История и культурология    

      Лекция 3: Эволюция семейно-брачных форм.

 

  

 

Ещё на животной стадии — возникла экзогамия (в буквальном переводе с греческого: наружный брак). Разумеется, экзогамия появилась не после того, как готовность к половым контактам у наших животных предков стала постоянной. Думать так было бы верхом примитивизма. Экзогамия развивалась наряду с накоплением социальных потенций, вместе с формированием постоянной сексуальной готовности. Это происходило путём слепых проб и посредством животного закрепления позитивных результатов на протяжении многих тысячелетий. Экзогамия - требование искать половых партнеров вне рода, является производной от запрета половых отношений внутри рода, который может быть назван агамным запретом или просто агамией (от греч. а - не, гамос - брак). В глазах значительного числа исследователей агамия выступает как запрет браков внутри рода. В действительности он представляет собой запрет всех вообще половых отношений между членами рода, в одинаковой степени как брачных, так и небрачных. Агамный запрет в доклассовых обществах был основной нормой, регулировавшей отношения между полами. Половые отношения в доклассовом обществе прежде всего делятся на такие, которые не представляют собой нарушения агамного запрета, и на такие, которые идут вразрез с ним. Первые из них совершенно независимо от того, являются ли они брачными, добрачными или внебрачными, рассматриваются обществом как законные, нормальные, правильные. Что же касается нарушения агамного запрета, то оно расценивается обществом не просто как моральный проступок, а как самое страшное из всех возможный преступлений. Обычным наказанием за нарушении агамии была смерть. В ряде первобытных обществ запрет вступать в половые отношения с членами своего рода сочетался с требованием вступать в такие отношения исключительно лишь с членами одного другого определенного рода. Точно такие же требования предъявлял к своим членам и этот последний род. В данном случае мы сталкиваемся со своеобразным союзом двух родов, каждый из которых запрещал половые отношения внутри себя и обязывал своих членов искать половых партнеров в союзном роде. Этот союз в этнографии принято именовать дуально-родовой организацией. Как свидетельствуют данные этнографии, дуальная организация имела в прошлом человечества универсальное распространение. Дуально-родовой союз есть определенная социальная организация отношений между полами, которая дает определенные права и накладывает определенные обязательства на связанные этим союзом стороны. Иначе говоря, перед нами не что иное, как определенная форма брака: брак не между индивидами, а между их группами, т.е. брак не индивидуальный, а групповой. Понятие группового брака давно уже существует в науке. Но и те, кто принимали существование группового брака, истолковывали его как своеобразную сумму индивидуальных браков, как сочетание многоженства м многомужества. В действительности групповой брак есть явление качественно отличное от индивидуального. Это - брачный союз не между индивидами, взятыми самими по себе, а между их определенными группами, а именно родами. Именно между родами, входившими в союз, существовали определенные взаимные права и обязанности. Под групповым браком, абстрагируясь от его эволюции, мы понимаем такой порядок, при котором имеет место закреплённое обычаем половое взаимодействие группы женщин и группы мужчин. Причём каждая представительница женской группы вольна вступать в половой контакт с любым представителем соответствующей мужской группы. Как и обратно. Оперируя привычными понятиями, мы должны сказать, что в рамках группового брака каждая женщина имеет несколько мужей, а каждый мужчина — несколько жён (употребляя слова “муж” и “жена”, мы совершенно не имеем в виду тех обязанностей, которые накладываются на мужчин и женщин современным супружеством). Во всех известных этнографии случаях наряду с групповым браком существовал и индивидуальный. И групповой брак, регулируя отношения между полами, тем самым выступал и в роли регулятора индивидуального брака. Но, по всей вероятности, это явление позднее. На более ранних этапах никакого индивидуального брака не существовало. Групповой брак был не просто главной, а единственной формой регулирования отношений между полами. В пользу такого предположения свидетельствуют самые архаичные из всех известных систем родства. Под системами родства понимаются в этнографии системы терминов, обозначающих отношения собственно родства, свойства и супружества. Дуально-родовой брак был дислокальным. В этих условиях человек всю жизнь принадлежал к коллективу, в котором родился, т.е. к тому, к которому принадлежала его мать. Поэтому первоначальный род был материнским. С появлением индивидуального брака групповой не исчез. Он долгое время продолжал существовать как регулятор половых, а тем самым и индивидуально-брачных отношений. Человеку по-прежнему предписывалось искать полового партнера (а тем самым и супругу или супруга) в пределах одной определенной группы. Ограничение круга возможных брачных партнеров рамками одного лишь рода стало на определенном этапе препятствием на пути развития. В результате у части народов дуально-родовой брак превратился в дуально-фратриальный. Фратрией принято называть совокупность родов, возникших в результате разделение одного первоначального рода. С возникновение дуально-фратриального брака человек получил возможность искать полового, а тем самым и брачного партнера не в одном единственном роде, а в целой