Актуальность курса
Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, имеющая широкие связи с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.).
Поскольку специальная психология затрагивает вопросы воспитания, обучения и социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями физическиго и психического развития она имеет ярко выраженный прикладной характер. В рамках данной дисциплины изучаются закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов. Но несмотря на то, что объектом специальной психологии являются лица с атипиями (врожденными или приобретенными отклонениями и нарушениями развития), основные подходы и направления, составляющие методологическую основу этой области знаний, позволяют понять основные механизмы и закономерности развития, обучения и социализации здорового человека.
Цель курса - изучение основных закономерностей атипичного развития, его причин и механизмов, особенностей освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерностей спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.
Задачи курса:
- выработать у студентов понимание методологии специальной психологии и рассмотреть особенности атипичного развития с позиций различных школ и направлений
- сформировать научное представление о теории, практике данной области и основных отраслях
- выделить основные причины атипичного развития и пути их предотвращения
- проанализировать обусловленность атипий нарушением мозговых процессов
- рассмотреть закономерности процесса социализации детей с нарушениями в развитии
- ознакомить студентов с основными методами психокоррекции современной специальной психологии
|