Лекция 7. Маркетинговый аспект деятельности рекламного агентства: работа отдела маркетинга
Одним из важнейших структурных подразделений рекламного агентства является отдел маркетинга. В нем обычно работают экономисты-маркетологи и социологи - т.е. специалисты, способные произвести профессионально рыночные исследования - как экономической конъюнктуры рынка, так и состав целевой аудитории потребителей продукции фирм-рекламодателей. Аналогичные структуры существуют и в этих фирмах.
Маркетинг - комплексный подход к управлению производством и реализацией продукции, ориентированной на учет требований рынка и активное воздействие на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров. Основными принципами маркетинга можно считать: 1) производство продукции, основанное на точном знании потребности покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия; 2) наиболее полное удовлетворение потребностей покупателя, обеспечение его средствами или комплексом средств для решения конкретных проблем; 3) эффективная реализация продукции и услуг на определенных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки; 4) постоянное отслеживание ситуации на рынке с целью эффективного продвижения продукции и обеспечение ее долговременного сбыта. При реализации данных принципов принято использовать схему американских маркетологов "4 P":
- Продукт (product). В условиях конкуренции для продукта необходимо нахождение собственной ниши на рынке. Это связано с изучением потребительского спроса. При запуске товара на рынок, поиске собственной ниши, дальнейшем позиционировании товара, он проходит свой жизненный цикл, состоящий из 4-х этапов: 1) вывод на рынок, продвижение - товар приобретает своих первых покупателей, цена на него достаточно высокая; 2) этап роста - сопровождается ростом продаж, его продолжают приобретать ранние покупатели, но их примеру следуют другие; 3) этап зрелости - темпы продаж замедляются, у товара существует устойчивая аудитория постоянных покупателей, приобретенных на втором этапе; 4) этап упадка - замедление сбыта товара. Для конкурентоспособности товара необходимы потребность в нем покупателя, насыщенность рынка аналогичными товарами, качество продукта и его отличия от аналогичных марок (УТП), дополнительные удобства для потребителя.
- Цена (price). Существует два пути получения прибыли: продавать в небольших количествах по высокой цене или в больших количествах и дешевле. Для установления цен существуют свои обоснования: себестоимость продукции; затраты на распространение, включая рекламные издержки; процент прибыли. На формирование цен также оказывает влияние соотношение потребительского спроса и рыночного предложения - т.н. равновесная цена.
- Место продаж (place). Под "местом продаж" понимается, во-первых географическая точка (страна, регион, город, село), а, во-вторых, торговая точка. В первом случае учитываются демографические, природно-географические и социально-экономические факторы. Во втором - расположение торговой точки, ее площадь, масштаб и возможности, степень оснащенности новейшим торговым оборудованием. Дополнительные удобства.
- Продвижение (promotion). В это понятие включаются разнообразные средства распространения информации о товаре и способы стимулирования сбыта - реклама (ATL), нерекламные методы стимулирования и специализированные формы (BTL).
Для успешной организации рекламной кампании или комплекса промо-акций проводят тщательные исследования рынка и его участников - маркетинговые исследования. Чем обычно занимаются специалисты отделов маркетинга рекламных агентств или фирм-рекламодателей. Исследования рынка являются важным предварительным этапом при создании рекламного проекта, что позволяет определить план действий по продвижению товар/услуги на рынке. Такого рода исследования направлены на изучение ситуации на рынке, следовательно, деятельности конкурентов, характеристики товаров/услуг, ценообразования, целевой аудитории (т.е. постоянных или потенциальных клиентов), методов продвижения, мест продажи, ресурсов фирмы. Результатом исследования становится позиционирование на рынке фирмы или ее товаров/услуг. В целом маркетинговые исследования - это действия, направленные на снижение стоимости проведения маркетинга или распространение товаров, увеличение сбыта и достижение максимальных прибылей. Представляет собой сбор, регистрацию и анализ фактов по продаже товаров, их перемещение от производителя к потребителю, изучение методов воздействие на спрос, стимулирование сбыта, торговые продвижения товаров ("сейлз промоушн"). Информация, собранная о товарах, может быть разделена на первичную и вторичную. Первичной является информация, собираемая впервые для какой-либо конкретной цели с использованием специальных исследовательских приемов и процедур, например, на местах продаж рекламируемого товара или товара марки, аналогичной продвигаемому. Вторичной является информация, ранее собранная для других целей и распространяемая через информационные бюллетени. Другим направлением исследования является ситуационный анализ - анализ внутренней и внешней маркетинговой среды фирмы, в результате которого фирма-рекламодатель определяет свои сильные и слабые стороны, опасности и дополнительные возможности, ожидающие фирму в результате того или иного хода развития событий. Внешней маркетинговой средой называют совокупность активных субъектов и сил, действующие за пределами фирмы и влияющие на возможности руководства службы маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Как правило, все исследовательский действия осуществляются теми методами, что приняты в социологии или социальной психологии: бихевиоризм, прагматизм, теория иерархии потребностей Т. Маслоу, гештальтпсихологии и т.д. Также методы делятся на количественные - математические расчеты, статистика, социологические опросы, рейтинги, и качественные - вытекающие из бихевиоризма, отслеживающие отношение к товару и поведение потребителя на рынке.
С изучением поведения потребителя на рынке связано изучение целевой аудитории воздействия. Целевой аудиторией называются постоянные или потенциальные выгодные клиенты, т.е. определенные сегменты рынка - группа покупателей, объединенных общими чертами (возраст, особенности времяпровождения, потребности и т.д.). При выборе целевых сегментов рынка учитываются такие факторы, как психографические, демографические, возрастные, гендерные, социальные, национальные и конфессиональные, стиль жизни, степень приверженности фирме или товару. Исходя из правильного позиционирования фирмы, ее товара/услуги, правильного выбора целевой аудитории и определяется стратегия воздействия на представителей целевой аудитории с помощью правильно выбранного образа товара или фирмы.
|