совокупности родов, составлявших фратрию, противостоящую той, к которой он сам принадлежал. У другой части народов расширение круга возможных брачных партнеров пошло по линии заключения брачных союзов данного рода с несколькими другими родами. Такого рода союзы были односторонними. Наличие, например, у мужчин одного из родов, вступившего в такой союз, права на брак с женщинами другого рода, не только не предполагало, а, наоборот, исключало аналогичное право у мужчин второго рода. Иначе говоря из любых двух родов, связанных узами подобного группового брака, один выступал по отношению к другому как своеобразный групповой "муж", а второй по отношению к первому как своеобразная групповая "жена". Но вполне понятно, что будучи образованием, состоявшим из представителей обоих полов, ни один род не мог быть только "женой" или только "мужем". Поэтому каждый род с неизбежностью должен был состоять, по меньшей мере, в двух брачных союзах: во-первых, с родом по отношению к которому выступал в качестве "мужа", во-вторых, с родом, по отношению к которому он выступал в роли "жены". Такого рода односторонний междуродовой брак хорошо известен этнографам, которые описали его под названием обязательного матрилатерального кросс-кузенного брака. Все данные свидетельствуют о том, что каждый род имел несколько "мужей" и несколько "жен". Если дуально-родовой брак представлял собой своеобразную межродовую моногамию, то описанный выше односторонний групповой брак - столь же своеобразную межродовую полигинию и полиандрию вместе взятые. Полиандрия (от поли … и греч. aner, родит. падеж andros — муж) (многомужество) — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. В XIX веке бытовала у алеутов и некоторых групп эскимосов; позднее сохранилась у некоторых этнографических групп в Южной Индии и на Тибете. Полиандрическая семья может выступать в двух формах: • нефратернальной (неродственной) • фратернальной (братской) При нефратернальной форме полиандрии несколько родственно не связанных между собой мужчин вступают в брак с женщиной, которая обладает высоким социальным статусом. При этом мужчины разделяют между собой экономические обязательства и право сексуального доступа к женщине. При фратернальной форме полиандрии несколько братьев образуют общее домохозяйство с одной женщиной. Такая форма полиандрии обычно связана с дисбалансом полов, возникающим в результате практики убийства новорожденных девочек. Полигиния (многожёнство) - форма брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах. Является одной из исторических форм брака. Наиболее часто полигиния реализовывалась в форме семьи гаремного типа. Полигиния подразделяется социальными антропологами на сороральную и несороральную. При сороральной полигинии все жёны одного мужчины являются сёстрами, при несороральной - не являются. Сороральные полигинные семьи значительно более стабильны, чем несороральные - для последних характерно острое соперничество между жёнами. Полигиния признана в исламе, где согласно Корану, мусульманину разрешается иметь до четырех законных жён. Тем не менее, к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена. В большинстве стран мира полигиния запрещена. Парный брак. В дальнейшем развитии предписание вступать в брак лишь с членами определенных родов постепенно исчезает. От всей старой системы остается лишь запрет вступать в половую связь, а тем самым и в брак с членами своего рода. С переходом к классовому обществу исчезает и он. В результате индивидуальный брак становится единственной формой регулирования отношений между полами. Первоначальный индивидуальный брак с тем, чтобы отличить его от более поздних форм индивидуального брака, именуют иногда парным. Как свидетельствую данные этнографии, один мужчина мог состоять в точно таких союзах с несколькими женщинами одновременно, т.е. иметь несколько жен, а женщина - иметь несколько мужей. Таким образом такого рода брак не исключал ни многоженство, ни многомужество. Оба супруга в равной степени принимали участие в общественно производстве, оба трудились и имели равные права на получение доли общественного продукта. они в равной степени выступали по отношению к детям как иждивители (кормильцы). Вклад каждого супруга в семью в качественном отношении был равен вкладу другого. В экономическом отношении они выступали как равные стороны. А экономическое равенство супругов влекло за собой их равенство и во многих других отношения. Конечно, это равенство было не абсолютным, но тем не менее оно было. Если уж попытаться найти для ранней формы индивидуального брака такое название, которое бы достаточно четко выражала ее особенности, то лучшего всего такого род брак назвать протоэгалитарным. Соответственно протоэгалитарной можно было бы назвать и связанную с ним семью. В классовом общество, особенно на ранних стадиях его развития. встречаются браки одного мужчины с несколькими женщинами, т.е. полигиния. И это полигамия по своим основным чертам ничем не отличается от моногамии. И здесь имеет место господство мужчины над женщинами и детьми. И здесь от жены требуется соблюдение супружеской верности и т.п. Единобрачие и многоженство в классовом обществе представляют две основные разновидности одной и той же формы брака, которую можно было бы назвать патриархическим браком. Соответственно и семью, основанную на этом браке можно было бы именовать патриархической семьей. В полигамной форме патриархического брака наглядно выступает неравенство мужчины и женщины не только в сфере экономических, правовых и т.