История и культурология    
 Главная|   Содержание|   Скачать архив (9,42кб)

1. Периодизация истории Восточной Римской империи.

       Христианские учёные считают, исходя из контекста Библии, что изначальной религией человечества был ранний (первобытный) монотеизм, и лишь после вавилонского столпотворения, а затем рассеяния людей по лицу земли, произошло отпадение людей от истинного Богопочитания, появились другие религии, причем, чем больше духовно-нравственная деградация тех или иных племён, тем примитивнее религия.
       Для глубокого осмысления исторического пути России и Европы наиболее важными из культур "осевого времени" являются древнеиудейская и древнегреческая культуры. Сначала нам необходимо остановиться на особенностях и историческом значении религии древних евреев, известной как иудаизм. Прежде всего, следует сказать, что современный иудаизм не является той же самой религией, что исповедовали евреи в древности. Древний, ветхозаветный иудаизм был прямым продолжением первобытного монотеизма и предысторией христианства. Именно в Ветхом Завете Библии письменно закрепляются такие религиозные идеи, как монотеизм (вера в единственного Бога), сотворение мира "из ничего", а человека - по образу и подобию Бога. Также в ветхозаветном Писании записано о том, какова природа зла, а именно - в злоупотреблении данной Богом свободой сначала частью ангелов, а затем и человеком. Отсюда - понимание изначальности добра и постепенном появлении зла в мире. Ветхий Завет дает откровение и о возможности искупления зла ожидаемым Мессией. Данная книга также содержит множество исторических событий из жизни древнейшего человечества, древнего Востока, зарождения и исторического развития Богоизбранного народа - израильтян, их духовной высоты и падений. Здесь наиболее четко формулируется Закон Божий, основанный на 10 Заповедях, показывается становление религиозного культа, наконец, все громче и громче звучит учение пророков о приближении времени пришествия Мессии - Божиего Помазанника, т.е. Иисуса Христа. В Ветхом Завете также содержится не только откровение о едином Боге, но и даются некоторые указания на Троичность Его Лиц. Отчетливо эти идеи будут проговорены в христианстве. Иудаизм, существующий после пришествия Иисуса Христа, отличается от Ветхого Завета рядом принципиальных положений: отрицанием Троичности Божественных Лиц, отрицанием пришествия Мессии в Лице Иисуса Христа, отсутствием духовенства и храмового Богослужения, наличием Талмуда - книги собрания толкований на Ветхий Завет, уточняющих предписания Закона или отрицающих признания в качестве Мессии Иисуса Христа.
       Как известно, Античность является второй предысторией христианства, наряду с Ветхим Заветом древних евреев, а значит - России с единоверными странами и Западной Европы. Превращение Римской империи в мировую державу (можно сказать, в сверхдержаву Древнего мира) привело к зарождению универсализма в мировоззрении его подданных, т.е. ощущения и осознания всечеловеческой общности. Более того, Греко-римский мир все острее переживал духовный и нравственный кризис, а именно - разочарование в традиционной для большинства народов Римской империи и земного шара вообще языческой религиозности. Усилились духовные искания в образованных кругах. Вновь в последние века до Р.Х. и первые века нашей эры усилились искания смысла жизни на основе философии (эпикурейство, скептицизм, кинизм, стоицизм, неоплатонизм) или в виде обращения к оккультной мистике, а также синкретических культов. Но именно вскоре после складывания империи рождается принципиально новое вероучение, отличающееся от всех существовавших до него рядом базовых вероучительных положений и нравственных ценностей. Таким новым уникальным вероучением стало христианство. Свое название это вероисповедание получило по имени основателя - Иисуса Христа. Центром возникновения христианства стал Палестина, вошедшая в состав Рима в I веке до Р.Х., т.е. незадолго до возникновения этой новой религии. От Рождества Христова принято вести отсчет новой эры. Предысторией христианства является Ветхий Завет, в сравнении с которым священное Писание христиан получает название Нового Завета. Как известно, в Ветхом Завете содержится вера в единого Бога - Творца вселенной и человека, учение о первородном грехе и ожидании Мессии - Божиего Помазанника, Спасителя мира и искупителя грехов человеческих. Также Ветхий Завет содержит Закон Божий, данный в качестве нравственного ориентира как духовный путеводитель людей до пришествия Мессии. Мессией и является Иисус Христос. Т.к. в Новозаветном Писании Бог един существом, но троичен в Лицах (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), то Мессией становится Бог-Сын (Сын Божий), воплотившийся в человеческом теле и соединивший в Своей Личности две природы - Божественную и человеческую (потому называется еще и Богочеловеком). Т.к. Он - Божественное Лицо и Спаситель человечества от наследия первородного греха прародителей, то рождается сверхъестественным образом - воплощается от Девы Марии по действию Святого Духа, т.е. без участия земного отца. Иисус выходит на проповедническую деятельность в возрасте 30 лет. Вокруг него собираются многочисленные ученики, формируется основа будущей Церкви - 12 апостолов, сопровождавших Его в Палестине и 70 апостолов, отправленных на проповедь за пределы Палестины. Христос в проповеди Своего учения устанавливает новые заповеди - 9 Заповедей блаженства, заповеди о любви к Богу и к ближнему, а также раскрывает совершение спасения человечества. Спасение же было совершено Иисусом в Его страданиях и смерти на Кресте, а затем засвидетельствовано и закреплено Воскресением на третий день после смерти, Вознесением на 40-й день после Воскресения и дарованием благодати Святого Духа на 50-й день (Пятидесятница). Таким образом, главными основами христианской веры стали догматы о Едином Боге-Троице, о Спасителе Иисусе Христе - Богочеловеке. В христианском вероучении говорится о таких свойствах Бога, как любовь, и Его исповедуют Всесовершенным Абсолютным Духом. Наиболее глубоким стало понимание личностного бытия Бога, что способствовало и более глубокому пониманию личностного бытия человека. Христианство призывало всякого человека к покаянию - т.