ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
Лабораторная работа №10
Определение коэффициента сцепления колес автомобиля с дорогой
1. Цель работы:
анализ способов определения коэффициента сцепления колес автомобиля с дорогой. Определение коэффициента сцепления при экстренном торможении
автомобиля.
2. Способы определения коэффициента сцепления колес автомобиля с дорогой.
Коэффициент сопротивления движению (сопротивление качению и сопротивление воздуху) при дорожных испытаниях определяется
следующими способами:
2.1. Буксирование автомобиля.
2.2. Экстренное торможение автомобиля.
2.3. Испытание отдельного колеса на стенде с беговым диском или барабаном.
3. Порядок выполнения работы:
3.1. Аналитическая часть работы
На основе теоретических положений раздела "Силы, действующие на автомобиль" лекционного курса "Конструкция, расчет и
потребительские свойства автомобилей" выполняется сравнительный анализ способов 2.1-2.3 определения коэффициента сцепления
с оценкой преимуществ и недостатков того или иного метода.
3.2. Практическая часть работы
Легковой автомобиль марки "Москвич" или ВАЗ испытывают в дорожных условиях путем экстренного торможения со
скольжением колес по дорожному покрытию.
Автомобиль разгоняют до начальной скорости V0=40,50,60 км/ч с последующим резким торможением,
обеспечивающим блокировку и скольжение колес по дорожному покрытию. Каждый раз измеряют путь торможения S.
Опыт проводят на различных дорожных покрытиях в сухом влажном состоянии.
Коэффициент сцепления φ рассчитывают из условия равенства кинетической энергии автомобиля и работы сил трения о
дорогу:
где Pтор-тормозное усилие колес;
G-сила веса автомобиля.
Тормозное усилие при блокировке колес
Pтор=&phi·R,
где R=G-реакция дороги на заторможенные колеса.
Коэффициент сцепления определяется по формуле:
По результатам опытов и расчетов составляется таблица 3.1
Дорожное покрытие сухое |
φ |
Дорожное покрытие влажное |
V0 км/ч |
φ |
Асфальтобетонное гладкое |
|
Асфальтобетонное гладкое |
|
|
Бетонное гладкое |
|
|
|
Булыжная брусчатка |
|
Грунтовая укатанная дорога |
|
|
Грунтовая укатанная дорога |
|
|
|
4. Требования к отчету
Отчет должен содержать:
4.1. Выводы о целесеобразности использования существующих методов определения коэффициента сцепления колес.
4.2. Расчеты значений коэффициента сцепления φ по результатам опытов.
4.3. Таблицу 3.1 с результатами опытов в различных дорожных условиях.
4.4. Выводы о соответствии полученных значений коэффициента сцепления среднестатистичнсеким значениям в конкретных
дорожных условиях.
|