п. отношений, но и в отношениях собственно между полами. Если женщина по закону может вступать в отношения только с одним мужчиной, то мужчина - одновременно с несколькими женщинами. При моногамной форме патриархического брака между мужчиной и женщиной в этом отношении существует равенство. Не только женщина может иметь лишь одного мужа, но и мужчина - лишь одну жену. Но это равенство всегда носило чисто формальный характер. Мужчина в классовом обществе, таким образом, пользовался значительной половой свободой. За ним всегда фактически признавалось право на добрачные и внебрачные связи. Все это с неизбежностью порождало, с одной стороны проституцию, с другой - супружескую неверность женщин. Капитализм привел к крупному сдвигу в развитии семейно-брачных отношений. Семья пролетариев - одного из двух основных классов капиталистического общества с самого начал существенно отличалась от семей других эксплуатируемых классов, например, феодально-зависимых крестьян. Она была не хозяйственной единицей, а только иждивенческой ячейкой. Пролетарии были лишены средств производства. И это не могло не сказаться на их семейно-брачных отношениях. Не являясь собственником средств производства вообще, мужчина-пролетарий не мог выступить в таком качестве и перед женой и детьми. Отсутствие средств производства делало ненужным наследование. Изменение положения женщин в обществе не могло не сказаться на их положении в семье, а тем самым и на характере семьи. Началось крушение господства мужчин в семье и соответственно - патриархического брака и патриархической семьи. В современном буржуазном обществе происходит переход от старой формы семьи к новой. Новую семью они характеризуют как основанную прежде всего на взаимной привязанности ее членов. Главными ее чертами они считают полное равенство супругов. Демократический способ принятия решение по всем вопросам, касающихся семьи в целом, с учетом мнения не только взрослых ее членов, но и детей, свободу всех членов семьи в тех пределах, в которых она совместима с ее единством. Для обозначения этой формы семьи предлагаются разные термины. Одни социологи называют ее товарищеской семьей или семьей компаньонов (companionshipfamily) другие - семьей коллег (colleague family) Прежде всего идет процесс гибели старой и возникновения новой формы индивидуального брака и семьи. Этот новый брак, имеющий определенные черты сходства с протоэгалитарным браком первобытного общества, можно бы назвать неоэгалитарным. Соответственно и новую семью можно было именовать неоэгалитарной. Но происходит не просто смена форм индивидуального брака и семьи. Идет процесс существенных изменений во всей сфере отношений между полами. Они настолько серьезны, что вместе взятые получили название сексуальной революции. Старая половая мораль, ставившая женщину в неравное положение с мужчиной, рухнула, а новая не возникла. В результате уравнивание мужчин и женщин в сфере отношения полов выразилось не в появлении новых норм поведения, которые были обязательны и для тех и для других, а в признании за женщиной права вести себя так, как вели себя мужчины на протяжении всей истории классового общества. История семьи и брака по Л. МОРГАНУ Представлены следующие формы семьи : 1.Кровнородственная семья 2.Пуналуальная семья. 3.Синдиасмическая или парная семья. 4.Патриархальная семья. 5.Моногамная семья. Три из этих формы Морган считает основными, а именно первую, вторую и пятую, так как каждая из них создала свою систему родства, по которой исследователь и определил, эти формы. Две другие формы – синдиасмическая и патриархальная – считаются промежуточными. Не следует, наверное, думать, что в ходе истории переход от одной формы к другой был чётко выражен, напротив, семья эволюционизировала незаметными градациями. Морган ставит цель: доказать последовательность указанных форм и установить, что в своей совокупности они представляют собою развитие идеи семьи. Кровнородственная семья. Существование этой формы приходится доказывать иным путём, чем на основании непосредственных её проявлений. Будучи первой, после промискуитета и наиболее древней формой данного учреждения (низшая ступень дикости), она перестала существовать даже у самых отсталых дикарских племён. Пуналуальная семья. Переход к пуналуальной семье, как считает Морган, был вызван постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. Главный фактор, который толкнул происхождение новой формы семьи, это родовая организация. На основе исследований Льюис Морган делает вывод, что во всех человеческих племенах, обладавших родовой организацией, в прошлом господствовала классовая организация. Учёный смог найти зачаток рода в австралийских классах и в гавайских группах. Можно сказать, что пуналуальная семья выросла из обычая «пуналуа», по которому гавайские семьи образовывались следующим образом: родные и коллатеральные сёстры считались жёнами группе «близких товарищей», то есть «пуналуа»; они друг другу не являлись родными братьями, они находились в отношении пуналуа, их связывало только то, что у них были общие жёны. Прогресс общества от кровнородственной к пуналуальной семье был началом великого движения вперёд, которое подготовило путь для родовой организации, приведшей постепенно к синдиасмической, а, в конце концов, к моногамной семье. Синдиасмическая и патриархальная семьи. Морган рассматривает две эти формы семьи вместе, наверное, потому что считает их промежуточными при переходе к моногамии. Морган отмечает, что синдиасмическая семья была достаточно слабой организацией, так