ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

РАСЧЕТ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ

Учебное пособие

9. РАСЧЕТ УПРАВЛЯЕМОСТИ АВТОМОБИЛЯ

     Под управляемостью автомобиля понимается его способность точно сохранять заданное направление движения (заданный курс), а при соответствующем воздействии изменять его по требуемой траектории. Первое свойство называется курсовой устойчивостью, а второе – поворотливостью (поворачиваемостью) автомобиля.
     Чем лучше управляемость, тем с большей скоростью водитель может вести автомобиль, тем больше может быть средняя скорость движения.
     Кроме того, хорошая управляемость автомобиля повышает безопасность движения, что особенно важно при увеличивающихся скоростях движения и росте количества автомобилей на дорогах.
     Причинами нарушения управляемости могут явиться как внешние факторы, зависящие от условий движения, так и внутренние, зависящие от конструкции и технического состояния автомобиля.
     Внешними факторами, вызывающими нарушение курсовой устойчивости, являются неровности и поперечный уклон дороги, боковой ветер, неодинаковость сопротивления качению правых и левых колес.
     К внутренним факторам, приводящим к нарушению курсовой устойчивости, относятся различные конструктивные параметры автомобиля, а также его техническое состояние. Так, например, при движении автомобиля по неровной дороге плоскость вращения колес может изменяться в зависимости от кинематической схемы подвески, а возникающий при этом гироскопический момент будет стремиться повернуть управляемые колеса.
     Под действием боковых сил, например, при движении по косогору или центробежной силы на повороте, автомобиль из-за боковой эластичности шин может начать двигаться под углом к направлению, заданному управляемыми колесами (увод колес).
     Рассмотрим две основные причины ухудшения управляемости: колебания колес и осей автомобиля и увод колес.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