История и культурология    

      Лекция 5: Социальные роли в современной семье.

 

  

 

Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения. Отцовство – 1) факт происхождения ребенка от данного мужчины, 2) социальный институт, регулирующий функции, права и обязанности отца, 3) аспект или компонент мужской идентичности, 4) соответствующие отцовские практики и связанные с ними чувства и переживания. Существуют разные категории отцов: родные (биологические) и приемные, разведенные и одинокие отцы, несовершеннолетние отцы и т.п. Как и материнство, отцовство является биосоциальным институтом. Но если материнство предполагает не только зачатие и рождение, но и выращивание потомства, то отцовский вклад у многих биологических видов сводится к акту оплодотворения. У человека объем отцовской заботы и специфические отцовские практики зависят от социокультурных условий. В архаических обществах отцовство считалось одним из главных аспектов маскулинности, а плодовитость – важным показателем «мужской силы». Ухаживать за детьми мужчине было некогда и незачем, это считалось женским занятием. Самый распространенный образ отцовства – архетип отсутствующего отца. В мифологическом сознании отец чаще всего выступает как персонификация власти (грозный отец, подавляющий и даже убивающий своих детей) или/и как прародитель, глава рода или большой семьи. Эти представления закрепляются в стереотипах массового сознания. Нормативный образ отца включает в себя несколько ипостасей: а) персонификация власти, б) кормилец, в) высший дисциплинатор, г) пример для подражания, а иногда и непосредственный наставник детей, особенно сыновей, в общественно-трудовой и духовной деятельности. Соотношение этих ролей исторически изменчиво и зависит от особенностей того или иного общества. У некоторых народов существуют строгие правила избегания, регламентирующие взаимоотношения отца и детей. Например, традиционный этикет кавказских горцев требовал, чтобы при посторонних, особенно при старших, отец не брал ребенка на руки, не играл с ним, не говорил с ним и вообще не проявлял к нему каких-либо чувств. В новое время содержание отцовской роли изменилось. Абсолютный монарх, который волен карать и миловать, уступил место «кормильцу». У него стало меньше власти и больше обязанностей. В городской среде, под влиянием таких факторов как пространственная разобщенность труда и быта, традиционные ценности отцовства ослабевают. Как работает отец, дети не видят, а его внутрисемейные обязанности менее значимы, чем у матери. По мере того как «невидимый родитель» становится более доступным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, снижается. Ослабление и даже полная утрата мужской власти в семье отражается в стереотипном образе отцовской некомпетентности. К тому же отца оценивают по традиционно женским критериям, по его достижениям в той деятельности, которой он раньше не занимался и к которой его не готовили. B традиционном обществе отцовство было обязательным элементом мужской идентичности, теперь оно стало делом свободного выбора. Это побуждает некоторых ученых и публицистов говорить о «кризисе отцовства» (рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье, незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими, педагогическая некомпетентность отцов, их незаинтересованность и неспособность осуществлять воспитательные функции). Однако одни авторы полагают, что происходит реальное ослабление отцовского начала, тогда как другие склонны думать, что наши сегодняшние тревоги отражают лишь сдвиги в акцентах и стереотипах массового сознания. Динамика отцовского вклада в воспитание детей неоднозначна. В среднем отцы сегодня проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, и лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Тем не менее современные отцы не только не уступают в этом отношении прежним поколениям, но и существенно превосходят их, беря на себя гораздо больше домашних и педагогических обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими. «Новые мужчины» берут на себя больше домашних обязанностей, придают больше значения отцовским ролям, чаще гуляют и играют с детьми, чем «традиционалисты». Тем не менее, проблема отцовства остается острой. Во-первых, «новые отцы» везде и всюду составляют меньшинство. Во-вторых, прирост отцовской заботы практически уничтожается тем, что из-за увеличения числа внебрачных детей и количества разводов все большая доля мужчин не живет со своими детьми. После развода общение отцов с детьми резко сокращается, отчасти потому, что мужчины теряют к ним интерес, а отчасти потому, что бывшие жены препятствуют таким контактам. В результате на макросоциальном уровне безотцовщина растет. Оценка отцовских практик по традиционно женским критериям оказывается односторонней. Поскольку мужчину оценивают прежде всего по внесемейным достижениям, социальные неудачи, например, потеря работы, снижают и его семейный статус, а вместе с ним и самоуважение. Сознание своей неудачи в роли кормильца деморализует мужчину и осложняет его отношения с детьми. В представлениях россиян о справедливом распределении семейных функций