История и культурология    

      Лекция 6: Семейная коммуникация как проблема современной семьи Роль семейной коммуникации в социальной адаптации личности.

 

  

 

В общении супругов немалое место занимают беседы. Умеем ли мы правильно вести их? Получается ли быть в них действительным слушателем? Этот вопрос однажды становится вопросом центральным. Каким-то шестым чувством супруги начинают улавливать, что строительство семьи будет разваливаться до тех пор, пока они не научатся слушать друг друга. Что же это такое — слушать? Слушать, внимать – это одно действие. Совсем другое – свое сравнивать с тем, что мне говорят. В результате возникает с чем-то – согласие, с чем-то, наоборот, — несогласие, а что-то третье расширяет мои представления. Так будет во всякой семье. Уже потому, что двое, соединенные в браке, пришли из разных семей, они имеют разные обычаи и традиции, принесенные каждым из своей семьи. В этих обычаях может быть немало полезного и правильного. Разве что всегда непривычного, но и только. Больше того, каждый имеет непохожий на другого жизненный опыт, неведомый другому. Супруги разнополы и восприятие мира у них разное. В супружестве оно должно стать взаимодополняющим. Этому-то и нужно еще научиться. Наконец, каждый супруг уникален как человек, и Господь наделил его по Своей любви дарованиями особенными, неповторимыми. В супружестве эти особенности должны проявиться и принести в семью богатство человеческого нрава, которым семья совершится в лад и полноту. В результате из сказанного целого я могу воспринять только часть. Есть и еще одна причина неполного восприятия собеседника. Это моменты моих собственных напряжений или размышлений. Занятый самим собою, я всех ее слов не мог расслышать. Что это такое? Собеседник в своем содержании всегда несет три составляющих. Одно — то, что я слышу. Второе — то, что прозвучало, но я не услышал. Наконец, третье, самое важное — его попечение. То есть, любой говорящий, за словами, которые он произносит, имеет еще попечение – либо о том предмете, о котором он говорит, либо о людях или делах, ради которых он говорит, либо ради собственного самоутверждения, либо ради Бога, чью волю он сейчас хочет узнать и ищет. Попечение это не всегда прямо выражается в словах или обычно не всегда ясно звучит, а чаще безотчетно для говорящего присутствует прикровенно. Но именно оно и составляет центр его жизни. Там, где на уровне попечений собеседники не слышат друг друга, там и возникают наиболее сильные напряжения, противостояния, вплоть до полного обессиливания и изнеможения друг от друга или, наоборот, впадения в непроизвольную досаду, ярость и ненависть друг ко другу. В то же время, если собеседники вслушиваются в попечения друг друга и слышат их, и откликаются на них, там начинается движение к единодушию. Даже если один из собеседников это делает, единодушие уже будет обретаемо. А в семье? Здесь состояние встречи знакомо каждой паре супругов. Когда-нибудь оно было пережито ими. Пережито не в опосредованном общении через книгу, экран или сцену, а в непосредственной беседе друг с другом. Действительное слушание рождает сокровенную тональность общения. Разговор и беседа текут не из стремления себя донести, но из душевной щедрости собеседников, глубокой расположенности их друг ко другу. Вряд ли сами они в эти минуты сознают, что с ними происходит. Напоенные чувством расположения, наполненности и востребованности друг в друге, они живут тончайшими переливами душевых движений. В эти моменты ни один из них не скажет, когда общение богаче — в молчании или в беседе. Они могут говорить на очень простые житейские темы и не в этом будет суть. Потому что суть в таких случаях заключается в истиной человечности ситуации слушания. Какая еще встреча может наполнять супругов столь же жизнеутверждающим чувством обретения целого. Я не один. Нас двое. И мы одно. Доверительность другому и другого мне, тончайшая соединенность во взаимоподдержке и чувство полной защищенности в мире — все это становится бесценным достоянием супругов в каждой такой беседе, в каждой такой встрече. При этом в таком общении само слушание также проходит два этапа — воспитания и осмысления. Только воспринимаются здесь не части, а целое, и потому осмысливаются не части, но целое. В этом принципиальная разница общения самоутверждающегося, рождающего атмосферу соперничества, и общения расположенного, в котором каждый утверждает другого и в котором действительно и впервые рождается сотрудничество. Не уровень темы, не глубина раскрытия проблемы определяют человеческое общение. Более того, и то, и другое часто не имеют никакого значения. Есть множество семей, в которых тема разговора не поднималась выше бытовой повседневности, не выходила за рамки домашнего хозяйства, работы и бедного ассортимента развлечений, которые есть, например, в отдаленных от культурных центров селах. И, тем не менее, они знают полное и глубокое общение друг с другом. Бытует мнение, что богатство человеческого общения зависит от эрудированности, образованности собеседников, от того, знают ли они или не знают современных художников, знакомы или нет с произведениями классики, следят или нет за ходом развития современной мысли, разбираются или нет в современной прозе или поэзии, в ведущих научных идеях и т. д. Отсюда невольно формируется образ будущего жениха или невесты, умеющего вести беседу на высоком одухотворенном уровне, начинается поиск такого общения, рождается желание самому стать способным к таким разговорам. Отсюда появляется стремление наполнить квартиру книгами, репродукциями, журналами, музыкой, техникой и т.