Введение.
спец.дисциплиной в структуре подготовки психолога по специализации «Организационная психология». Сейчас можно встретить точку зрения, что тренинг – это «третье образование», которое менее конформно к обстоятельствам и в большей мере личностно. Каждое из множества направлений востребовано и приносит свою пользу. Каждый тренинг в своем формате имеет интересные технологические ходы, более или менее эффективные.
Тренинг имеет 3 важных социальных плоскости, в которых задействован
предшествующий опыт участников и формируется их новый опыт. Во-первых, тренинг – это игровая площадка, где много проб, разрушающих стереотипный и привычный подход к поведению и восприятию. Во-вторых, тренинг отражает опыт соотнесения активности, делегирований полномочий, лидерства. Человек учится то подчиняться, то оказываться в центре внимания, то заниматься собой, то подыгрывать другим, т.е. владеть достаточно широким спектром перемещений по всем ролевым возможностям.
В третьих, тренинг – это выработка собственного стиля: каким я хочу быть,
каким я могу себя предъявлять для других. Возможность, предоставленная на тренинге, попробовав многое, выбрать то, что больше всего подходит.
Тренинг всегда отражает конкретную организацию. Многое, благодаря
тренинговой форме и возможностям, становится очевидным. Например, приветствуются ли неформальные шуточные обращения друг к другу, существует ли определенная свобода в манере одеваться и пр. Тренинг отражает «длину поводка», на которую отпущены сотрудники разных уровней. Так, по явному критическому отношению к делам организации можно судить об уровне открытости и демократичности в ней. Все будет скрываться и нормироваться, что будет для вас, как для тренера, что группа построена по военному образцу. Или сможете обнаружить систему, выстроенную по типу семьи (хотя типажи семей на самом деле многообразны). В любом случае задача тренера – влезть в шкуру реальной организации, ее культуры, выявить ее особенности и продемонстрировать их участникам, а также познакомить их с другими возможными формами корпоративной культуры (Л.Кроль, 2005).
области использования современных групповых методов в бизнес-психологии, а также формирование практико-ориентированной установки применения полученных знаний в своей будущей профессиональной деятельности.
логически связан с такими базовыми курсами как «Социальная психология», «История психологии», а также с курсами и спецкурсами специализации как «Организационная психология», «Психология управления персоналом», «Психология профессиональной надежности» и др., знание которых обеспечит системный, комплексный подход к изучению данной дисциплины, являющей собой сплав теоретического знания и практических возможностей психологии в данной сфере.
пятом курсе в девятом семестре в общем объеме 62 аудиторных часа.
Теоретическая часть (44 часа): рассмотрены теоретические аспекты курса,
дано описание природы, принципов и средств организационного консультирования; раскрыты соотношения основных понятий, отражены специфические черты и основные парадигмы тренинговой работы психолога в организации. Во второй части представлен план семинарских и практических занятий (18 часов), позволяющих ознакомиться со спецификой прикладных аспектов работы организационного психолога и предполагающих начальный этап развития навыков организационного консультирования, которые в дальнейшем будут способствовать успешной работе в качестве ведущего психологических тренингов. Также студентам предлагается список рекомендуемой литературы (основной и дополнительный), темы докладов и рефератов, вопросы к зачету.
Формы текущего контроля: устные ответы, аннотация современной
литературы; презентации тем, проведение элементов тренинга, рефераты и т.д.
|