традиционалистские установки борются с эгалитарными, реальное разделение труда и ответственности в семье остается скорее традиционным. Хотя более молодые и образованные мужья готовы взять на себя часть семейных дел, сдвиги происходят очень медленно. Судя по реальным затратам времени, гендерное неравенство в постсоветской семье даже увеличилась Участие отца в воспитании, за вычетом дисциплинирования ребенка, в котором участвует каждый четвертый отец, нередко остается символическим. Отцовский вклад колеблется от 8,5% (помощь в приготовлении уроков) до 1,9% (уход за больным ребенком). Еще больше падает влияние отца в случае развода. Не больше трети разведенных отцов может в какой-то степени заниматься воспитанием детей. Причина этого – не только и не столько в нежелании отцов, сколько в настрое разведенных женщин, которые ограничивают такие контакты. Отец играет в семье не одну, а множество разных ролей, и его успех зависит от меры его успешности в каждой из них. Если традиционное отцовство было преимущественно авторитарным, то сегодня наиболее благоприятным кажется авторитетный стиль. Авторитетное отцовство благоприятствует учебным успехам ребенка, уменьшению эмоциональных трудностей, повышению самоуважения и просоциального поведения (социальная компетентность, популярность, общительность). Индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого собственного опыта мужчины, от того, каким был его собственный отец; этот опыт передается из поколения в поколение, от отца к сыну, внуку и т.д., и ответственное отцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей, так и для отцов. В передаче отцовского опыта присутствует как подражание (отец или дед как ролевые модели), так и критический анализ отрицательного опыта. Ответственному отцовству нужно учиться. Одним из звеньев гендерной педагогики должна быть подготовка мальчиков к усвоению отцовских ролей, что особенно важно в условиях малодетных семей и массовой безотцовщины. Попытки строить гендерное воспитание альтернативно, путем противопоставления отцовских функций материнским, принесут больше вреда, чем пользы. В обучении нуждаются и взрослые мужчины, включая консультации для безработных и социально-неблагополучных отцов. Гендерное распределение ролей в семье. Мужские и женские роли в современной российской семье: социальные ожидания и крушение надежд Тpадиционные патpиаpхальные взгляды на pоли мужчины и женщины в обществе, то есть сексизм, сопpовождает весь пpоцесс социализации обоих полов с детства. Одной из важнейших функций сексизма является опpавдание и защита существующего фактического неpавенства между полами. В нашей конституции фоpмально закpеплено pавнопpавие мужчин и женщин. И официально пpоблема, связанная с самоpеализацией женщин, как бы не существует. Hо это лишь иллюзия. Сейчас некотоpые женщины готовы отказаться от собственной каpьеpы в пользу удачного замужества, они выбиpают "каpьеpу" домохозяйки, и это их устpаивает. А некотоpые женщины, наобоpот, стpемятся самоpеализоваться не только в семье, но и в pаботе, в науке. Женщина имеет пpаво выбоpа одного из путей, но этот выбоp должен стpоиться на отpефлексиpованной оценке возможных ваpиантов жизненного пути, на понимании его будущих последствий. Годы, посвященные только заботам о семье могут лишить женщину ощущения самостоятельности, пpивести к потеpе собственного "Я", могут вести к алкоголизации, психическим и сексуальным pасстpойствам, суициду. У женщин же, выбpавших каpьеpу, может возникнуть чувство вины пеpед семьей, ощущение, что семья стpадает от ее каpьеpы. В России истоpически сложилось пpедставление о том, какова должна быть семья, каковы должны быть пpава и обязанности мужа и жены. Сpеди женщин бытует стеpеотип, что они чеpесчуp загpужены семейными обязанностями и мужчины заставляют их тащить на себе весь дом, а сами могут огpаничиваться добычей денег, забывая о том, что "семья - это пьеса, котоpую можно сыгpать только в четыpе pуки". С точки зрения характера распределения власти выделяют следующие группы семей: - Семьи, в которых руководство и организация исполнения всех функций сосредоточены в руках одного члена семьи, как правило, матери (матриархальные семьи) или отца (патриархальные семьи). Для данного типа семейной структуры характерна авторитарная система отношений между членами семьи. - Семьи, в которых явно выражено участие в управлении семейными делами всех ее членов (и родителей и детей) - биархальные семьи. Власть в такой семье распределена достаточно равномерно, характерная демократическая система взаимоотношений между членами семьи. С точки зрения структуры преобладающих взаимосвязей, т.