как в одиночестве она не могла преодолеть тягости жизни. Обыкновенно несколько таких семей жили в одном доме, образуя коллективное домохозяйство, в котором господствовало начало коммунизма домашней жизни. Данная форма брака была столь же своеобразна, как и семья. Мужчины не выбирали жён, брак основывался не на чувстве, а на удобстве и необходимости. Устраивать браки своих детей было фактически предоставлено матерям, и о браках обыкновенно договаривались без ведома вступающих в брак, не спрашивая их согласия. Обычай бракосочетания придавал браку характер покупки. Продолжительность брака зависела от желания сторон, но потом общество стало противиться разводам. Другой чертой брачных отношений Морган называет то, что от женщин стали требовать верности под угрозой жестокого наказания, которому её мог подвергнуть муж, не беря на себя того же обязательства. Привилегия была провозглашена привилегией мужчин, однако она ограничивалась отсутствием средств для того, чтобы ею пользоваться. Патриархальная семья – по Моргану - представляла собой организацию известного числа свободных и несвободных людей под властью отца в целях обработки земли и охраны стад домашних животных. Рабы и слуги вместе со своими жёнами и детьми и с патриархом как их главой составляли одну патриархальную семью. Автор акцентирует внимание на том, что в таких семьях полигамия имела второстепенный характер, в первую очередь необходима была коллективная рабочая сила, чтобы люди могли себя прокормить. В двух формах семьи – кровнородственной и пуналуальной – отцовская власть была немыслима. Тогда существовал матриархат, доказательства тому приведены при рассмотрении этих форм семьи. Когда из недр пуналуальной группы возник род, он соединил всех сестёр с их детьми и дальнейшими потомками по женской линии до бесконечности в одном роде, который стал единицей организации созданной им социальной системы. Отсюда постепенно развилась синдиасмическая семья, а вместе с ней и зародыш отцовской власти. Эта первая слабая и колеблющаяся власть начала расти и непрерывно увеличиваться с того времени, как новая семья вместе с прогрессом общества всё более и более принимала моногамный характер. Когда с накоплением собственности желание передавать её детям привело к переходу счёта происхождения из женской линии в мужскую, тогда впервые возникло материальное основание для отцовской власти. -Моногамная семья: трансформация традиционной модели. моногамия, понимаемая как единобрачие, никогда не распространялась на мужчину. Она всегда была уделом женщины. На всём протяжении эксплуататорской эпохи мужчина пользовался половой свободой, вряд ли заметно уступающей той, что существовала в рамках группового брака первобытной поры. Его обслуживали рабыни, гетеры, крепостные наложницы, проститутки, женщины, подчинённые по службе, покинутые другими мужьями или соблазнённые им жёны (оборотной стороной мужской половой свободы являлась женская измена). Строго говоря, нет уже и моногамии. Её всевластию на планете положен конец. На наших глазах моногамия претерпевает революционную трансформацию. Человечество переходит к следующей исторической форме взаимодействия полов. Вместе с эксплуататорскими отношениями в обществе, сопротивляясь, уходят и собственнические отношения в его элементарной ячейке. Поскольку женщина в условиях коллективистского строя полностью независима, её способность выбирать брачного партнёра освобождается от всех и всяческих ограничений. Соответственно, и мужчина не ориентируется теперь на приобретение вещи и удовлетворение похоти, а руководствуется своими, в основе также общественными, представлениями о женщине. Только свободный от вещной стороны бытия выбор определяет партнёра. Свободный выбор не может быть окончательным: не исключены ошибки и разочарования, возможны коррекция наклонностей и изменение пристрастий, наконец, в пределах огромного круга общения коллективистского общества достаточно высока вероятность появления новой фигуры, в большей степени отвечающей требованиям “выборщика”. Всё это означает, что связь полов, основанная на свободе выбора, в принципе не является и не может быть перманентным единобрачием, как для мужчин, так и для женщин. Более того, свободный брак совершенно не исключает наличия у женщины одновременно нескольких партнёров. Для мужчин “многожёнство” подразумевается (неполноценное многожёнство, как нам известно, имеет место и сейчас). Разумеется, речь идёт не о так называемом групповом сексе. Мы говорим об отношениях принадлежащих к разным полам людей. Таков конспективно брак будущего. Только такой тип брака в состоянии обеспечить всех женщин достойными их мужчинами и решить женскую проблему. Укажем на три направления становления грядущей брачной формы. Первое направление формирования нового типа отношений полов — практика разводов и повторных браков. Мы знаем, что в большинстве случаев расторжение брака инициируется женщиной. Это свидетельствует не только о её неудовлетворённости супругом, но и, что нам сейчас важнее, — о раскрепощении женщины. Чем более развита женщина, чем она более независима в экономическом плане, тем решительнее она борется за свободу выбора. Да, именно за свободу выбора, ибо, расторгая брак, женщина (впрочем, это относится и к мужчине) отнюдь не собирается сидеть сложа руки или принимать обет безбрачия. Причиной расторжения брака или его (расторжения) целью почти всегда является уже осуществлённый или ещё только планируемый новый выбор. Другим важным симптомом нового и вторым направлением становления