|
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей РАСЧЕТ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ Учебное пособие 8. РАСЧЕТ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА АВТОМОБИЛЬ 8.5. Сила сопротивления разгону При движении автомобиля с ускорением необходимо преодолевать силу сопротивления разгону (силу инерции), равную: Рu = Рu'+ Рu'', где Рu' – сила, необходимая для ускорения массы автомобиля в его поступательном движении; Рu'' – сила, необходимая для углового ускорения вращающихся масс автомобиля. где G – сила веса автомобиля; m – масса автомобиля; g – ускорение свободного падения. где Im – момент инерции маховика; εm– угловое ускорение маховика;
Ik – момент инерции колеса; εk – угловое ускорение колеса; z – количество колес у автомобиля. Общая сила сопротивления разгону Выражение, заключенное в скобках, учитывает силу, необходимую для ускорения вращающихся масс и называется коэффициентом δ учета влияния вращающихся масс. При подстановке коэффициента δ выражение для силы инерции примет вид Для определения значения коэффициента δ можно воспользоваться приближенным выражением, учитывающим передаточное число включений коробки передач: δ=1,03+α' ik2. Для легковых автомобилей α'=0,05…0,07; для грузовых автомобилей и автобусов α''=0,04…0,05. 8.6. Нормальные реакции дороги на автомобиль Для определения нормальных реакций R1 и R2 дороги на автомобиль (см.рис.9) составим уравнение моментов относительно точки 1 опоры передних колес: - R2·L+Gn·a+Pn·h +Pu·h+Pв·hв+Мk1+Мk2=0, где R2 – нормальная реакция дороги на задние колеса автомобиля; L– продольная база
автомобиля; а и b – расстояния от центра тяжести до передней и задней осей автомобиля; Gn – составляющая силы
веса G автомобиля, перпендикулярная плоскости дороги; Pn – сила сопротивления подъему; h – высота расположения
центра тяжести; Pu – сила инерции; Pв – сила сопротивления воздуха; hв – высота расположения
над дорогой точки приложения равнодействующей сил сопротивления воздуха; Мk1 и Мk2 – моменты
сопротивления качению передних и задних колес. Мk1+Мk2=(R1+R2)f·rк =Gn· f·rk= G · f ·rk·cosα, то после подстановки значений отдельных сил для реакции R2 получим: Реакцию дороги на передние колеса можно определить по выражению R1= Gn–R2=G·cosα-R2. Для определения величины реакций, приходящихся на колеса при движении в различных эксплуатационных условиях, применяются коэффициенты перераспределения веса автомобиля: где γ1 и γ2 - коэффициенты соответственно для передней и
задней оси; G1 и G2 - силы веса автомобиля, приходящиеся на передние и задние колеса автомобиля,
установленного на горизонтальной плоскости. |