Главная страница
Содержание
 
 

Лекционные занятия

 

Тема. Основные понятия психологической практики.

 

  • Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция», «групповой тренинг».

  • Общее представление о психологическом тренинге.

  • Специфические черты и основные парадигмы тренинга.

  • Основные этапы развития группы в тренинге Особенности тренинговых групп в организациях.

 

Тема. История развития групповых методов практической психологии

  • Теория  «животного магнетизма» Ф.Месмера.

  • Развитие групповых форм психологического воздействия для психически нормальных людей.

  • К.Левин и его первые «группы обучения».

  • Рассмотрение проблемы эффективности групповой терапии в положениях К.Роджерса.

  • Развитие Т-групп и групп встреч. Основные принципы работы.

 

Тема. Основные положения и психологические особенности групповых форм работы

  • Преимущества групповой формы в работе практического психолога.

  • Основные принципы и стадии формирования группы.

  • Общие цели и ступени жизни группы (по К.Роджерсу).

  • Групповой процесс.

  • Групповая динамика.

  • Групповые нормы и правила.

  • Понятие «групповой сплоченности».

  • Гомогенность и гетерогенность групп.

 

Тема. Соотношение организационного консультирования и    психотерапии

  • Сходства психотерапии и консалтинга.

  • Отличия консалтинга от психотерапии.

  • Специфика консультирования в России.

  • Ожидания заказчиков, с которыми сталкивается организационный консультант в России. 

 

Тема. Проблема организационного развития.

  • Задачи организационного развития. Проблема содержания организационного обучения.

  • Коучинг как стиль персонального и управленческого консультирования.

  • «Внутреннее» и «внешнее» в корпоративном обучении. Системы внутреннего корпоративного обучения.

  • Внутреннее обучение как ресурс развития организации. Ограничения системы внутреннего обучения: квалификационные, позиционные, ресурсные.

  • Возможности и ограничения модели обучения по принципу «внутреннее» + «внешнее».

  • Принципы работы внешнего тренера-консультанта.

 

Тема. Организационные изменения.

  • Понятие организационных изменений. Понятие «сопротивление».

  • Cтадии организационных изменений по КЛевину. Проблема обеспечения равновесия между стабильностью и изменениями.

  • Психологические механизмы и структуры, которые затрагивает организационные изменения.

  • Типичные реакции человека на нововведения. Психологические барьеры при нововведениях.

  • Стратегии работы с сопротивлением изменениям в организации.

 

Тема. Организационная культура.

  • Понятие организационной культуры.

  • Проявление организационной культуры. Ритуальные процедуры.

  • Характеристики организационной культуры.

  • Типы организационных культур.

  • Взаимодействие  «локальных культур» в одной организации.

  • Типология организационных культур.

 

Тема. Модели группового развития

  • Проблема развития группы как проблема социальной психологии. Концепции группового развития.

  • Исследования К.Левина.

  • Модель развития группы М.Келли.

  • Разработка проблемы эмоциональной динамики развития группы в работах Е.Дубовской, Р.Кричевского, И.Волкова.

  • Модель группового развития В.Сатир.

 

Тема. Развитие группы. Командообразование как основная часть процесса организационного развития.

  • Процесс командообразования: стадии и этапы. Способы позиционирования команды.

  • Оценка уровня развития команды.

  • Понятие «эффективной команды».

  • Правила успешной работы в команде.

  • Стратегия творческих решений в команде.

 

Тема. Тренинг как инструмент развития организации.

  • Использование тренинговых технологий в работе с организацией.

  • Уровни целей тренинга:  индивидуальный, системный стратегический.

  • Девиденты групповой работы в организации.

  • Тренинг как культура.

  • Вопросы-ориентиры для тренинговой работы. Эффективность работы тренера.

  •  Основные виды бизнес-психологических тренингов.

Тема. Общие тренинговые методы.

  • Групповая дискуссия.

  • Значение игры для тренинговых занятий. Игровые методы и процедуры.

  • Методы, направленные на развитие социальной перцепции (вербального и невербального характера).

  • Медитативные техники. Медитация-визуализация.

 

Тема. Использование метафор в коучинге и консалтинге.

  • Основные характеристики метафоры.

  • Специфика использования заданных и свободных метафор в работе организационного психолога