ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис
и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские
свойства автомобилей
РАСЧЕТ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ И
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ
Учебное пособие
9. РАСЧЕТ УПРАВЛЯЕМОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Под управляемостью автомобиля понимается его способность точно сохранять
заданное направление движения (заданный курс), а при соответствующем воздействии изменять его по требуемой траектории. Первое свойство
называется курсовой устойчивостью, а второе – поворотливостью (поворачиваемостью) автомобиля.
Чем лучше управляемость, тем с большей скоростью водитель может вести автомобиль, тем больше может быть
средняя скорость движения.
Кроме того, хорошая управляемость автомобиля повышает безопасность движения, что особенно важно при
увеличивающихся скоростях движения и росте количества автомобилей на дорогах.
Причинами нарушения управляемости могут явиться как внешние факторы, зависящие от условий движения, так и
внутренние, зависящие от конструкции и технического состояния автомобиля.
Внешними факторами, вызывающими нарушение курсовой устойчивости, являются неровности и поперечный уклон
дороги, боковой ветер, неодинаковость сопротивления качению правых и левых колес.
К внутренним факторам, приводящим к нарушению курсовой устойчивости, относятся различные конструктивные
параметры автомобиля, а также его техническое состояние. Так, например, при движении автомобиля по неровной дороге плоскость вращения
колес может изменяться в зависимости от кинематической схемы подвески, а возникающий при этом гироскопический момент будет стремиться
повернуть управляемые колеса.
Под действием боковых сил, например, при движении по косогору или центробежной силы на повороте,
автомобиль из-за боковой эластичности шин может начать двигаться под углом к направлению, заданному управляемыми колесами (увод колес).
Рассмотрим две основные причины ухудшения управляемости: колебания колес и осей автомобиля и увод колес.
|