ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

2. ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

2.2. Общее устройство двигателя внутреннего сгорания

     Рассмотрим общее устройство двигателя на примере двигателя автомобиля ВАЗ-2108 — четырехтактного, карбюраторного, четырехцилиндрового с рядным вертикальным располо­жением цилиндров и верхним расположением распределительного вала. Двигатель специально спроектирован для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле. Поэтому его компоновка и основные размеры выбраны такими, чтобы он вместе с коробкой передач мог разместиться поперек между брызговиками передних колес.

Рис. 4. Силовой агрегат

Рис. 4. Силовой агрегат (стрелками показаны скобы для строповки силового агрегата).

  1. Коробка передач.
  2. Стартер.
  3. Картер сцепления.
  4. Двигатель.
  5. Генератор.
  6. Воздушный фильтр.
  7. Карбюратор.
  8. Топливный насос.
  9. Датчик-распределитель зажигания.
  10. Термостат.

     В сборе с коробкой передач 1 (рис. 4) и сцеплением, размещенным в картере 3, двигатель 4 образует единый жесткий узел — силовой агрегат. Такое конструкторское решение упрощает процесс конвейерной сборки автомобиля, так как силовой агрегат можно собрать отдельно, а потом в сборе устанавливать на автомобиль.
     Все узлы двигателя, требующие обслуживания при эксплуатации автомобиля, размещены в легко доступной зоне: сверху или с левой стороны двигателя, которая из-за поперечного его расположения на автомобиле является передней. Слева находятся свечи зажигания, генератор 5, стартер 2 и щуп указателя уровня масла. Сверху расположены воздушный фильтр 6 и датчик-распределитель зажигания 9. Топливный насос 8 также установлен вверху, но с правой стороны двигателя (задней, если смотреть по ходу движения автомобиля). Такое расположение топливного насоса уменьшает опасность возникновения пожаров при аварии из-за повреждения топливопроводов.
     Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую отливку — блок цилиндров 3 (рис. 5). При такой компоновке обеспечивается прочность, жесткость и компактность конструкции, уменьшается масса двигателя. Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампованным поддоном картера 1, который одновременно служит емкостью для масла. Между поддоном и блоком цилиндров находится прокладка из пробко-резиновой смеси.

См. далее

НА ГЛАВНУЮ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИОК ПОСОБИЙ