д. Чего-то другого, по человечески простого, ласкового и любящего хочется дома. Не нужно блистать эрудицией, не нужно глубоко разбираться в проблемах, нужно просто побыть в щедрых лучах человеческой заботы и внимания друг к другу. Нужно хоть один час побыть в атмосфере душевного единства, взаимоподдержки, чтобы, вдохнув эту живительную силу человечности, нести ее другим людям. Тогда рождается чувство тыла, наполняющее спокойной уверенностью каждого из супругов. Лишь испытав, человек начинает понимать, какой укрепляющей силой обладает это чувство. Есть такое выражение: жизненное пространство. Оно может быть пустым или наполненным. Его нельзя наполнить информацией, оно наполняется только теплом человеческого участия. Обрести в семье душевное единство, значит прийти к заполненности жизненного пространства таким теплом. Движение к душевному общению начинается с умения слушать другого. Можно выделить три уровня общения; информативный, человеческий и причинный — три уровня слышания. Там, где присутствует стремление донести себя другому, люди неизбежно впадают в информативное общение. В этом случае собеседник, обладавший своей индивидуальностью, как человек исчезает. Он становится для меня, грубо говоря, либо источником, либо приемником информации. Совсем иное на человеческом уровне общения. Здесь центральным, на чем сосредотачивается мое внимание, является состояние души собеседника. Годы совместной жизни приводят супругов к третьему уровню общения — причинному. Когда в каждом сегодняшнем состоянии, переживаемом одним из них, схватывается другим вся цепь причин и следствий, приводящих к тому, что происходит в душе первого. Многогранное знание друг друга позволяет супругам по каким то незаметным постороннему взгляду штрихам определять начало негативного переживания в одном из них и, упреждая, снимать его им одним известными способами, порой странными и наивными для окружающих, но всегда безошибочными для самих супругов. В развитии от информативного общения к причинному уровню супружеских отношений и протекает жизнь семьи, правильно понимающей назначение своего союза. Устремиться в слушание собеседника в каждом моменте общения с ним от информативного уровня к причинному однажды становится задачей первостепенной. Проблемы межпоколенных и межродственных взаимоотношений в семье (супруги, родители-дети, бабушки/дедушки-внуки, теща-зять, свекровь-невестка, другие родственники). В начале нынешнего столетия в социальной культуре общества произошли серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения. Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Среди факторов, влияющих на социальный статус пожилых, отмечается разрушение патриархального многопоколенного клана, распространение нуклеарной семьи, изменение характера труда в индустриальном обществе, обесценивание накопленного опыта старших поколений в результате ускорения темпов научно-технического прогресса, распространение негласной политики отстранения от работы пожилых людей достигших пенсионного возраста. Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодых поколений и усилению геронтофобной установки в массовом сознании. Геронтофобия- это боязнь старости, негативное отношение к пожилым. Дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, направленность сознания наших людей на выживание, - все это влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых людей. Молодое поколение не имеет ясного представления об их жизни и часто драматизирует социальное положение пожилых, в противовес своему собственному мнению, тем самым, порождая стереотипы. Социальный стереотип - образ полярной по знаку оценки, жестко фиксированный, не допускающий ни малейшего сомнения в его истинности побуждающий к строго однозначному действию. Стереотип может быть позитивным или негативным. Позитивный стереотип старого человека делает упор на жизненный опыт и мудрость старых людей, потребность уважения к ним и заботе. Негативный, если главный упор делается на производство, оценивая человека по тому, участвует ли он в нем. Тогда старого человека воспринимают как ненужного, а о его опыте говорят, что он устарел и неприменим. Существующий в обществе негативный стереотип навязывает пожилым определенный стиль поведения в рамках формулы детство-зрелость, взрослость работа, старость-покой. Общество создает стереотип