ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

Лабораторная работа №11

Определение тормозных качеств автомобиля в дорожных условиях

1. Цель работы:
определение замедления, времени торможения и тормозного пути при испытаниях автомобиля в дорожных условиях.

2. Методика расчета параметров торможения автомобиля.

Путь торможения определяется из условия равенства работы сил сопротивления при торможении и изменения кинетической
энергии автомобиля:

Формула


где V1 и V2-скорости в начале и в конце торможения;
Pk, Pп и Pв-силы сопротивления движению автомобиля;
Pтор-сила торможения.
S-тормозной путь.
При полной остановке автомобиля V2=0.

При отсутствии уклона и без учета сопротивления воздуха путь торможения:

Формула (1)

где сопротивление качению Pk=f·G

Замедление определяется из баланса сил при торможении. На горизонтальном участке дороги и без учета сопротивления
воздуха замедление:

Формула (2)

Время торможения определяется по формуле:

Формула (3)

3. Порядок выполнения работы.

Легковой автомобиль марки "Москвич" или ВАЗ испытывается в дорожных условиях в режиме служебного торможения
(без блокировки колес) до полной остановки (замедление j=3...4 м/с2).
Автомобиль разгоняется до начальной скорости V1=30,40,50 км/ч с последующим торможением до полной остановки.
Каждый раз измеряется путь S и время t торможения.

3.1. Сила торможения рассчитывается по формуле (1):

Формула

Величина коэффициента качения f принимается по данным лабораторной работы №9 "Определение коэффициента
сопротивления качению автомобиля" для испытуемого автомобиля при аналогичных дорожных условиях.
3.2. Замедление при торможении рассчитывается по формуле (2).

3.3. Время торможения рассчитывается по формуле (3), где принято V2, Формула

3.4. Полученные расчетным путем значения времени торможения t сравниваются с опытными величинами.
3.5. По опытным и расчетным величинам строится график торможения, который имеет вид (рис. 3.1.):

Рис. 3.1.

Рис. 3.1

Общее время торможения t=t1+Δt1+t2+t3,

где t1-время реакции водителя, t1=0,6...0,8 с.,

Δt1-время срабатывания тормозного привода; Δt1=0,03...0,05 с.,

t2-время увеличения замедления, t2=0,15...0,2 с;

t3-время торможения t (расчетная величина).

3.6. Определяется общий путь торможения:

Формула

По результатам измерений и расчетов заполняется таблица 3.1.

Таблица 3.1

№ опыта Начальная
скорость
V1 км/ч
Путь
торможения
опытный S, м
Время
торможения
опытное t, с
Сила веса
автомобиля G, Н
Коэф.
качения
f
Расчет. сила
тормож. Pтор
Расчетн.
замедл.
j м/с2
Расчетн.
время
тормож.
t3, с
Расчетн.
путь тормож.
S, м
1                  
2                  
3                  

4. Требования к отчету.

Отчет должен содержать:
4.1. Расчеты силы торможения Pтор; замедления j при торможении, времени торможения t3.
4.2. График торможения (рис. 3.1).
4.3. Расчеты общего времени t и пути S торможения.
4.4. Таблицу 3.1. с общими данными и результатами расчетов.
4.5. Выводы по результатам работы.

СПИСОК ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ           НАЗАД           ВПЕРЕД