ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ

     Автомобиль — это самоходное механическое транспортное средство, которое используется для перевозки грузов, людей и решения специальных задач.
      По своему назначению автомобили различают:

  • грузовые;
  • пассажирские;
  • специальные.

     Все автомобили делятся по приспособленности к работе в различных дорожных условиях на две группы: нормальной и повышенной проходимости. Для различия автомоби­лей по указанному признаку существует «колесная формула», которая обозначает соотношение общего количества колес к числу ведущих колес. Например, 4x2; 4Х4; 6Х4; 6x6 и т.д.
      К грузовым автомобилям относятся:

  • автомобили для перевозки грузов;
  • автомобили-тягачи;
  • прицепы и полуприцепы.

     Грузовые автомобили могут использоваться как универсальный транспорт, перевозящий различные грузы на платформе. Оборудованные специализированными приспособлениями автомобили предназначены для перевозки определенных грузов, например:

  • самосвалы - для перевозки сыпучих и вязких грузов;
  • цистерны - для жидких и газообразных грузов;
  • рефрижераторы - для скоропортящихся грузов;
  • прицепы и полуприцепы - для перевозки крупногабаритных или больших партий грузов.

     Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъемности (табл. 1).
Вид
автомобиля
Параметры Класс
1 2 3 4 5 6 7
Легковые Рабочий
объем
двигателя
Особо малый
до1,2 л
малый
до 1,8 л
средний
св. 1,8
до 3,5 л
большой
св. 3,5 л
Высший не регламентируется
Автобусы Габаритная
длина
  Особо
малые
до 5 м
малый
6-7,5 м
средние
8-9,5 м
большие
10,5 м
сочлененные
более 16,5 м
Грузовые
и
специальные
Полная
масса
до 1,2 т св. 1,2
до 2,0 т
св. 2
до 8 т
св. 8
до 14 т
св. 14
до 20 т
св. 20
до 40 т
св. 40 т

     К пассажирским автомобилям относятся:

  • легковые - для перевозки до 6 пассажиров;
  • автобусы - для массовых перевозок пассажиров.

     Специальные автомобили оснащены специализированным оборудованием для выполнения какой-либо одной конкретной задачи. К ним относятся:

  • пожарные автомобили;
  • санитарные автомобили;
  • машины технической помощи;
  • поливочные автомобили;
  • мусоросборочные автомобили и др.

     Модели отечественных автомобилей обозначаются индексом, состоящим из сокращенного наименования завода-изготовителя и шести цифровых знаков (рис.1).

Структура классификационного индекса модели автомобиля

Рис. 1. Структура классификационного индекса модели автомобиля

     Например: КамАЗ-5320 — Камский автомобильный завод;
     5 — автомобиль пятого класса с полной массой от 14 до 20 т;
     3 — автомобиль грузовой;
     20 — номер модели автомобиля.
     ВАЗ-2105 — Волжский автомобильный завод;
     2 — автомобиль второго класса с рабочим объемом двигателя от 1,2 до 1,8 л;
     1 — автомобиль легковой;
     05 — номер модели автомобиля.
     Автомобиль состоит из агрегатов, механизмов и систем, образующих части (рис. 2;3):

  • шасси;
  • кузов;
  • двигатель.

Общая компановка заднеприводного автомобиля

Рис.2. Общая компоновка заднеприводного автомобиля ВАЗ-2105 с передним расположением двигателя.

  1. Двигатель.
  2. Сцепление.
  3. Коробка передач.
  4. Карданная передача.
  5. Детали задней подвески.
  6. Топливный бак.
  7. Глушитель.
  8. Амортизаторы.
  9. Задний мост.
  10. Главная передача и дифференциал.
  11. Рулевое управление.
  12. Детали передней подвески.
  13. Кузов.

Общая компановка переднеприводного автомобиля

Рис. 3. Общая компоновка переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108 с передним поперечным расположением двигателя.

  1. Кузов.
  2. Двигатель.
  3. Передняя подвеска.
  4. Топливный бак.
  5. Задняя подвеска.
  6. Глушитель.
  7. Привод стояночного тормоза.
  8. Рулевое управление.
  9. Коробка передач с главной передачей и дифференциалом.
  10. Сцепление.

     Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления.

     Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя к колесам ведущих мостов, изменяя крутящий момент по величине и направлению. Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, одного или нескольких ведущих мостов.
     Сцепление — механизм, позволяющий кратковременно и плавно разъединить или соединить двигатель с механизма­ми трансмиссии.
     Коробка передач — механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление, по величине и направлению. Дает возможность автомобилю двигаться вперед или назад, а также позволяет отключать двигатель от ведущих мостов на длительное время.
     Карданная передача позволяет передавать крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам под изменя­ющимися углами в зависимости от неровностей дорожного покрытия.
     Ведущий мост включает в себя главную передачу и дифференциал с полуосями.
     Главная передача преобразует крутящий момент по величине и передает его от карданной передачи через дифференциал на полуоси ведущих колес под постоянным углом.
     Дифференциал — механизм, позволяющий вращаться ведущим колесам с различной скоростью по отношению к друг другу в зависимости от степени сцепления их с дорожным покрытием.
     Ходовая часть включает в себя раму, переднюю и заднюю оси, рессоры, амортизаторы, колеса и шины.
     Механизмы управления позволяют изменять направление и скорость движения, а также останавливать автомобиль и удерживать его на месте. Механизмы управления включают в себя рулевое управление и тормозные системы.      Кузов грузового автомобиля состоит из кабины водите­ля и платформы для размещения груза. К кузову также от­носятся крылья, облицовка, капот и брызговики. Современ­ные легковые автомобили имеют несущий кузов, к которому крепятся все агрегаты и механизмы. Кузов автобуса — салон — служит для размещения пассажиров.      Двигатель — агрегат, преобразующий тепловую энергию, получающуюся при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу, а создаваемый с помощью кривошипно-шатунного механизма крутящий момент используется для передвижения автомобиля.      В заднеприводных автомобилях ВАЗ-2105 «Жигули» и «Москвич-2140» с передним расположением двигателя крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается последовательно: на сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и через полуоси на ступицы задних ведущих колес (см. рис. 2).      На переднеприводном автомобиле ВАЗ-2108 «Жигули» двигатель имеет поперечное переднее расположение и в сборе со сцеплением, коробкой передач, главной передачей и дифференциалом образует силовой агрегат, от которого крутящий момент передается через приводные валы с внутренними и наружными шарнирами равных угловых скоростей на ступицы передних ведущих колес (см.рис.3).

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