Лекционные занятия
Тема.
Основные понятия психологической практики.
-
Соотношение
понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция»,
«групповой тренинг».
-
Общее
представление о психологическом тренинге.
-
Специфические черты и основные парадигмы тренинга.
-
Основные этапы развития группы в тренинге Особенности
тренинговых групп в организациях.
Тема. История
развития групповых методов практической психологии
-
Теория
«животного магнетизма» Ф.Месмера.
-
Развитие
групповых форм психологического воздействия для психически
нормальных людей.
-
К.Левин и
его первые «группы обучения».
-
Рассмотрение
проблемы эффективности групповой терапии в положениях
К.Роджерса.
-
Развитие Т-групп и групп встреч. Основные принципы работы.
Тема.
Основные положения и психологические особенности групповых форм
работы
-
Преимущества групповой формы в работе практического
психолога.
-
Основные
принципы и стадии формирования группы.
-
Общие цели
и ступени жизни группы (по К.Роджерсу).
-
Групповой
процесс.
-
Групповая
динамика.
-
Групповые
нормы и правила.
-
Понятие
«групповой сплоченности».
-
Гомогенность и гетерогенность групп.
Тема.
Соотношение организационного консультирования и психотерапии
-
Сходства
психотерапии и консалтинга.
-
Отличия
консалтинга от психотерапии.
-
Специфика
консультирования в России.
-
Ожидания заказчиков, с которыми сталкивается организационный
консультант в России.
Тема.
Проблема организационного развития.
-
Задачи
организационного развития. Проблема содержания
организационного обучения.
-
Коучинг как
стиль персонального и управленческого консультирования.
-
«Внутреннее»
и «внешнее» в корпоративном обучении. Системы внутреннего
корпоративного обучения.
-
Внутреннее
обучение как ресурс развития организации. Ограничения
системы внутреннего обучения: квалификационные, позиционные,
ресурсные.
-
Возможности
и ограничения модели обучения по принципу «внутреннее» +
«внешнее».
-
Принципы работы внешнего тренера-консультанта.
Тема.
Организационные изменения.
-
Понятие
организационных изменений. Понятие «сопротивление».
-
Cтадии организационных изменений
по КЛевину. Проблема обеспечения равновесия между
стабильностью и изменениями.
-
Психологические механизмы и структуры, которые затрагивает
организационные изменения.
-
Типичные
реакции человека на нововведения. Психологические барьеры
при нововведениях.
-
Стратегии работы с сопротивлением изменениям в организации.
Тема.
Организационная культура.
-
Понятие
организационной культуры.
-
Проявление
организационной культуры. Ритуальные процедуры.
-
Характеристики организационной культуры.
-
Типы
организационных культур.
-
Взаимодействие «локальных культур» в одной организации.
-
Типология организационных культур.
Тема. Модели
группового развития
-
Проблема
развития группы как проблема социальной психологии.
Концепции группового развития.
-
Исследования
К.Левина.
-
Модель
развития группы М.Келли.
-
Разработка
проблемы эмоциональной динамики развития группы в работах
Е.Дубовской, Р.Кричевского, И.Волкова.
-
Модель группового развития В.Сатир.
Тема.
Развитие группы. Командообразование как основная часть процесса
организационного развития.
-
Процесс
командообразования: стадии и этапы. Способы позиционирования
команды.
-
Оценка
уровня развития команды.
-
Понятие
«эффективной команды».
-
Правила
успешной работы в команде.
-
Стратегия
творческих решений в команде.
Тема. Тренинг
как инструмент развития организации.
-
Использование тренинговых технологий в работе с
организацией.
-
Уровни целей
тренинга: индивидуальный, системный стратегический.
-
Девиденты
групповой работы в организации.
-
Тренинг как
культура.
-
Вопросы-ориентиры для тренинговой работы. Эффективность
работы тренера.
-
Основные
виды бизнес-психологических тренингов.
Тема. Общие
тренинговые методы.
-
Групповая
дискуссия.
-
Значение
игры для тренинговых занятий. Игровые методы и процедуры.
-
Методы,
направленные на развитие социальной перцепции (вербального и
невербального характера).
-
Медитативные
техники. Медитация-визуализация.
Тема.
Использование метафор в коучинге и консалтинге.
|