старого человека, опирающийся в основном на крайние группы, черты которых затем приписывают всем пожилым. Выделяют целый набор стереотипов в отношении к пожилым людям: 1) все старики похожи друг на друга; 2) пожилые люди социально изолированы; 3) большинство из них имеет слабое здоровье; 4) увольнение с работы порождает больше проблем для мужчин, чем для женщин; 5) большинство старых людей изолированы от своих семей или пренебрегают ими; 6) в этом возрасте половой жизнью не интересуются или просто не способны к ней; 7) старый человек не может учиться; 8) умственные качества с возрастом ухудшаются. Эти стереотипы рисуют ложную или сильно упрощенную картину старости и влияют на мироощущение пожилых людей. Надо отметить, что существует некая разница представлений о старости у детей, молодежи и взрослых людей. У детей обычно представление о старом человеке отождествляется с образом бабушки или дедушки. В описании присутствуют исключительно внешние черты: седые волосы, морщинки, сгорбленность, медленная походка, иногда- использование палки при ходьбе. Дети старшего возраста описывают пожилого человека согласно его психологическим свойствам, занятиям и поведению. Молодежь склонна признавать за старыми людьми превосходство над молодостью. Но также множество молодых людей склонны считать, что молодость- это наивысшая ценность, ибо является возрастом работы, старый же человек уже не работоспособен, а значит, не нужен. Старшие возрастные группы старость ассоциируют с болезнью и с тем, что старым людям нужна помощь. С возрастом, постепенно стереотип старости изменяется на более позитивный, так как человек чаще начинает размышлять о наступлении собственной старости. Общечеловеческую характеристику взаимодействия поколений дает М. Мид. В истории человечества Маргарет Мид выделяет три типа культуры: межпоколенных отношений; Постфигуративные, в них дети учатся у своих предков; Кофигуративные, дети и взрослые учатся у своих сверстников; Префигуративные, взрослые учатся у своих детей. Постфигуративные культуры больше свойственны традиционным обществам и ориентируются в своем развитии на прошлое. Информация от поколения к поколению передается бессознательным путем. Для них прошлое воплощено только в стариках. Старики являлись хранителями и носителями культуры. В таких культурах в отношениях между поколениями тоже встречаются конфликты. Когда люди старшего возраста ждут от молодого поколения мятежа и захвата власти. С точки зрения М. Мид это находит отражение в инициациях (ритуалах перехода). Запреты и ритуалы нейтрализуют поколенные конфликты. Постфигуративная культура зависит от реального присутствия в ней трех поколений. Они принимают данную культуру как нечто само собой разумеющееся, так что ребенок, вырастая, принимает без тени сомнения все то, в чем никто не сомневается в его окружении. Сохранение культуры зависит от установок стариков и от того, как они передали ее молодым. Кофигуративные культуры, характеризуются доминирующей моделью поведения сверстников. Ускорение технического и социального прогресса в индустриальном обществе порождает кофигуративные отношения, когда дети и взрослые все больше ориентируются на подвижную современность. В воспитании растет влияние сверстников. Возникает молодежная контркультура. Влияние родителей уравновешивается влиянием сверстников. Кофигурация начинается там, где начинается кризис постфигуративной системы. Кризис в результате катастроф, в которых погибли в основном старшие, которые играют важную роль в руководстве обществом. Вслед за переселением в новую страну, где старшие всегда будут считаться иммигрантами и чужаками. В своей простейшей форме кофигуративное общество- это общество, в котором отсутствуют деды и бабки. Это явление, больше свойственно индустриальным, высоко урбанизированным обществам, в которых обеспеченные или очень бедные люди отделяют себя от престарелых, предоставляя им для жительства специальные дома. С физическим удалением поколения дедушек и бабушек из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт сокращается на одно поколение, а значит, его связи с прошлым ослабевают. Частью этой культуры выступает установка на то, что дети уйдут от своих родителей либо окажутся вне их влияния, как в свое время сделали и сами родители. В США последствия кофигурации, стали ощущаться к началу ХХ века. Близкие отношения между старшим поколением и внуками потеряли свою силу. Родители утратили свой приоритет в разработке стандартов поведения. Префигуративные культуры ориентируются на будущее и отражают время, в котором мы живем. Дети стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять с помощью осуществления изменений в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, которая несет в себе постфигуративные элементы. За последние десятилетия произошел резкий необратимый разрыв между поколениями. Этот разрыв совершенно нов, но глобален и всеобщ. Сегодня же во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И, наоборот, старшее поколение никогда в жизни молодых не найдет повторения своего опыта перемен. Сегодняшние дети вырастают в мире, которого не знали старшие. Концепция М. Мид предполагает, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и от детей к родителям. Молодежь по-своему интерпретирует сложившиеся современные ситуации и культурное наследство и этим оказывает сильное влияние на старшее поколение. Однако, какие бы новшества ни предлагала молодежь, они всегда основаны, по мнению И. Кона на опыте прошлых поколений и на определенной культурной традиции. Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизнедеятельности "отцов" и "детей", от возможности адекватной, успешной социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций). Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений современности. Во-первых, это научно-технический прогресс, который подрывает авторитет старшинства. Во-вторых, все опаснее становится пренебрежение к прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Чем старше цивилизация, тем больше прошлого за ее спиной, тем она опытнее и тем важнее историческое значение. В-третьих, конфликтность в отношениях поколений определяется типом воспитания "самодовольных недорослей", для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений. В-четвертых, особую роль в межпоколенных отношениях играет семья, взаимодействие родителей и детей, предков и потомков. Семья, состоящая из четырех поколений, больше не существует, и остается только маленькое ядро из родителей и детей, очень часто с работающей матерью. В разных национальных культурах по-разному дети относятся к родителям: уважение, почтительность к старшим больше сохранились у азиатских и кавказских народов. Главное в межпоколенных отношениях - способность каждого поколения адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны "отцов" к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку. С точки зрения отношений поколений, мир переживает сейчас уникальиый исторический период, суть которого заключается в том, что в обществе впервые сложилась четырехзвенная, четырехпоколенная структура. Никогда в истории еще такой ситуации не было, она возникла в ХХ веке. А если взять за основу нуклеарную семью, раздельное проживание семей разных поколений, то возникает проблема, как, с кем и по отношению к кому идентифицирует себя ребенок? Бабушки и прабабушки оказываются за пределами семьи, становятся чужими людьми. Распространение в современности домов для престарелых - это как раз западное решение вопроса о разрыве поколений, когда молодежь - дети и тем более внуки и правнуки - не принимает стариков как ближних своих и родственников. Да и сами старики тоже даже внуков нянчить не хотят, тем самым, усугубляя отчуждение. Из этого возникает и другая проблема - риск распада единства исторического и социального пространства и времени, которые не возможны без содержательного взаимодействия людей разных поколений. В старом традиционном обществе проблемы отцов и детей не возникали, поскольку старики были воплощением опыта выживания, и все знали, что стариков убрали - и сами до следующего года не дожили. Пенсионеры - иждивенцы, "лишние", занимающие места, да еще и учат чему-то. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризовываться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) Домашнее насилие. Физическое насилие является исторически сложившимся способом дискриминации женщин. В последние годы возросло число преступлений, жертвы которых - женщины. Основным составом преступлений является насилие на почве ревности и сексуальное насилие. Семейное насилие в России с каждым годом растет. Данные печати свидетельствуют, что в России за 1999 г. 15 тыс. женщин были убиты своими мужьями. Результаты исследования, проведенного автором статьи в США, показали, что целенаправленная государственная политика против насилия в семье и высокая активность женского движения способствовали значительному снижению уровня криминогенности (убийства, изнасилования, избиения) в семье. Социальное противодействие домашнему насилию способствовало изменению общественного мнения от патриархальной позиции "невмешательства в дела семейные" к активному осуждению семейного насилия и защите его жертв. В результате активной борьбы против домашнего насилия в США действует закон "Protecting Order", защищающий членов семьи от семейного тирана. Согласно данного закона, семейному нарушителю (чаще мужу), совершающему противоправные действия в отношении домочадцев, запрещается вступать в контакт с ними, звонить или приближаться к ним на определенное расстояние. За этот же период создана сеть приютов и центров, где жертвы могут получить соответствующую помощь психологов, врачей, юристов. В результате проводимой работы число женщин убитых в семье в 20 раз меньше чем в России. Проблема домашнего насилия неоднозначна, значительными факторами её являются культурные различия и уровень жизни людей. Каждый день в России в результате