ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
Лабораторная работа №11
Определение тормозных качеств автомобиля в дорожных условиях
1. Цель работы:
определение замедления, времени торможения и тормозного пути при испытаниях автомобиля в дорожных условиях.
2. Методика расчета параметров торможения автомобиля.
Путь торможения определяется из условия равенства работы сил сопротивления при торможении и изменения кинетической
энергии автомобиля:
где V1 и V2-скорости в начале и в конце торможения;
Pk, Pп и Pв-силы сопротивления движению автомобиля;
Pтор-сила торможения.
S-тормозной путь.
При полной остановке автомобиля V2=0.
При отсутствии уклона и без учета сопротивления воздуха путь торможения:
|
(1) |
где сопротивление качению Pk=f·G
Замедление определяется из баланса сил при торможении. На горизонтальном участке дороги и без учета сопротивления
воздуха замедление:
|
(2) |
Время торможения определяется по формуле:
|
(3) |
3. Порядок выполнения работы.
Легковой автомобиль марки "Москвич" или ВАЗ испытывается в дорожных условиях в режиме служебного торможения
(без блокировки колес) до полной остановки (замедление j=3...4 м/с2).
Автомобиль разгоняется до начальной скорости V1=30,40,50 км/ч с последующим торможением до полной остановки.
Каждый раз измеряется путь S и время t торможения.
3.1. Сила торможения рассчитывается по формуле (1):
Величина коэффициента качения f принимается по данным лабораторной работы №9 "Определение коэффициента
сопротивления качению автомобиля" для испытуемого автомобиля при аналогичных дорожных условиях.
3.2. Замедление при торможении рассчитывается по формуле (2).
3.3. Время торможения рассчитывается по формуле (3), где принято V2, |
|
|
3.4. Полученные расчетным путем значения времени торможения t сравниваются с опытными величинами.
3.5. По опытным и расчетным величинам строится график торможения, который имеет вид (рис. 3.1.):
Рис. 3.1
Общее время торможения t=t1+Δt1+t2+t3,
где t1-время реакции водителя, t1=0,6...0,8 с.,
Δt1-время срабатывания тормозного привода; Δt1=0,03...0,05 с.,
t2-время увеличения замедления, t2=0,15...0,2 с;
t3-время торможения t (расчетная величина).
3.6. Определяется общий путь торможения:
По результатам измерений и расчетов заполняется таблица 3.1.
Таблица 3.1
№ опыта |
Начальная скорость
V1 км/ч |
Путь торможения опытный
S, м |
Время торможения
опытное
t, с |
Сила веса
автомобиля G, Н |
Коэф. качения
f |
Расчет. сила
тормож. Pтор,Н |
Расчетн.
замедл.
j м/с2 |
Расчетн. время тормож. t3, с |
Расчетн. путь тормож. S, м |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Требования к отчету.
Отчет должен содержать:
4.1. Расчеты силы торможения Pтор; замедления j при торможении, времени торможения t3.
4.2. График торможения (рис. 3.1).
4.3. Расчеты общего времени t и пути S торможения.
4.4. Таблицу 3.1. с общими данными и результатами расчетов.
4.5. Выводы по результатам работы.
|