е. к изменению жизни на основе отказа от грехов, аморализма и выбору высоконравственной жизни по заповедям, установленным Ветхим и Новым Заветом Библии и хранимым в Священном Предании Церкви. Цель жизни христианина заключалась в спасении, вхождении в Царство Небесное духовно- и нравственно-преображенной личностью, т.е. еще при жизни уподобившейся Христу, избавившей в себе от греховного помрачения образ Божий и достигшей Его подобия (т.е. достичь обожения: ибо Сын Божий стал Сыном Человеческим, вочеловечился, чтобы всякий сын человек стал сыном Божиим). Такого рода вероучительные и нравственные принципы не устанавливала и не проповедовала ни одна религия ни до, ни после христианства.
       Вступление в Церковь осуществлялось через Крещение во имя Троицы (или Господа Иисуса Христа) и возложение рук (позже Миропомазание) как дарование благодати Святого Духа, данной апостолам в день Пятидесятницы. Христиане должны были участвовать в Евхаристических собраниях по воскресным дням (в Литургиях) и причащаться под видом хлеба и вина Тела и Крови Спасителя - т.е. в Таинстве, установленном Христом на Тайной Вечере. Человек, совершавший тяжкие грехи. На длительное время мог не допускаться к причащению. Христианские общины, начиная с первой общины Святых Апостолов и далее по мере их увеличения, составляли Церковь - сообщество верных, т.е. уверовавших во Христа. Апостолы стали первыми священнослужителями. Но постепенно поставили в качестве предстоятелей местных христианских общин епископов. А в качестве своих помощников и помощников епископов - диаконов, младших служителей. Со временем в подчинении епископов появились еще и пресвитеры - стоящие ниже епископов руководители христианских общин, т.е. христианские священники. Таким образом, была построена иерархия церкви: апостолы - епископы - пресвитеры - диаконы. Т.к. апостолы возглавляли Церковь в первый период ее существования - Апостольский век (середина I- начало II в. по Р.Х.), то в последующие времена сохранились три нижестоящие степени священнослужения. Первые три века христианской истории Церковь жила в условиях гонений. Сначала со стороны иудеев, а затем - язычников и политических властей Римской империи. Христиане в целом были наиболее законопослушными гражданами и подданными Рима, но не могли в силу религиозных убеждений исполнить одной нормы римского законодательства - религиозного поклонения культу императора, ибо Бог для христиан - Пресвятая Троица, Творец мира и человека. И это становилось причиной мученичества многих последователей христианства. Тем более, что христианство численно возрастало, и христианские общины уже в первый период истории церкви появились даже в столице империи, т.е. в Риме, а также во всех крупных городах и в каждой провинции. Именно окончившие мученически жизнь апостолы и последующие мученики, вслед за Богородицей. Иоанном Крестителем и ветхозаветными пророками и праведниками стали почитаться первыми христианскими святыми.
       Но поворот в истории христианства произошел в 313 г.: императором Константином I Великим (313 - 337 гг.) был издан Медиоланский эдикт о даровании христианам равноправия с другими религиозными культами Римской империи. Более того, этот император начал проводить политику поддержки именно христианства. В годы его правления Церковь провела Первый свой Вселенский Собор (325 г.), более четко сформулировавший догмат Троицы и учение о единосущности Божественных Лиц. Всего же до падения Рима было проведено четыре из семи Вселенских Соборов, на которых был окончательно сформулирован не только догмат Троицы, но и Богочеловечества Иисуса Христа, т.е. соединении в Его Личности двух природ - Божественной и человеческой. В позднеримскую эпоху в христианстве зарождался новый путь духовного развития человека, основанный на стремлении всецелого служения Богу и на отречении от жизни "в миру" (т.е. в светском обществе) - монашество. За все периоды раннехристианской истории было накоплено богатое литературное, песенное, художественное и иное культурное наследие, в котором были отражены христианские вероисповедание и Литургическое Предание (культ).        Сама Римская империя еще в 395 г. была разделена на Восточную и Западную после смерти императора Феодосия I Великого. И если Западная империя пала окончательно в 476 г. после завоевания Рима готами, то история Восточной империи продолжилась до 1453 г. и позже в исторической науке получила название "Византия". Христианство же, которое к моменту подписания Медиоланского эдикта охватывало 1/10 часть подданных Рима, приблизительно за столетие постепенно стала религией большинства и продолжила свое распространение за пределы империи. Потому европейские и некоторые кавказские культуры Средневековья и стали культурами христианскими (Византия и южные славяне, Русь, Грузия, Армения, Западная Европа, несмотря на то, что от Ортодоксальной, т.е. Православной Вселенской Апостольской Церкви постепенно отделились монофизитство и римский католицизм, на которых основаны соответственно культуры Армении и Запада).

 Главная|   Содержание|   Скачать архив (9,42кб)