Главная страница
Содержание
 
 

Темы семинарских занятий

Тема 1: Специальная психология как наука

1. Отрасли специальной психологии

2. Теоретическое и практическое значение специальной психологии

3. Связь специальной психологии с другими дисциплинами

4. Прикладные задачи современной специальной психологии


Литература

1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006.

2. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского, М.: Академия, 2003.

3. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2003.

4. Основы специальной психологии / Под.ред. В.Кузнецовой. М., 2002.

5. Сорокин В. М. Специальная психология: Учебное пособие / Под научи. Под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.


Тема 2: Принципы исследования и основные методы специальной психологии

1. Основные принципы специальной психологии (единства сознания и деятельности, комплексности, системного структурно-динамического изучения, качественного анализа)

2. Методы сбора информации и их особенности в специальной психологии: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности

3. Специфика проведения эксперимента в специальной психологии. Достоинства обучающего эксперимента

4. Методы профилактики и психокоррекции


Литература

1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006.

2. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского, М.: Академия, 2003.

3. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М., 1997.

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер , 2003.

5. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.

6. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. О. Н. Усановой, Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя. М, 1995.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.


Тема 3: Атипии психического развития

1. Распространенность атипий психического развития в популяции. Факторы риска и основные тенденции исследований психологических особенностей детей при отклонениях развития.

2. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития

3. Нейробиологические нарушения при атипиях развития

4. Общие и специфические закономерности атипичного развития


Литература

1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006.

2. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского, М.: Академия, 2003.

3. Сорокин В. М. Специальная психология: Учебное пособие / Под научи. Под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

5. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001.


Тема 4: Проблемы мышления и речи при отклонениях психического развития

1. Процесс мыслительной деятельности и ее структурные компоненты

2. Проявления нарушения процесса мыслительной деятельности у детей

3. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития

4. Взаимосвязь развития речи и других психических функций при отклонениях в развитии на основных возрастных этапах (до 1-го года жизни, 2-3 год, 3-7 дошкольный возраст)


Литература

1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006.

2. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского, М.: Академия, 2003.

3. Сорокин В. М. Специальная психология: Учебное пособие / Под научи. Под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

5. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Составитель Л. М. Шипицына. СПб., 1997.

6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

7. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001.


Тема 5: Исследование высших психических функций

1. Методы исследования нагдядно-действенного и наглядно-образного мышления

2. Выявление особенностей вербально-логического мышления

3. Оценка и интерпретация результатов (понимание задачи и инструкции, способы выполнения заданий и их результативность, фиксация и коррекция ошибок ребенком, виды помощи взрослого)

4. Методы исследования экспрессивной и импрессивной речи

5. Количественная и качественная оценка речи

6. Особенности составления психологического заключения по материалам изучения мышления и речи


Литература

1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006.

2. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского, М.: Академия, 2003.

3. Сорокин В. М. Специальная психология: Учебное пособие / Под научи. Под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003.

4. Лурия А. Р., Юдович Ф. Л. Речь и развитие психических процессов. М., 1956.

5. Потемкина О. Ф., Усанова О. II., Романова Е. С. Психологическая диагностика личности в норме и патологии. М., 1990.

6. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

7. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001.


Тема 6: Этапы деятельности психолога и оценка результатов изучения ребенка

1. Основные задачи и структура психологического изучения ребенка

2. Направления анализа анамнестических сведений

3. Этапы экспериментальной деятельности психолога и параметры оценки результатов


Литература

1. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб., 2002.

2. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. О. Н. Усановой, Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя. М, 1995.

3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.

4. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование.

5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия, 2001.