ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
«Машины и технология обработки металлов давлением»
Тема: Место и роль студента в организационной
структуре университета
Цель работы: изучить организационную структуру
университета и показать в ней место и роль студента.
Задачи
работы:
- дать представление о вузе как об организации,
имеющей сложную структуру;
- на примере общей производственной (учебной) и организационной
структур университета показать систему производственных взаимоотношений;
- показать связь всех подразделений
университета и место студентов в общей и организационно-управленческой
структуре университета и кафедры.
Основные исходные положения
Университет-высшее учебно-научное заведение, осуществляющее
фундаментальные и прикладные исследования, подготовку дипломированных
специалистов и научных кадров с широким спектром специализаций
инженерно-технического, естественно - научного и социально-экономического
профиля.
Общая структура университета-это совокупность и взаимодействие основных подразделений:
факультетов, кафедр, научно-производственного предприятия (НПП) «Синтез»,
экспериментально-опытного производства (ЭОП), аспирантуры, докторантуры,
административно-управленческих, учебно-вспомогательных, хозяйственных
подразделений и филиалов.
Учебная структура - это система учебных программ и планов, учебных и
производственных подразделений, обеспечивающих подготовку кадров.
Организационно-управленческая структура – это структура руководства и подчинения, в которой различают
линейную связь (ректор-декан-студент; ректор-заведующий кафедрой-преподаватель
и т.д.) и функциональную связь (преподаватель-студент; заведующий лабораторией-преподаватель
и т.д.).
Линейная связь предусматривает безусловное подчинение нижестоящих
уровней вышестоящим по всем без исключения вопросам. Указания передаются в
форме приказов и распоряжений.
Функциональная связь между субъектами ограничивается определенным кругом
вопросов и носит консультативный характер.
Порядок выполнения работы.
1. Изучить основные положения.
2. Из приложения 1 изучить и вычертить общую структуру и
фрагмент организационно – управленческой структуры университета.
3. Из таблицы (приложение 2) выписать специальности (с
шифром), соответствующие профилирующим кафедрам факультета.
4. Самостоятельно вычертить структуру профилирующей
кафедры, определив линейные и функциональные связи.
5. Из структурно-логической схемы учебного плана
подготовки специалистов по специальности 150201 «Машины и технология обработки
металлов давлением» составить перечень дисциплин, читаемых преподавателями
кафедры.
Приложение 1
Рис.2. Фрагмент организационно-управленческой
структуры
Приложение 2
Новый шифр специальностей (направлений) |
Наименование |
030301 |
Психология |
050501 |
Профессиональное
обучение |
080102 |
Мировая экономика |
080502 |
Экономика и
управление на предприятии (в машиностроении) |
080507 |
Менеджмент
организации |
150301 |
Динамика и
прочность машин |
220401 |
Мехатроника |
230201 |
Информационные системы
и технологии |
200503 |
Стандартизация и
сертификация |
230401 |
Прикладная
математика |
090102 |
Компьютерная
безопасность |
151001 |
Технология
машиностроения |
151002 |
Металлообрабатывающие
станки и комплексы |
150204 |
Машины и
технология литейного производства |
150201 |
Машины и
технология обработки металлов
давлением |
150202 |
Оборудование и
технология сварочного производства |
150206 |
Машины и
технология высокоэффективных процессов обработки |
150501 |
Материаловедение в
машиностроении |
150802 |
Гидравлические
машины. Гидроприводы и гидропневмоавтоматика |
261001 |
Технология
художественной обработки материалов (по видам) |
151003 |
Инструментальные
системы машиностроительных производств |
260601 |
Машины и аппараты
пищевых производств |
190206 |
Сельскохозяйственные
машины и оборудование |
200101 |
Приборостроение |
200402 |
Инженерное дело в
медико-биологической практике |
200501 |
Метрология и
метрологическое обеспечение |
220201 |
Управление и информатика в технических системах |
220301 |
Автоматизация
технологических процессов и производств |
220402 |
Роботы и
робототехнические системы |
230102 |
Автоматизированные
системы обработки информации и управления |
230105 |
Программное
обеспечение вычислительной техники |
190603 |
Сервис
транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт) |
280202 |
Инженерная защита
окружающей среды (по отраслям) |
220501 |
Управление
качеством |
030602 |
Связи с
общественностью |
032401 |
Реклама |
032001 |
Документоведение и
документационное обеспечение управления |
080301 |
Коммерция
(торговое дело) |
080801 |
Прикладная
информатика (по области применения) |
010503 |
Математическое
обеспечение и администрирование информационных систем |
220200 |
Автоматизация и
управление |
190100 |
Наземные
транспортные системы |
150400 |
Технологические
машины и оборудование |
230100 |
Информатика и вычислительная
техника |
150900 |
Технология,
оборудование и автоматизация машиностроительных производств |
Литература
1.
Никашин А.И., Заверняев Б.Г., Ефремова Е.А., Прокопец Г.А. Основы
инженерного обучения: Метод. указания.- Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ,
2003.-166 с.
2.
Методические указания по дисциплине «Основы инженерного
обучения»-Ростов н/Д, Издательский центр ДГТУ, 1996, 32 с.