ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

2. ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

2.2. Общее устройство двигателя внутреннего сгорания (продолжение)

     Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую отливку — блок цилиндров 3 (рис. 5).

Рис. 5. Продольный разрез двигателя.

Рис. 5. Продольный разрез двигателя.

  1. Картер.
  2. Масляный насос.
  3. Блок цилиндров.
  4. Ремень привода распределительного вала.
  5. Головка цилиндров.
  6. Крышка головки цилиндров.
  7. Распределительный вал.
  8. Топливный насос.
  9. Датчик-распределитель зажигания.
  10. Поршень.
  11. Шатун.
  12. Маховик.
  13. Коленчатый вал.
  14. Крышка коренного подшипника.

При такой компоновке обеспечивается прочность, жесткость и компактность конструкции, уменьшается масса двигателя. Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампованным поддоном картера 1, который одновременно служит емкостью для масла. Между поддоном и блоком цилиндров находится прокладка из пробко-резиновой смеси.
     Сверху на блок цилиндров устанавливается общая для четырех цилиндров алюминиевая головка цилиндров 5, в которой размещены камеры сгорания, клапанный механизм и газовые каналы. Между головкой и блоком цилиндров расположена уплотнительная металлоасбестовая прокладка. В каждом цилиндре имеется по одному впускному и одному выпускному клапану, которые приводятся в действие распределительным валом, установленным на головке цилиндров. Верхнее расположение распределительного вала позволяет уменьшить массу возвратно-поступательно движущихся деталей и тем самым обеспечить высокую надежность работы механизма газораспределения при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя.
     Распределительный вал 7 приводится во вращение от коленчатого вала специальным зубчатым ремнем с эксцентриковым роликовым натяжителем. Достоинствами такого привода являются простота конструкции, меньшая масса по сравнению с другими видами передач и снижение шумности двигателя. Ременный привод закрыт спереди пластмассовой, а сзади стальной крышками.
     Коленчатый вал 13 — чугунный, литой, пятиопорный. Такой вал дешевле кованого и долговечнее в эксплуатации. Пять опор обеспечивают высокую жесткость коленчатого вала. Он меньше прогибается, и создаются лучшие условия для работы подшипников. Большие диаметры шеек вала (51 мм коренных и 48 мм шатунных) позволяют уменьшить нагрузки на подшипники, благодаря чему уменьшается износ шеек и вкладышей подшипников, увеличивается долговечность коленчатого вала. Концы коленчатого вала уплотняются самоподжимными резиновыми сальниками.
     Поршни 10 — алюминиевые, литые, имеют два компрессионных кольца и одно маслосъемное. Поршневой палец запрессовывается в верхнюю головку шатуна и может свободно вращаться в бобышках поршня. Шатуны 11 — стальные, кованые.
     Система смазки двигателя — комбинированная (под давлением и разбрызгиванием). Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала. Отличительной особенностью системы смазки является оригинальный масляный насос с шестернями внутреннего зацепления.

См. далее

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