси.
Сверху на блок цилиндров устанавливается общая для четырех цилиндров алюминиевая головка цилиндров 5, в которой размещены камеры сгорания,
клапанный механизм и газовые каналы. Между головкой и блоком цилиндров расположена уплотнительная металлоасбестовая прокладка. В каждом цилиндре имеется по одному впускному
и одному выпускному клапану, которые приводятся в действие распределительным валом, установленным на головке цилиндров. Верхнее расположение распределительного вала
позволяет уменьшить массу возвратно-поступательно движущихся деталей и тем самым обеспечить высокую надежность работы механизма газораспределения при большой частоте
вращения коленчатого вала двигателя.
Распределительный вал 7 приводится во вращение от коленчатого вала специальным зубчатым ремнем с эксцентриковым роликовым натяжителем.
Достоинствами такого привода являются простота конструкции, меньшая масса по сравнению с другими видами передач и снижение шумности двигателя. Ременный привод закрыт
спереди пластмассовой, а сзади стальной крышками.
Коленчатый вал 13 — чугунный, литой, пятиопорный. Такой вал дешевле кованого и долговечнее в эксплуатации. Пять опор обеспечивают высокую
жесткость коленчатого вала. Он меньше прогибается, и создаются лучшие условия для работы подшипников. Большие диаметры шеек вала (51 мм коренных и 48 мм шатунных) позволяют
уменьшить нагрузки на подшипники, благодаря чему уменьшается износ шеек и вкладышей подшипников, увеличивается долговечность коленчатого вала. Концы коленчатого вала
уплотняются самоподжимными резиновыми сальниками.
Поршни 10 — алюминиевые, литые, имеют два компрессионных кольца и одно маслосъемное. Поршневой палец запрессовывается в верхнюю головку
шатуна и может свободно вращаться в бобышках поршня. Шатуны 11 — стальные, кованые.
Система смазки двигателя — комбинированная (под давлением и разбрызгиванием). Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники
коленчатого вала, опоры распределительного вала. Отличительной особенностью системы смазки является оригинальный масляный насос с шестернями внутреннего зацепления.
См. далее
|