е. в зависимости от доминирования определенных осей отношений внутри семьи выделяются родительско-детские, детоцентрические и супружеские семьи. При изучении жизненных стратегий населения в рамках проекта экономической инволюции было выявлено, что социальное и экономическое развитие семьи во многом определяют женщины. Для семьи значимы любые источники дохода, как в сфере домохозяйства, так и в сфере производства. При этом женщины активны прежде всего в организации домашнего хозяйства. Перераспределение власти является одним из наиболее важных изменений в семейной жизни последних лет. Жесткое гендерное разделение труда, основанное на четком распределении обязанностей, приводит к ответственности за поле деятельности, закрепленное за мужчиной и женщиной. Именно совокупность обязанностей и ответственности – результат гендерного порядка – выливается в некий нематериальный ресурс и обеспечивает власть. Она предоставляет право женщинам предъявлять требования по поводу исполнения своих желаний, диктовать условия и целенаправленно изменять поведение членов семьи, подчиняя их своей воле, а также распоряжаться семейными ресурсами. Мужчины, в свою очередь, как правило, «покупают» свою бездеятельность дома, обеспечивая себе тем самым «удобную» жизнь в кругу семьи. В период неурядиц, катаклизмов происходит обесценивание мужского ресурса, в то время как женщины вырабатывают механизмы адаптации, способствующие выживанию семьи, соответственно расширяя свои полномочия. Экономические ресурсы современной семьи с трудом позволяют поддерживать привычный образ жизни и не всегда достаточны для удовлетворения новых потребительских стандартов и возросшего уровня притязаний. Это свидетельствует о нереальности для большинства женщин стать «счастливыми домашними хозяйками и необходимости полноценного включения в оплачиваемую занятость. В то же время женщины традиционно сохраняют за собой «право» ведения домашнего хозяйства. Они были и остаются хранительницами домашнего очага, при этом они не только стирают, убирают, готовят пищу, но и определяют поведение членов семьи, семейную «политику» в целом. Такое раздвоение женского предназначения выдвигает особое требование к работе - возможность совмещения двух названных функций. Профессиональные чаяния женщин по-прежнему отодвигаются на второй план. В случае ухудшения материального положения семьи они реагируют не поисками высокооплачиваемого места работы и подработок, а стремлением сэкономить ресурсы, расширить сеть родственного обмена и, наконец, обратиться за помощью к государству. Мужчины, исключенные из ведения домашнего хозяйства в силу женской активности и вытесненные из сферы производства, ослабили свое былое лидерство – главы домохозяйства и роли основного кормильца. Женщины рассматривают мужей в первую очередь как тех, кто должен обеспечивать семью. Мужчине приходится балансировать между неурядицами на производстве и дома, испытывая на себе двойной прессинг. Неисполнение женских желаний грозит мужчине подавлением со стороны жены. Напротив, высокий стабильный заработок мужа компенсирует все его недостатки. Супруги выбирают стратегию наименьшего сопротивления, что в конечном итоге приводит не к отношениям поддержки и взаимопомощи, а к использованию друг друга (что напоминает игру в «перетягивание каната»). Таким образом, достигается «равноправие», которое характеризуется не предоставлением равных возможностей, а воспроизводством традиционных типов поведения. Если все-таки, несмотря на традиционные взгляды, женщины берут на себя функцию роли кормильца на длительное время, в лучшем случае происходит обмен ролями (мужчины выполняют женские обязанности, а женщины – мужские), в худшем – мужчины оказываются полностью деморализованными и подавленными. Суть этих отношений – подчинение одного пола другим, при этом мужчины нередко оказываются исключенными из сферы труда (производства), домашнего хозяйства и, наконец, жизни. Властная позиция женщины в ведении домохозяйства выталкивает мужчину из круга семейных обязанностей. Это изначально устраивает супруга, становится привычкой, которую впоследствии практически невозможно изменить. Женщины, вытесняя мужчин из семейного хозяйства, делают их недееспособными и зависимыми в домашних условиях. С каждым последующим годом супружеской жизни им все меньше хочется брать на себя лишние заботы. Свои недостатки мужчины пытаются компенсировать достойным заработком, однако в современных условиях выполнять «мужскую» функцию кормильца непросто. Со снижением материальных ресурсов мужчины женщины переходят в жесткую оппозицию. Все семейные мероприятия могут осуществляться совместно, если каждый несет ответственность и обязанности перед семьей. Такие отношения описываются как взаимопомощь и сотрудничество во всех сферах жизни. Мнение каждого из супругов авторитетно. Подобный вид отношений называют симметричным. Симметричные отношения, сложившиеся в семье, вовсе не означают действительного равноправия Часто разделение домашних обязанностей на «женские» и «мужские» остается незыблемым, и в данном случае мы видим традиционные патриархатные отношения. Специфика частного дома без удобств сохраняет за мужчиной необъятные «мужские» обязанности. Социальные перемены не привели к распаду традиционных представлений о мужских и женских ролях, к созданию партнерских отношений Нынче наследуется советская модель двойного кормильца, в которой мужчины выступали ответственными за обеспечение, а женщины дополняли усилия партнера по содержанию семьи. Женщины продолжают контролировать домашнюю сферу. Теперь в их обязанности входит еще и ответственность за сохранение (повышение) прежнего