ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

РАСЧЕТ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ

Учебное пособие

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВМУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ

     Процесс работы муфты сцепления состоит из трех периодов (рис.8).

Рис.8. Процесс работы муфты сцепления

Рис.8. Процесс работы муфты сцепления

     Первый период (участок 0-1, рис.8) характерен тем, что угловая скорость vдведущих деталей остается постоянной, а угловая скорость vт ведомых деталей равна нулю. Момент, развиваемый муфтой в конце периода, равен моменту сопротивления на ведомых деталях Мr.
      Второй период (участок 1-2, рис.8) характеризуется тем, что угловая скорость vт´ведомых деталей возрастает, угловая скорость vд´ ведущих деталей уменьшается, а момент Мф возрастает от величины момента сопротивления до максимального значения Мф=ßМд. В конце этого периода происходит полное включение фрикционной муфты, однако скорости ведущих и ведомых частей еще не выровнялись.
      Третий период (участок 2-3, рис.8) заключается в том, что угловая скорость vд" ведущих деталей продолжает уменьшаться, угловая скорость vт" ведомых деталей продолжает возрастать, а момент муфты Мф имеет максимальное значение. В конце этого периода угловые скорости vд" и vт" выравниваются.
      Расчетный момент трения муфты может быть рассчитан по следующему уравнению:

Ммр = μ · Q · Ro · iф,

где Q – нажимное усилие, действующее на диски; Ro – средний радиус трения; iф – число пар поверхностей трения; μ – расчетный коэффициент трения.
      При выборе величины Ммр рекомендуются следующие значения ß – коэффициента запаса муфт сцепления у грузовых автомобилей:

ß = Ммр / Мкmax = 1,8 ÷ 2,5.

      У легковых автомобилей коэффициент запаса муфт сцепления обычно несколько ниже, чем у грузовых.
     С достаточным приближением можно принять

Ro = 0,5 (R1 + R2),

где R1 – наружный радиус поверхности трения, диктуется диаметром маховика двигателя; R2=(0,6÷0,7)·R1 – внутренний радиус поверхности терния.
     Число пар поверхностей трения iф=m+n–1,
где m – число ведущих, а n – число ведомых дисков.
     Если допустить, что нажимное усилие Q воздействует на всю поверхность трения дисков равномерно, с одинаковым удельным давлением q, то

Q = q · 2πRo · b,

где b = R1 – R2 – ширина поверхностей трения.
     Подставив значения Q, Ro, b, iф в исходное уравнение, получаем

Ммр=0,5π·μ·q·(R1+R2)2· (R1–R2)·(m+n–1).

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