свободного брака являются имеющие известное распространение внебрачные отношения полов. Такие отношения часто стимулируют развод и приводят к заключению повторного брака. Третьим направлением мы считаем добрачные отношения полов. В принципе, это — тот же брак, но только, если угодно, предварительный, пробный, незрелый. Со временем он зачастую переливается в незарегистрированный брак старших возрастных категорий. Человечество переживает вторую в своей истории грандиозную революцию в области отношений полов. В условиях моногамии все женщины в принципе не могут быть обеспечены превосходящими их по качеству мужчинами, а биологический и социальный прогресс не может быть поэтому максимально эффективным. Только приблизительно половине разведённых женщин удаётся осуществить новый выбор. Миллионы молодых здоровых и привлекательных женщин, не видя вокруг достойных мужчин, предпочитают некачественному браку безбрачие. Женская проблема имеет решение. Оно лежит на путях преобразования моногамии в новый, более высокий тип брака и подразумевает исключение из процесса воспроизводства жизни отрицательных, низкокачественных мужчин, тех, которые не укладываются в рамки женского идеала мужчины. При этом в нерегламентируемые законом (за его неимением) полноценные, всеохватывающие брачные связи вступают численно отличные один от другого контингенты мужчин и женщин. Количественно мужской контингент уступает женскому, качественно — его превосходит. Новый — основанный на свободном выборе — брак не исключает наличия у женщины, последовательно или одновременно, нескольких партнёров. Полигиния мужчин является обычным делом. “Половая” модификация исторического процесса обусловливает следующую его разбивку: женский период (первобытность) — мужской период (классовые общества) — женский период (коллективизм). В коллективистском обществе, если при его рассмотрении во главу угла ставится половой аспект, центральной фигурой, без всякого сомнения, является женщина. Вокруг неё вращаются мужчины и весь мир. В основе моногамии в конечном счёте лежит материальный интерес. Свободный брак имеет совершенно другую — идеальную основу. Он представляет собой обоюдную реализацию идеала. Мужчину и женщину в отсутствие эксплуатации связывают исключительно взаимное влечение, общность взглядов, уважение друг к другу. Наконец, их связывает любовь. Подобно свободному браку, свободная семья как процесс будет представлять собой постоянный поиск нового, более приемлемого семейного партнёра. Если брачное партнёрство складывается прежде всего на основе выбора женщиной мужчины, то семейное — формируется преимущественно на основе выбора детьми “родителей”. Не надо объяснять, что возможность смены “родителей” (и детей) вовсе не означает своей автоматической реализации. Как и свободный брак, свободная семья вырастает на неэкономическом — идеальном — основании. Материальные заботы о детях полностью перейдут к обществу. Фундаментом семьи будущего явится свободная “любовь”. Разумеется, сейчас мы говорим не о половой любви, а о той, которая хорошо нам известна и которая связывает духовными узами представителей различных поколений. По мере исторического развития чувственная составляющая “детско-родительской любви” будет всё более ослабевать и постепенно вытесняться рациональной. Основанная на отборе “родителей”, свободная семья интенсифицирует социальное развитие. Прогресс ускорится, освободившись от тормозящего воздействия некачественных мужчин. В свободной семье будет решена вековая проблема “отцов и детей”. Дети, не удовлетворённые своими биологическими родителями, смогут найти себя и своё место в социуме, выбрав соответствующих общественно обусловленному детскому идеалу новых “родителей”. Наконец, зрелые люди, избавленные от напряжения, связанного с конфликтом поколений, окажутся в более благоприятной, чем современная, психологической атмосфере. Они получат более широкие возможности для своей трудовой и творческой самореализации. Людей, не имеющих “детей”, никто не подвергнет осуждению. Кстати, количество детей в обозримом будущем уменьшится. Современная тенденция снижения рождаемости является необратимой. Смысл концепции Л. Моргана. Первая стадия. 1.Промискуитетные связи. 2.Групповой брак между братьями и сёстрами, родными и коллатеральными. Отсюда: 3.Кровнородственная семья (Первая стадия семьи). Отсюда: 4.Малайская система родства. Вторая стадия. 5.Организация на основе различия полов и обычай пуналуа, препятствующие браку между братьями и сёстрами. Отсюда: 6.Пуналуальная семья (Вторая стадия семьи). Отсюда: 7.Родовая организация, исключившая братьев и сестёр из брачного общения. Отсюда: 8.Туранская и ганованская система и свойства. Третья стадия. 9. Возрастающее влияние родовой организации и развитие производств, поднявших часть человечества на низшую ступень варварства. Отсюда: 10.Брак отдельных пар, но без исключительности сожительства. Отсюда: 11. Синдиасмическая семья (Третья стадия семьи). Четвёртая стадия. 12. Пастушеская жизнь на равнинах в ограниченных областях. Отсюда: 13. Патриархальная семья (Четвёртая, но не всеобщая стадия семьи). Пятая стадия 14.Рост собственности и переход к наследованию по прямой линии. 15. Моногамная семья (Пятая стадия семьи). Отсюда: 16. Арийская, семитическая и уральская системы родства и свойства и исчезновение туранской системы. Формы и виды семейно-брачных отношений Виды брака • Церковный брак — освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. Церко?вное бракосочета?ние или венча?