уровня жизни семьи. Господствующие традиционно-патриархатные взгляды подталкивают женщин к использованию мужчин как инструмента в их жизненных стратегиях, источника доходов для реализации своих планов. При этом продолжается выталкивание мужчин из сферы домашнего труда. Понятно, что для сохранения своих позиций в семье мужчины нуждаются в хорошей оплате. Однако уравновесить баланс семейных потребностей и материальных возможностей для изучаемой категории населения в нынешних условиях практически невозможно. Поэтому даже успешные кормильцы, испытывая недостаток значимости своей роли в семье, зачастую опускаются и спиваются, в особенности если этому благоприятствует социально-экономическая среда. Ограниченные возможности для выполнения роли кормильца приводят к потере мужского авторитета и лидерства в семье и одновременно к росту женской активности в сфере производства и домашнего труда. Такая ситуация, хотя и наделяет женщину дополнительными полномочиями и властью в частной сфере, но, как правило, не способствует решению материальных проблем семьи. Более того, женское доминирование в организации и обеспечении семьи ведет к исключению мужчины из важных сфер семейной организации, существенному снижению мужской ответственности и, наконец, к привычному отчуждению от семейных забот. Тремя основными сферами пересечения совместных интересов являются финансовый вопрос, вопрос воспитания детей и проблема принятия серьезных решений, который может быть сформулирован как вопрос о том, кто является главой семьи. Женщины в гораздо большей степени, чем мужчины, убеждены, что распоряжаться семейным бюджетом должны именно они (43 % против 30 % среди мужчин, это самый популярный ответ среди женщин). Подавляющее большинство респондентов (67 %) считают, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя в равной степени, еще 11 % опрошенных указали, что это обязанность того супруга, у которого больше свободного времени. Наиболее очевидно гендерные различия проявились в ответе на вопрос: “Кто должен быть главой семьи?”. В целом, каждый второй респондент (51 %) считает, что главой семьи должен быть муж, 38 % полагают, что важные семейные решения должны приниматься совместно, и только 8 % опрошенных отметили, что главой семьи должна быть жена. Мужчины однозначно настаивают на том, что именно им должно принадлежать главенствующее положение в семье – такой точки зрения придерживаются почти две трети (62 %) респондентов мужского пола, в то время как менее трети (29 %) готовы руководить семьей совместно с женой. Несколько иначе видят ситуацию женщины. 45 % полагают, что муж и жена должны совместно принимать важные решения, почти столько же – 43 % - готовы отдать руль управления семейным кораблем мужу. Лишь 10 % женщин и 6 % мужчин считают, что главой семьи должна быть жена. Определенный вклад в формирование представлений о распределении ролей в семье играет образование – чем выше уровень образованности респондентов, тем в несколько большей степени они склоняются к равноправию в семейных отношениях. Проблемы детства и семейного воспитания. Понятие и общее содержание семейного воспитания В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. В определенные периоды к семейному воспитанию могут привлекаться няни, репетиторы, домашние учителя и гувернеры. Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная часть относительно контролируемой социализации человека в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной связи с другими видами социального воспитания – школьного и общественного. Проблемы семейного воспитания, в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей - социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья – таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание семейного воспитания. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести к следующим позициям. Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д. Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении. Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о Прекрасном, существующем в жизни. Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и др. Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи. Внутрисемейные отношения в семейном воспитании Считается, что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в их систему. Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности. Степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей. Сравнительные исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демократический тип семьи обладает более высоким воспитательным потенциалом. Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из семей с более низкой степенью демократизации отношений. Воспитание ребенка во многом зависит и от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. В семьях с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Следовательно, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном воспитании. Проявление отношений родителей и детей в семейном воспитании Сложность ее - в скрытом, интимном характере внутрисемейных отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической подготовки. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными по¬вседневными контактами. Понятие «контакт» в педагогическом смысле мо¬жет означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмо¬циональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение меж¬ду ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природ¬ную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Изучение учеными практики семейного воспитания позволило вы¬явить некоторые основные тенденции формирования неблагоприятных отношений родителей и детей в се¬мье. Выделены наиболее веские причины, формирующие отрицательно направленную воспитательную среду в современной российской семье. 1. 1. Невысокий материальный уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей расходуется на добывание средств к существованию. 2. 2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, неуверенность в завтрашнем дне, постоянная угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие родителей в состояние повышенного эмоционального напряжения. 3. 3. Двойная нагрузка на женщину в семье – работа на производстве и решение задач по обеспечению повседневного функционирования семьи (приготовление пищи, стирка, уборка помещений и др.). 4. 4. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых, моральных и нравственных причин, обусловливающий достаточно большое количество так называемых «неполных семей». 5. 5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Объявленная законом равная ответственность родителей за воспитание детей на практике лишь декларируется. 6. 6. Обострение конфликта между поколениями на уровне родителей и детей, вызванное неконтролируемым воздействием СМИ на сознание молодого поколения несоответствующих российскому национальному менталитету моральных и нравственных ценностей. 7. 7. Разрыв между воспитательной деятельностью семьи и школы. Особое место в перечне причин формирования в семьях неблагоприятной воспитательной среды занимает так называемый «кризис отцов». Сегодня он проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи. Социальные педагоги это явление объясняют рядом объективных и субъективных причин. Во-первых, педагогическая несовместимость родителей. В типичном варианте такие родители во взаимодействии с ребенком преследуют разные педагогические цели, используют противоположные методы и средства. Во-вторых, это методы крайне жесткого воспитания, в результате чего дети начинают презирать, боятся и даже ненавидеть отца и любыми путями спасаться от него. Здесь на смену нормальному взаимодействию приходит полное отчуждение, зачастую порождающее в семье конфликтные ситуации. Конфликты в семейном воспитании Под конфликтом в семейном воспитании понимается возникшая ситуация неразрешенного (неразрешаемого) противоречия, в которой родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и пытаются решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и методами. В отношениях родителей и детей он крайне редко возни¬кает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной при¬вязанности родителей и детей, выдав им на подсознательном уровне своеобразный аванс в чувст¬ве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети рас¬порядятся этим даром — проблема их общения и отношений. Считается, что конфликтная атмосфера семьи способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в пренатальном периоде его развития. Волнение матери как следствие стрессовой ситуации оказывает разрушающее действие на плод. Ее эмоциональное состояние остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. Конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. Что же мешает сформировать в семье благоприятную среду для полноценного и гармоничного личностного формирования и развития ребенка? В число основных причин многие социальные психологи и педагоги включают: ? наследственность. Результаты специальных исследований показали, что если сами родители в детстве имели воспитательные проблемы внутреннего (собственного личностного) и внешнего (социального - воздействие семьи) характера, то они должны быть готовы к тому, что эти проблемы на подсознательном уровне могут проявиться или в их детях, или в собственной воспитательной деятельности; ? изменяющиеся и усложняющиеся условия жизни. В жизни родителей не было многого из того, что окружает их детей и вызывает у них совсем иные запросы и потребности. Их непризнание или осознание родителями невозможности удовлетворения порождает напряженность во взаимоотношениях с детьми или их внутриличностную напряженность; ? снижение уровня педагогической культуры родителей. Это, отчасти, стало возможным по уже изложенным причинам (отрыв семьи от школы, отсутствие у родителей времени на анализ и рациональное управление взаимодействием с детьми и др.). Однако, к сожалению, во многих случаях это обусловлено недостаточной ответственностью родителей за воспитание или полным отсутствием таковой. Несомненно, что перечисленные и целый ряд других разнонаправленных причин порождают соответствующую реакцию со стороны детей. На формирование ее характера и направленности влияют два фактора: индивидуальные психологические особенности ребенка и специфика воздействия родителей или других членов семьи, формирующая соответствующий стиль воспитания. Стиль семейного воспитания Стиль семейного воспитания представляет собой систему приемов и характер взаимодействия родителей (старших) и детей. Он во многом определяется личностными ресурсами семьи, которые, с одной стороны, зависят от состава семьи (полная или неполная семья, многодетная семья, наличие близких родственников - братьев, сестер, бабушек, дедушек и пр.), а с другой - от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний и т.