Главная страница
Содержание
 
 

Организация самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа студентов имеет свои собственные специфические цели и представляет собой достаточно гибкую систему заданий, различной степени сложности и трудозатрат, отвечающую следующим целям:

1. Приобретение необходимого уровня профессиональных и общекультурных знаний.

2.            Усвоение необходимых профессиональных навыков и умений.

3. Формирование и накопление опыта исследовательской деятельности.

4.     Формирование собственной, активной профессиональной позиции.

             Так как в целом под самостоятельной работой понимается такая учебная деятельность, которую студенты выполняют самостоятельно в рамках учебного курса по заданию преподавателя и под его контролем, то можно сказать, что эта учебная деятельность является специфическим методом научного познания, следовательно, преследует определенную познавательную цель (Журавлева Ж.А., Плотников Э.В., Филипьев В.А., 1989).

 

Достижение этих целей возможно при решении следующих задач:

 

1.      Овладение, углубление и расширение знаний по предмету. Система самостоятельной работы не дублирует аудиторные занятия, т.е. на лекционных занятиях преподаватель дает лишь самый необходимый объем понятий, освещает проблему в целом, а дальнейшую разработку той или иной, проблемы переносит на самостоятельное изучение.

2.       Овладение знаниями с учетом выбранной специальности.

3.  Самостоятельная работа должна являться тем инструментом, который сформирует у слушателей навыки научной деятельности, т.е. умению работы с текстами, овладению логическими приемами мышления, умению правильно и грамотно оформить результаты своих научных изысканий.

4.  Создание и закрепление мотивов познавательной деятельности, стремления к постоянному профессиональному развитию. Решению данной задачи должны способствовать следующие факторы: а) четкая постановка задач преподавателем б) алгоритмизация задания; в) задания СРС должны носить двухуровневый характер, т.е. содержать обязательную и факультативную части; г) постепенный переход от внешней стимуляции деятельности (необходимость сдать работу к определенному сроку для получения нужной отметки и т.д.) к доминированию внутренних (профессиональных и т.д.) мотивов; д) переход от контроля преимущественно по процессу, когда преподаватель контролирует каждый этап выполнения задания, к контролю по результату и рефлексивному контролю в равноправном диалоге преподавателя и студента.