домашнего насилия погибает 42 женщины. Чаше всего свидетелями насилия становятся дети, которые получают огромную психологическую травму, которая затем будет играть решающую негативную роль в формировании ребенка. Соседи, родственники, друзья занимают позицию невмешательства в семейные отношения. Проблема семейного насилия в России отягощена тем, что данная тема до сих пор не стала объектом открытого общественного обсуждения; неверием жертв насилия в возможность реальной защиты со стороны государства, несовершенством законодательства, недостатком исследовательских работ, отсутствием системы социальной защиты от насилия; отсутствием социальных льгот и компенсаций пострадавшим, успешно действующих и развивающихся в развитых странах мира. Гендерный конфликт в домашнем насилии можно отнести к факторам деформации семейных отношений. В конечном итоге семейная деформация может привести к распаду семьи как социального института. Снижению остроты гендерного конфликта и риска распада института семьи, на наш взгляд, должен способствовать соответствующий государственный подход к данной проблеме. Прикладная семейная политика, направленная на решение "женских" и "мужских" проблем семьи, способна снизить риски семейной деформации. ВИДЫ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ. В соответствии с Декларацией об искоренении насилия в отношении женщин, провозглашенной резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года, насилие в отношении женщин означает любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни. Выделяют следующие виды домашнего насилия: • Физическое насилие. • Сексуальное насилие. • Психологическое насилие. • Экономическое насилие. ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - это намеренное использование физической силы или орудий для причинения женщине повреждений или травм. Включает в себя: шлепки, битье, удары, ножевые ранения. Могут привести к долговременному вреду, иногда к смерти. Исследователи отмечают связь насилия с древними русскими традициями, в которых насилие мужа над женой считалось естественной и обыкновенной чертой семейной жизни. (Например, одна из старинных свадебных традиций в России заключалась в том, что отец невесты дарил жениху плеть, которую необходимо было повесить над кроватью молодоженов. По оценкам ВОЗ, мужчины используют насилие в отношении женщин в качестве способа наказания последних за нарушение традиционных женских ролей или за вызов их мужским качествам. В качестве форм насилия в отношении женщин в семье выделяют нанесение побоев, изнасилование, насилие, связанное с получением приданого, убийство младенцев женского пола, сексуальное надругательство над детьми женского пола, калечащие операции на женских половых органах и соблюдение других традиционных обычаев, наносящих вред здоровью женщин, ранние браки и иные формы насилия. СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ - это насильственный половой акт, заставляющий женщину вступить в сексуальный контакт без ее согласия, неудавшийся или половой акт, совершенный с больной женщиной или инвалидом, под давлением или под влиянием алкогольного или наркотического опьянения, большинство жертв предпочитают не обращаться в правоохранительные органы - сделанного не исправишь, а огласка может повредить репутации. Сексуальная агрессия, крайним случаем которой является изнасилование, сложное и многоуровневое явление. Она проявляется в трех основных формах: сексуального домогательства, принуждения и насилия. Самое мягкое и распространенное из них - сексуальное домогательство, навязчивое приставание в форме физического контакта или словесных замечаний и предложений, вопреки ясно выраженному нежеланию лица. Сексуальные домогательства часто связаны со злоупотреблением властью. Если женщина попытается жаловаться, ее же и обвинят: подумаешь, недотрога, шуток не понимает, не изнасиловали же ее! Крайняя форма принуждения - сексуальное насилие: изнасилование, то есть половое сношение с применением физического насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам, либо с использованием беспомощного положения потерпевшей или другие насильственные действия сексуального характера, такие как оральный или анальный секс. Социальные и культурные первопричины сексуальной агрессии коренятся прежде всего в жесткой дифференциации половых/гендерных ролей. Историко-этнографические данные показывают, что сексуальное насилие чаще встречается в тех обществах, где мужские и женские роли резко обособлены и где власть принадлежит мужчинам. Не менее важный фактор - отношение общества к насилию как таковому. Культ агрессивного мужчины, опирающегося при решении своих проблем преимущественно на силу,- питательная среда всякого, в том числе и сексуального, насилия. Кроме насилия при свиданиях, очень часты так называемые супружеские изнасилования, когда муж, обычно пьяный, осуществляет свои "права" вопреки желанию жены. Однако такие случаи почти не попадают в поле зрения правосудия, разве что сексуальное насилие сопровождалось особенно жестокими побоями. Люди не хотят разрушать брак, выносить сор из избы и т. д., а потому и соседи предпочитают в такие дела не вмешиваться. Одной из главных характеристик этого преступления является чувство вины, которое часто испытывают потерпевшие. