Главная страница
Содержание
 
 

Введение.

    Курс «Тренинговые технологии в работе с кадрами» является

спец.дисциплиной в структуре подготовки психолога по специализации «Организационная психология». Сейчас можно встретить точку зрения, что тренинг – это «третье образование», которое менее конформно к обстоятельствам и в большей мере личностно. Каждое из множества направлений востребовано и приносит свою пользу. Каждый тренинг в своем формате имеет интересные технологические ходы, более или менее эффективные.

    Тренинг имеет 3 важных социальных плоскости, в которых задействован

предшествующий опыт участников и формируется их новый опыт. Во-первых, тренинг – это игровая площадка, где много проб, разрушающих стереотипный и привычный подход к поведению и восприятию. Во-вторых, тренинг отражает опыт соотнесения активности, делегирований полномочий, лидерства. Человек учится то подчиняться, то оказываться в центре внимания, то заниматься собой, то подыгрывать другим, т.е. владеть достаточно широким спектром перемещений по всем ролевым возможностям.

    В третьих, тренинг – это выработка собственного стиля: каким я хочу быть,

каким я могу себя предъявлять для других. Возможность, предоставленная на тренинге, попробовав многое, выбрать то, что больше всего подходит.

    Тренинг всегда отражает конкретную организацию. Многое, благодаря

тренинговой форме и возможностям, становится очевидным. Например, приветствуются ли неформальные шуточные обращения друг к другу, существует ли определенная свобода в манере одеваться и пр. Тренинг отражает «длину поводка», на которую отпущены сотрудники разных уровней. Так, по явному критическому отношению к делам организации можно судить об уровне открытости и демократичности в ней. Все будет скрываться и нормироваться, что будет для вас, как для тренера, что группа построена по военному образцу. Или сможете обнаружить систему, выстроенную по типу семьи (хотя типажи семей на самом деле многообразны). В любом случае задача тренера – влезть в шкуру реальной организации, ее культуры, выявить ее особенности и продемонстрировать их участникам, а также познакомить их с другими возможными формами корпоративной культуры (Л.Кроль, 2005).

    Целью данного курса является теоретическая подготовка студентов в

области использования современных групповых методов в бизнес-психологии, а также формирование практико-ориентированной установки применения полученных знаний в своей будущей профессиональной деятельности.

    К задачам относятся:

  • Ознакомление студентов с историей развития групповых методов практической психологии;

  • Теоретическая ориентировка в собственно-психологической составляющей деятельности организационного психолога;

  • знакомство студентов с разнообразными тренинговыми приемами и технологиями, применяемыми в практической работе организационного психолога;

  • развитие у студентов начальных умений и навыков работы в тренинговой группе в рамках деятельности психолога в организации;

    Курс «Тренинговые технологии в работе с кадрами» содержательно и

логически связан с такими базовыми курсами как «Социальная психология», «История психологии», а также с курсами и спецкурсами специализации как «Организационная психология», «Психология управления персоналом», «Психология профессиональной надежности» и др., знание которых обеспечит системный, комплексный подход к изучению данной дисциплины, являющей собой сплав теоретического знания и практических возможностей психологии в данной сфере.

    Изучение дисциплины предполагается в соответствии с учебным планом на

пятом курсе в девятом семестре в общем объеме 62 аудиторных часа.

    Учебная дисциплина включает в себя три основных структурных части.

    Теоретическая часть (44 часа): рассмотрены теоретические аспекты курса,

дано описание природы, принципов и средств организационного консультирования; раскрыты соотношения основных понятий, отражены специфические черты и основные парадигмы тренинговой работы психолога в организации. Во второй части представлен план семинарских и практических занятий (18 часов), позволяющих ознакомиться со спецификой прикладных аспектов работы организационного психолога и предполагающих начальный этап развития навыков организационного консультирования, которые в дальнейшем будут способствовать успешной работе в качестве ведущего психологических тренингов. Также студентам предлагается список рекомендуемой литературы (основной и дополнительный), темы докладов и рефератов, вопросы к зачету.

    Формы текущего контроля: устные ответы, аннотация современной

литературы; презентации тем, проведение элементов тренинга, рефераты и т.д.

    Форма итогового контроля: зачет.