Главная страница
Содержание
Федеральное агентство по образованию
 
 

Тема 1: Предмет и задачи специальной психологии

1. Специальная психология как наука ее связь с другими областями знаний

2. Предмет, объект и основные цели специальной психологии

3. Основные теоретические и прикладные задачи специальной психологии

4. Отрасли специальной психологии


Литература

1. Усанова О.Н. Специальная психология. СПБ.: Питер, 2006.

2. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского, М.: Академия, 2003.

3. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2003.

4. Основы специальной психологии / Под.ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002.

5. Сорокин В. М. Специальная психология: Учебное пособие / Под научи. Под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003.


Тема 2: Методология специальной психологии

1. Концептуальные источники специальной психологии

2. Описание и анализ атипий психического раз¬вития с позиций различных направлений

3. Роль отечественных исследований в анализе генеза нарушений развития и выработке методов профилактики и психокоррекции.


Литература

1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006.

2. Основы специальной психологии / Под.ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002.

3. Сорокин В. М. Специальная психология: Учебное пособие / Под научи. Под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003.

4. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

5. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю.

6. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического разви¬тия. Хрестоматия / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб., 2002.

7. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. О. Н. Усановой, Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя. М, 1995.


Тема 3: Изучение онтогенеза атипий психического развития с позиции деятельностного подхода

1. Теория деятельности А. Н. Леонтьева

2. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

3. Идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка

4. Формирование познавательной деятельности в норме и при атипиях развития.

5. Обучения детей с атипией развития как освоение ими различных видов деятельности

6. Походы к психодиагностики детей с атипиями, их обучению, с позиции теории деятельности

7. Роль деятельностного подхода в выработке методов профилактики и психокоррукции


Литература

1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006.

2. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского, М.: Академия, 2003.

3. Сорокин В. М. Специальная психология: Учебное пособие / Под научи. Под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003.

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

5. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

7. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «фор¬мирования умственных действий и понятий». М., 1965.

8. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школь¬ников. М., 2001.


Тема 4: Исследование высших психических функций

1. Нейропсихологический подход к изучению психики ребенка

2. Современное представление о высших психических функциях

3. Теория мозговой локализации высших психических функций А. Р. Лурии

4. Нарушения развития функциональных систем и процесса консолидации как причины возникновения атипий (П. К. Анохин).

5. Нарушения развития связанные с работой функциональных блоков мозга


Литература

1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006.

2. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского, М.: Академия, 2003.

3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М.: Академия, 2002.

4. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М, 1969.

5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.


Тема 5: Современные теоретические представления о социализации и социальных влияниях

1. Особенности личностного становления человека с атипией развития, основные сферы социализации

2. Специфики отношений между ребенком и средой в различные возрастные периоды, дезадаптивные способы поведенческого реагирования

3. Нарушение социального взаимодействия в младенческом возрасте

4. Средства социализации в раннем возрасте

5. Основные социализирующие влияния в дошкольном и раннем школьном возрасте


Литература

1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер,2006.

2. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского, М.: Академия, 2003.

3. Основы специальной психологии / Под.ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002.

4. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.

5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.


Тема 6: Классификации атипий психического развития

1. Классификация атипий с позиции клинико-педагогического подхода

2. Классификация атипий с позиции клинического подхода

3. Классификация атипий в рамках психопатологии

4. Нейропсихологический подход к выделению различных групп атипий развития


Литература

1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006.

2. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского, М.: Академия, 2003.

3. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2003.

4. Основы специальной психологии / Под.ред. В.Кузнецовой. М., 2002.

5. Клиническая психология. Под ред. М.Перре, У.Бауманна, СПб.: Питер, 2002.

6. Зейгарник Б.В. Патопсихология, М.: Академия, 2003.


Тема 7: Принципы исследования и основные методы специальной психологии

1. Основные принципы специальной психологии

2. Классификация методов специальной психологии и специфика их применения

3. Методы исследования высших психических функций


Литература

1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006.

2. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского, М.: Академия, 2003.

3. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2003.

4. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического об¬следования детей. М., 1997.

5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер , 2003.

6. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.