История и культурология    

Методические указания и тематика контрольных работ
по дисциплине «Культура семейных отношений»
(для студентов заочной формы обучения )

Семья — колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка — все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования, для накапливания фактов и наблюдений, которые кристаллизуются потом в новую неповторимую личность.     Культура семейных отношений больше всего определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями. Но кроме общей эмоциональной и идейной «закваски» существует еще и обиходное (домашний быт), то, что мы называем семейным духом. Воздействие людей друг на друга, бессознательное и неконтролируемое, происходит и в других, более сложных формах, чем в приведенном опыте. Особенно это относится к семье, где связь членов группы и зависимость их друг от друга наиболее устойчивы. 
    Дисциплина «Культура семейных отношений» имеет своей целью получение студентами знаний по теории семьи и брака, практике семейных отношений, что будет способствовать гуманизации профессионального образования. Роль дисциплины в подготовке специалистов заключается в выработке у них умения ориентироваться в проблемах семьи и брака, самостоятельно изучать специальную литературу по семьеведению, сформировать и обосновать собственную точку зрения на проблемы семьи и брака, вести по этим вопросам полемику, вступать в диалог с людьми, представляющими различные культурные традиции.

Требования к контрольной работе


Контрольная работа – одна из основных форм межсессионных заданий для студентов-заочников.
Письменные работы выполняются по специальной тематике контрольных работ, составленных кафедрой «Истории и культурологии» на основе учебной программы курса « Культура семейных отношений».
Обучающая и развивающая функции контрольных работ состоят в том, что в процессе работы над ними студенты более углубленно осваивают выбранные ими конкретные темы курса, овладевают навыками и умениями самостоятельной работы. Контрольные работы выполняются на основе изучения рекомендованной литературы.
Контролирующая функция контрольных работ заключается в том, что на основании ознакомления с ними преподаватель делает заключение о качестве самостоятельной работы студента, о его умении работать с литературой, ориентироваться в потоке информации, выделять наиболее важные проблемы темы, формулировать на их основе четкий план, определять понятия, грамотно и литературно излагать материал, соблюдая принцип объективности. Контрольная работа – одна из форм общения преподавателя со студентом, в процессе которого преподаватель  оценивает уровень его подготовки, отношение к выполнению задания. Замечания, сделанные рецензентами, имеют целью помочь студентам в дальнейшей работе.
Согласно учебному плану студент-заочник обязан выполнить одну контрольную работу. Тема контрольной работы выбирается студентом в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. Например, если последняя цифра номера зачетки – 4, то студент может  выбрать одну из тем под номерами 4, 14, 24 или 34, если последняя цифра – 0, то может быть выбрана тема под номером 10,20,30 или 40.
Выполнение контрольной работы – большая и серьезная работа, которая включает в себя несколько этапов: выбор темы, изучение рекомендованной к теме литературы, а также дополнительных изданий, отобранных самим студентом; составление плана, который должен раскрывать существо темы; написание текста самой работы в строгом соответствии с планом и выбранной темой.
В начале работы обязательно формулируется тема контрольной, затем помещается ее план. Контрольная работа должна обязательно состоять из введения, основной части и заключения. Во введении следует дать обоснование важности и актуальности избранной темы,  сформулировать цель и задачи работы. При раскрытии основных вопросов необходимо обеспечить их полное соответствие формулировкам плана. Каждый раздел основной части должен завершаться краткими выводами. Заключение контрольной работы не должно содержать новых фактических данных. В нем обобщается содержание работы, делаются четкие выводы по всей теме.
Заключительный этап – оформление. Контрольная работа должна быть написана грамотно, четко, разборчиво (предпочтительно набрана на компьютере и отпечатана, шрифт 14, Times New Roman, полуторный интервал), с выделением абзацев, страницы – пронумерованы. Слева оставляются поля. Объем контрольной работы – 20-24 страницы ученической тетради или 12-15 печатных страниц. В конце работы нужно указать список литературы, использованной студентом для написания контрольной, включая электронные издания (но не готовые рефераты и контрольные!), при этом следует использовать преимущественно литературу последних лет издания, не менее  трех наименований. Список источников должен быть оформлен в алфавитном порядке с указанием фамилии автора, полного названия источника, выходных данных (место, год издания, ссылка на соответствующий Интернет-сайт для электронных источников).
При выполнении всех требований, предъявляемых к контрольной работе, студент получает положительную рецензию, работа рекомендуется к защите. Все замечания, указанные в рецензии, необходимо учесть, то есть внести дополнения и изменения к основному тексту на дополнительных листах. На защите контрольной работы или  зачете студент  представляет  преподавателю свою контрольную работу, рецензию и текст дополнений.
Если контрольная работа не соответствует изложенным выше требованиям, то она не засчитывается. Студент обязан переработать ее полностью или отдельные разделы в соответствии с полученными замечаниями. Сроки представления контрольной работы при этом не изменяются.
По темам контрольных заданий для проверки выполнения студентами указаний, сделанных преподавателем в их рецензиях и для методической помощи студентам, проводится защита контрольной работы в виде собеседования в сроки, установленные деканатами. При защите контрольной работы студент должен продемонстрировать знание содержания своей контрольной работы, ответить на дополнительные вопросы по теме и/или на замечания, сделанные преподавателем при проверке работы. Результаты собеседований засчитываются преподавателем при выставлении зачетов по итогам работы студентов в период зачетно-экзаменационной сессии.
Студенты, получившие зачет за выполненную контрольную работу, допускаются к сдаче экзамена по отечественной истории.
Подробные разъяснения по всем вопросам изучения курса студенты могут получить на групповых и индивидуальных консультациях, проводимых на кафедре «Истории и культурологии», расписание которых сообщается им через деканат заочного факультета.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1.Брак и семья, их роль и место в жизни общества.
2.Становление и развитие семейно-брачных отношений.
3.Готовность к браку.
4.Соотношение нравственных и правовых основ семьи.
5.Любовь как важнейший принцип семейно-брачных отношений.
6.Долг и ответственность в семейных отношениях.
7.Социально-экономические проблемы молодой семьи.
8.Нравственно-психологический климат семьи.
9.Развод как социально-нравственное явление.
10.Понятие неполной семьи, ее виды и причины возникновения.
11.Повторные браки: понятие и причины образования.
12.Этика и эстетика семейного быта.
13.Этика и эстетика семейных праздников.
14.Организация семейного досуга, его роль в нравственном становлении личности.
15.Этикет в жизни семьи.
16.Гражданский брак и альтернативные формы брака.
17.Семейные конфликты.
18.Семейная коммуникация как проблема современной семьи (семьи, супруги, дети-
родители, родственники, друзья).
19.Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения.
20.Межэтнические браки.
21.Домашнее насилие.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашин Э.А. Брачный договор. (Советы адвоката). М.: Форум: Инфра-М, 2004.

2. Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методология исследования структур и процессов: Учеб. пособие для вузов. М.: Nota Bene, 1998.

3. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.  
пособие для вузов. М.: Академия, 2004.

      4. Веселовская О.В. Свадьба пела и гуляла: Поздравления. Сценарии. Конкурсы. Тосты
М.: Рипол классик, 2003.

      5. Деловая женщина. М.- СПб.: Диля, 2000.

      6. Земска М. Семья и личность: Пер. с пол. М.: Прогресс, 1986.

      7.  Играем свадьбу. Авт.-сост. Яковлева Т.А.. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

      8. Ильин А.А. Женское счастье от А до Я: Рук. к действию. М.: ЭКСМО, 2003.

      9. Каган В.Е. Подготовка девушки к супружеству. М.: Сов.спорт, 1992.

     10. Костикова И. В., Митрофанова А. В., Градоскова Ю. В. и др.;  под общ. ред. 
Костиковой И.В. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов
вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2005.

     11. Малозенова Т. Свадьба от А до Я /-е изд., доп. и испр. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

     12. Правила хорошего тона / Сост. И.М. Лом. - Б. м., 1995. 

     13. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

     14. Свадьба! Сценарии и правила. Поздравления и аксессуары. Конкурсы и песни.
Сост. Невестина Е.Л.СПб.: Литера, 2001.

     15. Семейный кодекс и брачный договор. Сост.: Кузнецова И., Максимович Л. М.:
Соц. Защита, 1998.

     16. Современный этикет. Отв. ред. Раимов С.С. М.- СПб.: Диля, 2001.

     17. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие для вузов / - 2-е изд.,
стер. М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2005.

     18. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций: [Учеб. пособие] М.:
Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000.

     19. Энциклопедия этикета. Сост. Рукавчук Л.Н. СПб.: МиМ-Экспресс, 1996.