ние — христианское таинство благословения жениха и невесты, изьявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни. В христианской традиции брак имеет несколько значений: • повеление Бога • союз мужчины и женщины, благословлённый Богом • напоминание о браке Христа и Христианской Церкви (Обычно бракосочетанию предшествует помолвка - уведомление окружающих о том, что двое собираются вступить в брак и могут оказывать друг другу знаки внимания. Брак в современной Православной церкви В настоящее время в Православной церкви венчание совершается только для пар, уже состоящих в гражданском (официально зарегистрированном) браке. Православные могут быть обвенчаны не только с православными, но и с инославными христианами, исповедующими Триединого Бога. Церковный брак расторгается с разрешения епископа только при достаточных основаниях, какими могут быть: • супружеская измена • психическое заболевание одного из супругов • заболевание, передающееся половым путём • сильная аддикция Второй и третий брак совершаются по менее торжественному чину. Четвёртый и последующие не благословляются. Брак в евангельских Церквях В большинстве своём, евангельские христиане, придерживаются следующих принципов при освящении брака. Венчание совершается только для пар, уже состоящих в гражданском (официально зарегистрированном) браке. Браки заключаются между двумя людьми противоположного пола - возрождёнными христианином и христианкой (исповедующих Триединого Бога, живущих так, как говорит Бог через Священное Писание, т.е. без греха). Условия для брака в евангельских Церквях: • зрелый возраст обоих брачующихся (после 18 лет), • искреняя вера в Бога, • водное крещение (через полное погружение), • отсутсвие Церковных дисциплинарных взысканий (замечание, отлучение) у обоих • согласие обоих сторон. В большинстве случаев браки заключаются между представителями одной конфессии. Брак между верующим и неверующим людьми, согласно трактовке евангельских христиан, запрещены Писанием (см. Новый Завет), нарушители отлучаются от Церкви. Интимные отношения до совершения бракосочетания также запрещены Священным Писанием, как грех блуда, нарушители также отлучаются от Церкви. Церковный брак расторгается в крайне редких случая, по рассмотрению служителей Церкви. Морганати?ческий брак (мезальянс) — брак между лицами неравного положения, обычно в сословных обществах. В морганатическом браке супруг более низкого положения не занимал положения более высокопоставленного. Понятие имело место только для высших сословий. Небольшое неравенство, однако, не служило основанием для признания брака морганатическим. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран. Так, в Законе о престолонаследии Российской империи член императорской фамилии, вступивший в морганатический брак, терял право на престол за себя и за потомков от этого брака. Именно с этим обстоятельством, в частности, связан отказ Константина наследовать Александру I, что представило повод для руководителей Восстания декабристов. Ряд потомков дома Романовых в России также утратил права на наследование престола именно по этой причине. Одним из примеров такого брака можно считать брак между генерал-адъютантом Потёмкиным и императрицей Екатериной II, возможно заключенный в 1775 году. 6 июля 1880 года был заключен морганатический брак между императором Александром II и Екатериной Михайловной Юрьевской (Долгоруковой). Примером современного морганатического брака является недавняя свадьба японской принцессы Саяко, которая вышла замуж за «простолюдина» Йосики Куроду. В результате Саяко лишилась титула принцессы, а её дети не смогут занимать императорский трон Японии. • Временный брак (араб. — брак для удовольствия) — в исламе: допустимые сексуальные отношения между мужчиной и женщиной на определенный срок. Сунниты ограничивают его допустимость временами Магомета, шииты практикуют и по сей день. в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися. Консенсуальный брак - форма сожительства, опирающаяся на межличностные отношения, взаимное согласие, доверие и ответственность. Позволяет избегать сложных юридических процедур при разводе. Такую форму брака называют еще фактическим браком. Фактический брак (в российском праве — сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» — отношения между партнёрами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи так часто именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака. Исторически институт гражданского брака сформировался (в Нидерландах — с 1580 г., во Франции — с 1791 г., в Англии — окончательно с 1836 г., в Германии — с 1875 г., в России — с 1917 г. и др.) как нерелигиозная альтернатива браку церковному. Отечественная история гражданского брака До революции в России не было института гражданского брака (за исключением лиц отдельных вероисповеданий — старообрядцев, сектантов и др.). Поэтому тем, кто не хотел (или не мог) венчаться в православной церкви из религиозных, антирелигиозных или практических соображений, приходилось жить без оформления юридических отношений. В СССР в 1926—1944 г.