ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
Лабораторная работа №9
Определение коэффициента сопротивления качению автомобиля
1. Цель работы:
анализ способов определения коэффициентов сопротивления движению автомобиля; определение коэффициента сопротивления качению в дорожных
условиях при движении автомобиля по инерции.
2. Способы определения коэффициента сопротивления движению автомобиля.
Коэффициент сопротивления движению (сопротивление качению и сопротивление воздуху) при дорожных испытаниях определяется
следующими способами:
2.1. Буксированием автомобиля.
2.2. При движении по инерции.
2.3. При движении на уклоне.
2.4. Динамометрированием (тензомитрированием).
3. Порядок выполнения работы:
3.1. Аналитическая часть работы
На основе теоретических положений раздела "Силы, действующие на автомобиль" лекционного курса "Конструкция, расчет и
потребительские свойства автомобилей" выполняется сравнительный анализ способов 2.1-2.4 определение коэффициента сопротивления качению
автомобиля с оценкой преимуществ и недостатков того или иного метода.
3.2. Практическая часть работы
Легковой автомобиль марки "Москвич" или ВАЗ испытывается в дорожных условиях при движении по инерции на
горизонтальном участке дороги.
Автомобиль разгоняется до начальной скорости V0=34,40,50 км/ч, затем водитель нажимает на педаль муфты сцепления
до упора и удерживает ее в таком положении до полной остановки автомобиля. Для выбранного интервала скорости автомобиля при
замедлении (5...10 км/ч), фиксируемом по показателям спидометра, определяются отрезки времени в секундах до полной остановки автомобиля.
Результаты измерений заносятся в таблицу 3.1. Измеряется путьS движения автомобиля от начальной скорости V0 до полной остановки.
Таблица 3.1.
ΔV1=ΔV2=...=ΔVn
Строится график зависимости скорости V от времени t при движении по инерции с замедлением (рис. 3.1).
Рис. 3.1
Рассчитываются замедления
Δj1=ΔV1/3,6·Δt1; Δj2=ΔV2/3,6·Δt2; и т.д.,
где ΔV1 в км/ч.
Строится график замедления j=f(t) (рис. 3.2.)
Рис. 3.2
Определяются силы инерции при замедлении по формуле:
Pи1=j1·(G/g+δ')
Pи2=j2·(G/g+δ') и т.д.
где δ'-коэффициент учета вращающихся масс колес автомобиля;
где Jk-момент инерции колеса,
Z-число колес,
rk-число колес,
Строится график изменения силы инерции при замедлении Pи=f(V) (рис. 3.3).
Рис. 3.3
При равномерном замедлении (скорость V<40 км/ч) сила Pв≈0, тогда Pи=Pк.
Без учета коэффициента δ' за малостью
Расчет пути S движения автомобиля по инерции (рпри скорости V<40 км/ч) выпоняется по формуле:
|
,где время |
|
тогда |
|
4. Требования к отчету
Отчет должен содержать:
4.1. Выводы о целесеобразности использования известных методов определения коэффициентов сопротивления качению
автомобиля.
4.2. Таблицу 3.1 с результатами измерений.
4.3. Построенные графики (рис. 3.1, 3.2, и 3.3).
4.4. Расчеты выличины коэффициента качения f и пути S движения автомобиля.
4.5. Выводы о соответствии полученного значения коэффициента качения f среднестатистическому значению.
|