д. старших членов семьи. Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим, как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Определенную роль в формировании стиля семейного воспитания играют и материальные ресурсы (затраты на питание, одежду, возможность приобретать игрушки, книги, аудиовизуальную технику и пр., наличие у младших персонального пространства - комнаты, детского уголка, своего письменного стола и пр.). Стиль семейного воспитания в зависимости от меры его «жесткости – мягкости», в педагогической литературе определяется как авторитарный, демократический или либеральный - с веером промежуточных вариантов. Например, для авторитарного воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, контролировать их поведение, интересы и даже желания. Ему присуща строгость и безаппеляционность суждений родителей. Угроза с целью принуждения выступает его главным средством. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим. Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять их инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними авторитарного стиля, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество и нерациональную терпимость в отношениях с детьми. Его источником преимущественно является чрезмерная родительская любовь. Коммуникация преимущественно направлена от ребенка к родителям. При реализации данного стиля семейного воспитания дети зачастую растут неорганизованными, недисциплинированными и безответственными. Принципы и правила семейного воспитания Следует отметить, что в семейной педагогике до настоящего времени не сложилось взаимопризнаваемой системы принципов воспитания детей в семье. Обобщение существующих подходов к систематизации принципов воспитания позволило выделить в них следующие основополагающие положения, детерминирующие организацию и осуществление педагогического взаимодействия между родителями и детьми. Принцип креативности предусматривает создание в семье необходимых условий для свободного развития и реализации способностей детей. Родителям важно не только знать физиологически обусловленный уровень интеллектуальных, физических и других задатков своих детей, но и оказывать им содействие в их развитии, применении и совершенствовании. Это создаст благоприятные предпосылки для диагностики и реализации личностного потенциала ребенка в приемлемой для него сфере общественно-значимой деятельности. Принцип гуманизма предполагает признание личности ребенка, как любого другого человека, в качестве абсолютной человеческой ценности. Это требует от родителей понимания и признания самоданности и уникальности своих детей, их неповторимости в человеческой жизни. Принцип демократизма основывается на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми. Естественно, что это не требует признания «руководящей роли» ребенка в семье – это само по себе абсурдно. Однако учет его мнения о тех или иных событиях, предложений по решению семейных задач и проблем должен стать правилом для семьи. Принцип гражданственности требует от родителей целенаправленной деятельности по реализации собственного «Я» ребенка в системе общественно-государственных отношений. В более раннем возрасте это может быть участие в работе общественных организаций, в последующем – реализация собственных прав и исполнение обязанностей перед государством, обществом и семьей. Принцип ретроспективности требует от родителей осуществления воспитательного взаимодействия с ребенком с позиций преемственности национальной воспитательной системы, учета национальных педагогических устоев и традиций. Принцип приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей предполагает построение системы семейных отношений с учетом общепризнанных подходов к построению межличностного взаимодействия. Здесь важно, чтобы критерии отбора семейных норм и ценностей не противоречили признаваемым человечеством. ряд педагогических правил, реализация которых целесообразна во взаимодействии родителей и детей: Приоритет ближайшего круга общения. Его значение основано на том, что сила взаимного влияния людей друг на друга прямо пропорциональная степени их духовной, моральной и нравственной близости. У тех, кого мы любим, всегда есть власть над нами. Считать ребенка таким, каким он должен быть Избегать «давящего молчания». Молчание, иногда сознательно удерживаемое родителями, становится для ребенка нарастающим и непереносимо-неприятным чувством, когда он сам в себе вдруг начинает слышать непроизнесенное родительское «Отстань». Признание внутреннего начала. Великое искусство делать ребенка другим состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучшим. Использование «зависимости Парето» в разговоре с детьми. Ее смысл заключается в том, что в первые 20% лимита времени разговора человек достигает 80% результата, а за оставшиеся 80% - всего лишь 20% эффективности. «Попадание впросак». Непослушный ребенок, попавший в неудобную ситуацию, когда он выглядит некрасиво или глупо (причем он понимает, что сам «подставился» своим непослушанием) спешит скорее сам из нее выбраться. Методы и средства семейного воспитания Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет; метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива); метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.); метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р. Несомненно, что в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий: • знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.; • личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать личным примером; • в случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности; • учет уровня педагогической культуры родителей. Модели семейных отношений Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стремятся тактичным советом помочь и ободрить. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Взаимоотношения родителей и детей характеризуются общей высоконравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием и равенством. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. В таких семьях родители чаще всего сами решают, что нужно детям, вникают в их заботы и интересы, а дети делятся с ними своими проблемами. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто дети в таких семьях с трудом могут сформировать и отстаивать собственное мнение, легко попадают в зависимость от других людей. ? Материально-ориентированные семьи. В таких семьях главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей здесь с раннего детства приучают смотреть на жизнь прагматически. Духовный мир родителей и детей, как правило, обеднен. Такой вариант модели воспитания может сформироваться и при чрезмерной увлеченности родителей собой, своей работой или собственными отношениями. ? Враждебные семьи. В таких семьях преобладает неуважение к детям, недоверие, слежка за ними и телесные наказания. В результате дети, как правило, растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу и могут уйти из семьи. ? Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждут, не любят и не приемлют. Родители в этих семьях, как правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких родителей на детей крайне негативно. Социальными педагогами выделено не¬сколько наиболее часто встречающихся причин этого. 1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание де¬тей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. Однако значительное большинство родителей приступает к этому архислож¬ному и архиответственному делу, не имея о нем сколько-нибудь педаго¬гических представлений. 2. Другая причина - жестокие, варварские методы «воспита¬ния» в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, прези¬рать родителей и любыми путями спасаются от них. 3. Следующая причина парадоксально противоположна только что обозначенной - сотворение в семье кумира обычно в лице единственного ребенка. Задобренного, зацелованного, заласканного. Капризного и плак¬сивого. А в результате - эгоцентричного и бессовестно-равнодушного. Рациональный подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тон¬кого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого при¬косновения к внутреннему миру человека. Чувство такта должно под¬сказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательно¬го воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение, совместные дела, единые устремления становятся наиболее естественным процессом воспитания. Самовоспитание детей в семье Об уровне сформированности личностных составляющих ребенка принято, прежде всего, судить по двум основным признакам. 1. 1. Наличие определенных сформированных социальных качеств и, прежде всего, таких как ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, независимость, твердость взглядов и убеждений. 2. 2. Уровень психического развития ребенка, который позволяет ему управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и управлять ими – существенный и важный признак личностной сформированности растущего и развивающегося человека. Современная педагогика в связи с этим выработала практические рекомендации. Часть из них сформулированы в работах А.И.Кочетова. В связи с рассматриваемой проблемой автор предлагает исходить из параметров оценки самовоспитания детей, к которым он относит: ? направленность самовоспитания, т.е. мотивы ребенка в работе над собой; ? содержание самовоспитания, определяющее сферу личностного самосовершенствования – умственное, физическое, эстетическое, религиозное, комплексное и др.; ? устойчивость самовоспитания (случайное, эпизодичное, постоянное); ? эффективность самовоспитания – полнота и качество влияния воспитательной работы над собой на формируемые или совершенствуемые свойства и качества личности ребенка.