г. совместная жизнь супругов без регистрации в ЗАГСе приравнивалась к браку, официально зарегистрированному государством, поэтому не было практического смысла их различать. Отголоски этой нормы есть в различных современных российских законах (семейном, гражданском кодексах и т. д.). В частности, отцовство в отношении ребёнка, рождённого вне зарегистрированного государством брака, признаётся без судебного решения только в случае согласия отца. В противном случае отцовство может быть установлено только по суду. В России в настоящее время гражданский брак является единственным из заключаемых заново браков, признаваемым государством, и фиксируется в органах ЗАГС по месту жительства любого из будущих супругов. Поэтому большинство российских конфессий для заключения брака по религиозным обрядам требуют обязательной регистрации брака в ЗАГСе. Тем не менее, современный Семейный кодекс РФ (и его предшественник — КоБС РСФСР) не содержит термина «гражданский брак». В СК РФ только сказано: «признаётся только брак, зарегистрированный в органах Записи актов гражданского состояния». Таким образом, в настоящее время в России «гражданский брак» — понятие семьеведческое, а не юридическое. Виртуальный брак (иначе называемый виртуальной свадьбою) — церемониальная регистрация брачных отношений в Интернете на специализированных сайтах (в службе знакомств, в виртуальной службе знакомств). В процессе регистрации участникам и гостям предоставляется интерактивное общение (чат), и после специальной мультимедийной церемонии выдаётся уникальное свидетельство, которое не имеет никакой законной силы, однако важно для личных отношений Любовь как важнейший принцип семейно-брачных отношений. Типы любви: Прагма в Древней Греции возникающая из смеси людуса и сторгэ рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету. Сторгэ - одна из разновидностей любви в Древней Греции: любовь-нежность, в частности семейная любовь родителей к детям. Людус - в Древней Греции гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающаяся возможность измены. Мания - в Древней Греции - вырастающая из смешения эроса и людуса иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения. Эрос - в Древней Греции - название стихийной, страстной влюбленности, направленной обычно на телесное, физическое обладание. Э.Берн «Половая любовь, поскольку она половая, полна страстного желания, а поскольку она любовь – она причастна тому, что отличает истинную любовь от всех других отношений: то есть состоянию, когда благополучие и счастье другого человека представляется более важным, чем собственное благополучие. Любовь…включает в себя …уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность, соединяя это всё воедино и привнося …собственную благодатность» «Любовь – это отношение Ребенок-Ребенок, причем дети в этом отношении даже более первозданны, чем в интимности» «Это напоминает сияние, которое некоторые люди видят с помощью ЛСД» «Любовь – это сладкая ловушка, из которой никто не уходит без слез» Э.Фромм «Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить….К достижению этой цели они идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины,…в том, чтобы стать удачливым, …сильным и богатым…Другой путь, используемый …женщинами, …в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т.п.» Первый шаг, который необходимо сделать, это осознать, что любовь – это искусство, такое же, как искусство жить….Процесс обучения искусству можно разделить на 2 этапа: 1 –овладение теорией; 2 –овладение практикой. Но наряду с теорией и практикой существует 3 фактор, необходимый для того, чтобы стать мастером в любом искусстве – овладение искусством должно стать предметом наивысшего сосредоточения… Любовь – это активность, а не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение….любовь значит прежде всего давать, а не брать. Любовь – это заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим; ответственность, как налагаемая обязанность; знание человека. Детская любовь – «Я люблю, потому что я любим» Зрелая любовь – «я любим, потому что я люблю» + «я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя» Объекты любви: Братская любовь, Материнская любовь, Эротическая любовь, Любовь к себе, Любовь к Богу Стендаль: О зарождении любви 1.Восхищение. 2. Человек думает: «Какое наслаждение целовать ее!» 3.Надежда. 4.Любовь зародилась. 5. Начинается первая кристаллизация – достаточно подумать о каком-нибудь достоинстве, чтобы найти его в любимом существе. 6.Рождается сомнение. 7. Вторая кристаллизация – влюбленный постоянно говорит себе: «Да, она меня любит!» Ибн Хазм (Х век) «Любовь-да возвеличит тебя Аллах! – поначалу шутка, но в конце-дело важное!» 30 глав-о признаках любви, о любви во сне, о любви по описанию, о любви с первого взгляда, о намеке словом, об указании глазом, об обмене посланиями, о посреднике. С ходом истории любовь становится иной. В чём состоит её современная трансформация? Не приходится сомневаться, что с переходом к новому общественному качеству половая любовь теряет свой накал. Она становится менее пылкой, менее романтической и более сдержанной и рациональной. Любовь, которую мы знаем, глубоко индивидуалистична (не индивидуальна, что понятно, а именно индивидуалистична). Иначе и не может быть в обществе, находящемся на стыке периода индивидуализма и периода общественности (кстати, здесь мы нащупываем ещё одну модификацию периодизации человеческой истории). Индивидуализм, вошедший за тысячелетия в плоть и кровь человека, заставляет его помимо воли и сознания смотреть на своего действительного или потенциального брачного партнёра как на принадлежащее ему и только ему достояние. Даже если партнёры находятся в равном экономическом положении. Даже если их связывает “бескорыстная” романтическая любовь. Такая любовь по сути своей эгоистична. Будучи по определению благом для двоих, она в той или иной степени превращается в самоцель, в средство самоутверждения в обществе, становится, если угодно, любовью к самому себе: смотрите, конкуренты, каков