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - это контроль над женщиной или ее изоляция, а также ее унижение. Выражается в постоянной критике, оскорблении, унижении. А также в вербальных оскорблениях; шантаже; актах насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозах насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивании посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушении предметов собственности; преследовании; контроле над деятельностью жертвы; контроле над кругом общения жертвы; контроле над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, медикаментам, автотранспорту, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); эмоциональном насилии; принуждении жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроле над распорядком дня жертвы и т.п. Очень важным аспектом проявления насилия является изоляция жертвы обидчиком. Это выражается в том, что он постепенно разрушает ее социальное окружение и контакты, начиная с родительской семьи. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - это отказ женщине в доступе к средствам к существованию и контроль над ней. Проявляется в отказе в содержании детей; утаивании доходов; трате семейных денег, самостоятельном принятии большинства финансовых решений - это, например, может выражаться в том, что при покупке продуктов не учитываются потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками, и т.п. Экономическое давление является одним из самых распространенных видов насилия. Женщины вынуждены регулярно просить деньги у мужа, отчитываться за все или большую часть произведенных расходов. Эта форма насилия не подпадает под определение правонарушения и очень опасна. Она создает предпосылки к безнаказанному совершению психического, физического и сексуального насилия, так как жертва становится зависимой от своего обидчика. Межэтнические, межрелигиозные браки: коммуникативный аспект. Межкультурные браки и модели семейных отношений На уровне архетипов семейная жизнь граждан опирается на специфические культурные модели, которые отражены в религиозных традициях этих стран. Закрепленные в религии и культуре модели семьи передаются исторически из поколения в поколение. Сегодня особенный интерес вызывает не только устройство семейной жизни, например, в России, но и соотношение разных моделей семьи, их сходство и различия. Потому что среди современных семей много сложных, смешанных, межкультурных. Модели семейных отношений Модели семьи сформировались давно, и все без исключения подверглись модернизации. Они отличаются по характеру распределения власти и ответственности между взрослыми членами семьи, а также по месту ребенка в семье. Модель нормальной семьи, как указала знаменитый этнограф детства Маргарет Мид, предполагает, что основная ответственность за семью лежит на отце как физически более сильном и социально принимаемом. Власть и ответственность распределены между супругами в соответствии с их возможностями по воспитанию детей. Межкультурные браки - это столкновение разных моделей поведения. Как следствие возникает проблема личностной самоидентификации людей с разными установками и представлениями о семейной жизни. Межкультурные браки внутри СНГ имеют свою специфику. Мы были единым народом и осознавали себя в этих категориях, и сейчас нас объединяет общее прошлое и схожие идеалы. В какой-то мере и семейная жизнь в СССР была унифицирована. После распада Союза национальные проблемы обострились, а религиозно-культурные модели семьи стали более актуальными. Каждая культурно-религиозная модель семьи имеет свои особенности, хотя, безусловно, все они трансформируются под влиянием различных социально-экономических процессов, в том числе миграционных. Под западными моделями скрываются католическая и протестантская модели семейных отношений. Католическая Европа очень четко отличается от протестантской Америки. Европа не любит, когда ее смешивают с Америкой, и Америка строго отделяет себя от Европы, признавая за ней право на истинную, старую цивилизацию. В основании католической модели семьи лежит принцип гармонии, сбалансированности, пришедший из античности и воспетый в эпоху Возрождения. Католическая семья наиболее близка к нормальной семье. Положение женщины в католической семье подчиненное, но у нее есть право голоса, к ее мнению следует прислушиваться и обсуждать с ней все вопросы. Но за всю семью отвечает отец. Например, французские отцы очень заботливы, они принимают участие во всех домашних делах, и именно они решают, куда пойдут учиться дети. Протестантская модель выросла на почве идей равенства и индивидуальных достижений. Женщина и мужчина в ней занимают одинаковое