ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Учебное пособие
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
Автомобиль — это самоходное механическое транспортное средство, которое используется для перевозки грузов,
людей и решения специальных задач.
По своему назначению автомобили различают:
- грузовые;
- пассажирские;
- специальные.
Все автомобили делятся по приспособленности к работе в различных дорожных условиях на две группы: нормальной и повышенной проходимости.
Для различия автомобилей по указанному признаку существует «колесная формула», которая обозначает соотношение общего количества колес к числу ведущих колес.
Например, 4x2; 4Х4; 6Х4; 6x6 и т.д.
К грузовым автомобилям относятся:
- автомобили для перевозки грузов;
- автомобили-тягачи;
- прицепы и полуприцепы.
Грузовые автомобили могут использоваться как универсальный транспорт, перевозящий различные грузы на платформе.
Оборудованные специализированными приспособлениями автомобили предназначены для перевозки определенных грузов, например:
- самосвалы - для перевозки сыпучих и вязких грузов;
- цистерны - для жидких и газообразных грузов;
- рефрижераторы - для скоропортящихся грузов;
- прицепы и полуприцепы - для перевозки крупногабаритных или больших партий грузов.
Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъемности (табл. 1).
Вид автомобиля |
Параметры |
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Легковые |
Рабочий
объем двигателя |
Особо малый до1,2 л |
малый до 1,8 л |
средний св. 1,8 до 3,5 л |
большой св. 3,5 л |
Высший не регламентируется |
Автобусы |
Габаритная
длина |
|
Особо малые до 5 м |
малый 6-7,5 м |
средние 8-9,5 м |
большие 10,5 м |
сочлененные более 16,5 м |
Грузовые
и
специальные |
Полная
масса |
до 1,2 т |
св. 1,2 до 2,0 т |
св. 2 до 8 т |
св. 8 до 14 т |
св. 14 до 20 т |
св. 20 до 40 т |
св. 40 т |
К пассажирским автомобилям относятся:
- легковые - для перевозки до 6 пассажиров;
- автобусы - для массовых перевозок пассажиров.
Специальные автомобили оснащены специализированным оборудованием для выполнения какой-либо одной
конкретной задачи. К ним относятся:
- пожарные автомобили;
- санитарные автомобили;
- машины технической помощи;
- поливочные автомобили;
- мусоросборочные автомобили и др.
Модели отечественных автомобилей обозначаются индексом, состоящим из сокращенного наименования
завода-изготовителя и шести цифровых знаков (рис.1).
Рис. 1. Структура классификационного индекса модели автомобиля
Например: КамАЗ-5320 — Камский автомобильный завод;
5 — автомобиль пятого класса с полной массой от 14 до 20 т;
3 — автомобиль грузовой;
20 — номер модели автомобиля.
ВАЗ-2105 — Волжский автомобильный завод;
2 — автомобиль второго класса с рабочим объемом двигателя от 1,2 до 1,8 л;
1 — автомобиль легковой;
05 — номер модели автомобиля.
Автомобиль состоит из агрегатов, механизмов и систем, образующих части (рис. 2;3):
Рис.2. Общая компоновка заднеприводного автомобиля ВАЗ-2105 с передним расположением двигателя.
- Двигатель.
- Сцепление.
- Коробка передач.
- Карданная передача.
- Детали задней подвески.
- Топливный бак.
- Глушитель.
- Амортизаторы.
- Задний мост.
- Главная передача и дифференциал.
- Рулевое управление.
- Детали передней подвески.
- Кузов.
Рис. 3. Общая компоновка переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108 с передним поперечным расположением двигателя.
- Кузов.
- Двигатель.
- Передняя подвеска.
- Топливный бак.
- Задняя подвеска.
- Глушитель.
- Привод стояночного тормоза.
- Рулевое управление.
- Коробка передач с главной передачей и дифференциалом.
- Сцепление.
Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления.
Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя к колесам ведущих мостов, изменяя
крутящий момент по величине и направлению. Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, одного или нескольких ведущих мостов.
Сцепление — механизм, позволяющий кратковременно и плавно разъединить или соединить двигатель с
механизмами трансмиссии.
Коробка передач — механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление, по величине и направлению.
Дает возможность автомобилю двигаться вперед или назад, а также позволяет отключать двигатель от ведущих мостов на длительное время.
Карданная передача позволяет передавать крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам под изменяющимися углами в зависимости
от неровностей дорожного покрытия.
Ведущий мост включает в себя главную передачу и дифференциал с полуосями.
Главная передача преобразует крутящий момент по величине и передает его от карданной передачи через дифференциал на полуоси
ведущих колес под постоянным углом.
Дифференциал — механизм, позволяющий вращаться ведущим колесам с различной скоростью по отношению к друг другу в зависимости от
степени сцепления их с дорожным покрытием.
Ходовая часть включает в себя раму, переднюю и заднюю оси, рессоры, амортизаторы, колеса и шины.
Механизмы управления позволяют изменять направление и скорость движения, а также останавливать автомобиль и удерживать его на месте.
Механизмы управления включают в себя рулевое управление и тормозные системы.
Кузов грузового автомобиля состоит из кабины водителя и платформы для размещения груза. К кузову также относятся крылья, облицовка, капот и
брызговики. Современные легковые автомобили имеют несущий кузов, к которому крепятся все агрегаты и механизмы. Кузов автобуса — салон — служит для размещения пассажиров.
Двигатель — агрегат, преобразующий тепловую энергию, получающуюся при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу, а создаваемый с
помощью кривошипно-шатунного механизма крутящий момент используется для передвижения автомобиля.
В заднеприводных автомобилях ВАЗ-2105 «Жигули» и «Москвич-2140» с передним расположением двигателя крутящий момент от коленчатого вала
двигателя передается последовательно: на сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и через полуоси на ступицы задних ведущих колес
(см. рис. 2).
На переднеприводном автомобиле ВАЗ-2108 «Жигули» двигатель имеет поперечное переднее расположение и в сборе со сцеплением, коробкой передач,
главной передачей и дифференциалом образует силовой агрегат, от которого крутящий момент передается через приводные валы с внутренними и наружными шарнирами равных
угловых скоростей на ступицы передних ведущих колес (см.рис.3).
|