я и каковы мои успехи. Общественные отношения подчиняют себе личные отношения отдельно взятых людей. На базисе собственничества и индивидуализма вырастают, если можно так выразиться, практика и эмоциональное сопровождение любви. Её спутниками становятся острое соперничество и связанные с ним переживания, любовные игры, интриги, победы и поражения, ревность и измена. Мы смотрим на всё это, как на совершенно нормальное явление. Да, это норма. Только до тех пор, пока на смену старым не пришли новые общественные отношения. Второе обстоятельство, касающееся понижения эмоционального тонуса любви, непосредственно связано с психикой. Любовь в собственном смысле этого слова появилась гораздо позже человечества. На первобытном отрезке истории люди вступали в половые связи, эмоциональное оформление которых лишь в незначительной степени выходило за рамки инстинкта. Только когда психика человека достигла определённого уровня развития и инстинкт был более или менее уравновешен рассудком, на исторической сцене появилась любовь как возвышенное, поэтизированное и подлинно человеческое чувство. Зарождение высокой любви “совпало” со становлением эксплуататорского общества. К концу коллективистского периода и всей человеческой истории его жертвами падут сопряжённые с любовью её крайние эмоциональные проявления (восторг, счастье — отчаяние, безысходность), романтизм, поэзия чувств, не сравнимое ни с чем увлечение предметом своей страсти... Средний эмоциональный тонус любви понизится. Мы находимся у истоков этого процесса. Коллективистский брак будет основан на свободной любви. Любовь станет иной. Подлинная любовь и полная свобода принадлежат разным периодам человеческой истории. В обыденном сознании укрепилось мнение, что любовь нужна в первую очередь для создания семьи. Но любовь далеко не всегда сопровождала семейную жизнь. Много веков в разных странах семья создавалась по принципам совершенно иным, чем сейчас, — любовь между женихом и невестой совсем не была обязательной. Конечно, любовь могла в дальнейшем возникнуть между супругами, но тоже не обязательно. Так что сегодняшняя семья, создающаяся по любви, — завоевание нового времени. Любовь нужна детям. А вот нужна ли любовь взрослым? Неоспоримым кажется мнение, что любовь приносит радость. Радость самоценна, поэтому дальнейшие вопросы не возникают. Многочисленные наблюдения и научные данные позволяют утверждать, что от «нехватки» любви люди страдают. Так, известно, что одинокие люди болеют чаще семейных. Например, среди одиноких мужчин старше 60 лет, по сравнению с их семейными сверстниками, смертность от рака легких и желудка выше в два раза, от туберкулеза — в десять, от цирроза печени — в семь раз. Во всех возрастных группах инфаркту больше подвержены люди одинокие, не имеющие семьи и близких связей. Есть также данные, говорящие о том, что любовный опыт необходим для достижения высокого уровня личностной и эмоциональной зрелости. Большинство людей несмотря на понимание возможных негативных последствий, предпочитают влюбляться и вступать в брак по любви. Так, 3/4 мужчин и женщин в ответ на соответствующий вопрос заявляют, что опыт любви и отношений с любимым человеком сделал их счастливее; только 4—5 процентов считают, что вследствие этого опыта они стали несчастнее. Характерно, что среди ответов молодых на вопросы социологов есть и такой: «Мы заключаем брак, потому что не можем жить друг без друга». И все. Этого мало, потому что семья — явление гораздо более серьезное, чем простое доставление друг другу наслаждений. Потому что влюбленность, переживаемая молодыми, обладает далеко не чистой природой. В ней всегда больше эгоизма, чем действительной любви к другому. Это одно из очень ярких, но, к сожалению, обманчивых состояний человека. Такая «любовь» к другому легко и просто может сменяться на бурную ненависть в ответ на отказ другого удовлетворить то или иное желание страсти. Не происходит ли тонкая, трудно сознаваемая подмена одного другим — любви – влюбленностью? Во вновь созданных семьях результаты такой «любви» обнаруживаются очень скоро. Преданные совсем недавно друг другу юноша и девушка по истечении некоторого времени после свадьбы неожиданно для себя приходят в состояние невероятной раздраженности один от другого. Куда же девалась любовь? Никуда. Ее просто не было. Была эгоистичная любовь к самому себе, к собственным переживаниям. Теперь, когда наступило насыщение друг другом, встреч и расставаний уже больше нет, страстная зависимость от другого ушла, эта любовь к собственным переживаниям проявилась в полную меру. Обслужить себя через другого — вот каковой была их первоначальная задача! Культ удовольствий – причина порочной влюбленности до венчания, он же – причина чувственности после. Влюбленность бывает слепой. Она может не замечать отрицательных проявлений другого, окрашивает восприятие любимого в розовые тона. Любовь слепой не бывает. Напротив, именно отрицательное в другом, безнравственное, ложное в нем она видит отчетливо. Есть принципиальная разница между негативными эмоциями и эмоциями любви. Первые рождаются неудовлетворенностью требования к другому, вторые — движением заботы о другом. Поэтому первые отторгают другого, вторые привлекают его к себе. Первые по сути своей есть низведение другого, вторые — утверждение его. Первые всегда смешаны с досадой, вторые никогда не теряют ласковости к другому. Первые нередко рождают чувство бессилия, вторые всегда пронизаны верой в другого. Первые отнимают силы у другого, вторые даруют ему жизнь.