[Назад] [Содержание] [Вперед]

ДЕТЕРМИНИСТСКИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАСПОЗНАВАНИЯ

Те методы, которые имеют и детерминистскую, и статистическую трактовку, будут рассмотрены дважды в соответствующих разделах курса. Это касается, в частности, метода потенциальных функций, методов ближайшего соседа и  ближайших соседей и других.

Построение решающих правил

Для построения решающих правил нужна обучающая выборка. Обучающая выборка – это множество объектов, заданных значениями признаков и принадлежность которых к тому или иному классу достоверно известна "учителю" и сообщается учителем "обучаемой" системе. По обучающей выборке система строит решающие правила. Качество решающих правил оценивается по контрольной (экзаменационной) выборке, в которую входят объекты, заданные значениями признаков, и принадлежность которых тому или иному образу известна только учителю. Предъявляя обучаемой системе для контрольного распознавания объекты экзаменационной выборки, учитель в состоянии дать оценку вероятностей ошибок распознавания, то есть оценить качество обучения. К обучающей и контрольной выборкам предъявляются определённые требования. Например, важно, чтобы объекты экзаменационной выборки не входили в обучающую выборку (иногда, правда, это требование нарушается, если общий объём выборок мал и увеличить его либо невозможно, либо чрезвычайно сложно).

 Обучающая и экзаменационная выборки должны достаточно полно представлять генеральную совокупность (гипотетическое множество всех возможных объектов каждого образа). Например, при обучении системы медицинской диагностики в обучающей и контрольной выборках должны быть представлены пациенты различных половозрастных групп, с различными анатомическими и физиологическими особенностями, сопутствующими заболеваниями и т.д. При социологических исследованиях это называют репрезентативностью выборки.

 Итак, для построения решающих правил системе предъявляются объекты, входящие в обучающую выборку.

[Назад] [Содержание] [Вперед]