положение, фактически они взаимозаменяемы. Модель семьи, основанная на паритетных отношениях, нестабильна по определению. Положение женщины в США настолько высоко, что презрительное или брутальное отношение к ней в семье просто невозможно. В мусульманской семье, как известно, женщина очень ценится и оберегается, но как утешение, "приз", услада. Ценность женщины здесь понимается почти буквально, то есть в материальном, денежном эквиваленте. Женщина должна быть привязана к семье, всегда хорошо одеваться и щедро одариваться. Подарки возведены в разряд ритуала. Все решения в мусульманской семье принимает мужчина. Круг интересов женщины узок: дети, красивая одежда, украшения, еда. Еще один уникальный принцип мусульманской модели семьи - заменяемость женщины (система гаремов). Своя семейная модель предлагается иудаизмом. В традиционных еврейских семьях невероятно высок авторитет мамы. Многое зависит от того, какой ребенок рождается - мальчик или девочка. В любой архаической модели рождение мальчика приветствуется больше, чем девочки. Поведение матери напрямую зависит от пола ребенка. Оно негативное и репрессивное по отношению к девочкам, по отношению к мальчикам - поддерживающее, поощряющее. В православной модели семьи дети, напротив, полностью предоставлены сами себе. Если белые дети играют на улицах Парижа без взрослых, можно почти безошибочно утверждать, что это русские. В типичной французской системе воспитания дети - самые опекаемые члены семьи, до 16 лет они находятся под строгим присмотром родителей, которые обязаны их чем-то занимать, устраивать досуг. В российской культуре существует иная дисциплинарная система - система образцов для подражания. Всегда ставятся в пример "передовики", на которых необходимо равняться, чтобы достичь успеха. Православная модель рассчитана на очень устойчивый и очень сильный характер. Основная роль мужчины в православной модели - инициировать семью, семейная поденщина его не интересует. Мужчина обладает невероятной властью и авторитетом, но всю свою ответственность он делегирует жене. В российской семье потерялась фигура отца, женщина же перегружена ответственностью. При этом отношения в типичной российской семье нередко напоминают схватку, которую выигрывает психологически или физически сильнейший. Никакие договоренности здесь не действуют, все решается через битие горшков. Православная модель дисгармонична, такие реализации подходят лишь для исключительно выносливых и психологически сильных людей, способных внутренне сохраниться при любых внешних невзгодах. Однако тиражировать эту модель как норму, вероятно, не стоит. Это ненормально - жить униженным и оскорбленным. Православная модель деформировалась и имеет еще одну культурную версию в результате того, что в войнах и военных конфликтах мы физически теряли огромные мужские популяции. Появилась семья «без отца». И следующему поколению мальчиков пришлось занимать уже «детское место». Не зря говорят об инфантилизме наших мужчин. Пожалуй, православная рефлексия тяготеет к прошлому. Все, что было, имеет невероятную ценность. Смерть оказывается идеалом как вечное прошлое. Католическая модель - это интерес к настоящему. Вот почему она легко подвержена модернизациям, и адаптируется под текущую жизнь. Протестантизм - это ожидание счастья и радости в будущем, возможно, в самом ближайшем. Вечно улыбающиеся и оптимистично настроенные американцы нас раздражают именно нежеланием замечать трагическое прошлое или невыразительное настоящее. Иногда люди могут осознавать разницу в культурных моделях как абсолютное благо. Например, теоретически российско-американские браки очень удачны. Американский мужчина, переходя из модели равноправного партнерства в модель православной семьи, повышает свою относительную значимость. Ему делегируется больше власти и уважения, он, безусловно, выигрывает, повышается в социальном и психологическом статусе. Русская женщина, выходя из модели православной, снимает с себя непосильный груз ответственности и получает шанс на нормальную жизнь в семье с понятным для нее кругом забот - дети, кухня, дом, но с большим снисхождением, вниманием и поддержкой со стороны мужа. Отношения в семье для обоих оказываются более гармонизированными и «заточенными» под их собственную психофизическую конституцию. Эти браки оказываются очень долгосрочными, так как все роли распределены, и механизм работает, хотя семья смешанная. В такой семье каждый из супругов идет на уступки и безупречно играет свою роль. К самым комплиментарным бракам относятся украинско-еврейские. Может быть, это связано даже не с хорошей сочетаемостью самих моделей, а со специфическим способом улаживания конфликтов, при котором огромную роль играет юмор. Когда конфликты обыгрываются, их напряженность и значение не так высоки. Одно из абсолютно новых явлений сегодня - это русско-китайские браки. В Приморье их уже десятки тысяч. Китайские мужчины очень много работают, не пьют, приносят домой деньги и по контрасту обладают преимуществами перед русскими женихам. Русские женщины довольны. Несомненно, число таких браков будет расти. Разница в моделях и установках в межкультурных браках обнаруживается всегда, и рано или поздно на этой почве возникают конфликты. Одни видят в супруге прежде всего индивидуальность, и это вызывает у них искреннее уважение и интерес, порой - желание заимствовать. Другие находят в культурных различиях повод для постоянного раздражения, депрессии и отчуждения. Это связано с жесткой "конституцией" людей, неготовностью идти на уступки, недостаточной уверенностью в себе. В правовом поле все равны. Однако в разрешении таких конфликтов должен участвовать кросскультурный психолог, который учитывает разницу в мотивах. Разница в культурах может быть детям во благо, а может поставить их в невыносимую ситуацию. Вопрос идентичности периодически возникает у ребенка в раннем детстве, но особенно остро он встает в подростковом возрасте. Чаще всего на то, как ребенок себя осознает в межкультурной семье, влияют его отношения с родителями. Обычно первое серьезное обсуждение начинается, когда встает вопрос об образовании ребенка. Россия стала страной, принимающей многонациональные миграционные потоки. Большинство людей (и не только в России) не в состоянии решать вопросы частной жизни самостоятельно. Они будут имитировать тот образ жизни, который им предлагается в СМИ или поощряется государством. Пока на нашем телевидении доминируют семейные шоу, цель которых, кажется, возбудить уставших после работы граждан, чтобы те, не раздумывая, улучшали демографическую ситуацию в стране. Семейные конфликты Причины возникновения семейных конфликтов, способы их разрешения. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности. Если рассматривать семейные трудности по убывающей степени, то шкала имеет следующий вид: организация домашнего хозяйства; напряженные отношения с родственниками; дети и их воспитание; трудности коммуникаций; финансовые затруднения; злоупотребление алкоголем; разная направленность интересов по досугу; ревность; сексуальная дисгармония. Вступая в брак, люди хотят семейного счастья. Но их надежды не всегда сбываются. В отдельных регионах до 50 % семей распадаются. После вступления в брак молодожёнам предстоит хорошо узнать друг друга, изучить привычки, выработанные в прежней жизни, научиться взаимодействовать, отказываться от того, что этому взаимодействию мешает. Но это удаётся далеко не всем - и тогда супруги перестают понимать друг друга, между ними возникают конфликты, перерастающие в семейные ссоры и скандалы. Почему далеко не всем удаётся сохранить семью? Почему между супругами возникают ссоры и конфликты, нередко ведущие к разводам? Потребности, которые супруги удовлетворяют в браке, различны, по-этому и содержание любви неодинаково. Один человек понимает любовь как физическое влечение. Потребность в половой близости, другой - как близость с другим человеком, с другом. Обращает на себя внимание тот факт, что конфликтующие и разводящиеся супруги на первое место в любви ставят личные потребности и стараются использовать любимого человека как средство их удовлетворения. Такая любовь носит потребительский характер. При настоящей же любви человек посвящает свою жизнь любимому, стремится доставить ему радость, сделать его счастливым. Непонимание этого приводит к тому, что любовь пропадает. Каждый человек имеет свою "модель" любимого (любимой). Сильная потребность иметь любимого рядом приводит к тому, что нередко людям кажется, что они нашли его наконец-то. Эта установка мешает реально увидеть достоинства и недостатки любимого. Однако рано или поздно человек раскрывается, и нередко наступает разочарование, причём не только в объекте любви, но и в любви вообще. Нередко один из супругов препятствует: мешает учиться, стремится загрузить различными делами, отвлекающими от интересующей его деятельности, ограничить общение с новыми людьми, соответствующими возросшим духовным потребностям и способностям супруга (или супруги). В этом случае возрастающая разница в уровнях развития супругов и конфликты, усиливающие противоречия, могут стать причиной исчезновения любви и распада семьи. Многие молодые супруги не понимают, что брак - это постоянный труд, творческий поиск путей сохранения взаимопонимания и любви. И к любви себя надо готовить. Надо учиться дарить счастье другому. Источниками нарушения семейных отношений являются, как правило, столкновение различных представлений мужа и жены о целях семьи, о конкретном содержании её функций и способов их реализации, о распределении ролей в семье. Если супруги не будут понимать друг друга в жизненно важных для существования брака вопросах и действовать соответствующим образом, если не выработают общую систему взглядов, то супружеские отношения будут разрушаться. Учёные считают, что многие причины неудачных браков существуют уже в момент их заключения. Эти причины именуются факторами риска построения счастливой семьи.