Методические указания к выполнению контрольных работ



         Излагается краткое содержание рабочей программы курса «Основы инженерного обучения», приводятся варианты заданий на контрольную работу по дисциплине и список рекомендуемой литературы. Предназначен для студентов заочного факультета специальности 120400.

  
1.     Общие сведения.

 

Дисциплина «Основы инженерного обучения» является идеологической основой изучения всего процесса обучения в ДГТУ. Именно поэтому она изучается на первом курсе и позволяет ознакомится с основными положениями закона России о высшем образовании, постичь ложку вузовского обучения, познакомиться с рациональными приемами организации и методики учебного труда. Изучение этой дисциплины позволяет понять взаимосвязь и взаимозависимость между дисциплинами учебного плана, по которому происходит обучение в ДГТУ.

В задачи дисциплины входит изучение основного содержания закона РФ о высшем образовании, Устава ДГТУ с целью адаптации студентов к особенностям вузовского учебного процесса, приобретение навыков научно-исследовательской работы и умения использовать научно-техническую информацию в инженерной деятельности, самостоятельном приобретении профессиональных знаний, а также приобретение навыков творческого мышления, рациональной организации умственного труда и индивидуального и коллективного процесса принятия творческих решений.

Дисциплина «Основы инженерного обучения» изучается студентами заочного отделения в 2-ом семестре. В процессе изучения курса студенты выполняют одну контрольную работу.

В начале семестра студентам заочной формы обучения читаются обзорные лекции, а для закрепления материала проводятся практические занятия.

 

 

2.     Рабочая программа.

 

2.1.         Нормативная база высшего образования.

 

История создания вуза от ДПИ до ДГТУ. Принцип современного образования. Структура вуза. Специальности факультета ТМ. Распорядок учебных занятий. Организация труда студентов.[4.1.1], [4.1.2].

 

2.2.         Организация учебного процесса в вузе.

 

Учебный план специальности. Права и обязанности студента. Организация учебного процесса по системе «Ритм». Присвоение профессиональной квалификации студентам-выпускникам. Научно-исследовательская работа студентов в вузе. .[4.1.1.], [4.1.2.]

 

Виды учебных занятий. Лекции, практические, семинарские занятия, лабораторные работы, консультации, курсовое и дипломное проектирование. Производственные практики, их цели и задачи.[4.1.1.], [4.1.2.]

 

2.3.         Информация в учебной и инженерной деятельности.

 

Самостоятельная работа студента. Информация в учебе, инженерной и научной деятельности и в самостоятельном приобретении знаний и умений. «Информационный взрыв». Методы концентрации и хранения информации, копировании, микрофильмирование. ЭВМ. Библиотечный фонд ДГТУ.

 

Первичные и вторичные документы и издания. Этапы ознакомления с литературой. Патентная информация, хранение и работа с ней. Патентные исследования. Виды охранных документов. [4.1.2.], [4.1.3.], [4.1.4], [4.1.5], [4.1.6.]

 

2.4.         Научно-исследовательская работа

 

Участие студентов в научно-исследовательской работе кафедры «МиТОМД». Индивидуальные планы, кружки при кафедре, рефераты, доклады на конференциях, статьи в сборниках, проекты с исследовательской частью. [4.1.2], [4.1.3], [4.1.6]

 

2.5.         Творчество в профессиональной деятельности.

 

Методы решения технических задач: метод проб и ошибок, морфологический анализ, мозговой штурм, метод фокальных объектов, функционально- стоимостный анализ, теория решения изобретательских задач. [4.1.3], [4.1.8], [4.1.9]

 

2.6.         Роль инженера в машиностроительном производстве.

 

Инженер в трудовом коллективе. Творческое решение технических задач. Роль инженера в машиностроительном производстве. Связь специальностей факультета с отдельными видами производства. [4.1.2], [4.1.3].

  

         В процессе изучения курса «Основы инженерного обучения» студент выполняет контрольную работу. Контрольная работа состоит из трех заданий. Вариант задания выбирается по последней цифре зачетной книжки или на основании задания выданного преподавателем.

         Текст контрольной работы должен быть написан аккуратно от руки, рисунки и схемы выполняются при помощи чертежных инструментов (возможен набор текста на компьютере). В конце работы должен быть приведен список используемой литературы.

 

 

3.     Задания к контрольной работе.

 

Вариант №1.

 

1.     Понятие информации. Методы концентрации и хранения информации.

2.     Права и обязанности студента.

3.     Написать реферат по ГОСТ 7.9.-77 статьи из журнала «Кузнечно - штамповочное производство. Обработка металлов давлением» (приложить ксерокопию).

 

Вариант №2.

 

1.           Справочно-библиографический аппарат (ББК, УДК), порядок формирования.

2.           Правила внутреннего распорядка в вузе.

3.           Написать реферат по ГОСТ 7.9.-77 статьи из журнала №2 «Заготовительное производство» (приложить ксерокопию).

 

Вариант №3.

 

1.       Международная классификация изобретений (МКИ, МПК), порядок формирования.

2.       Распорядок и продолжительность учебных занятий, виды учебных, аудиторных и внеаудиторных занятий.

3.       Написать аннотацию по ГОСТ 7.9.-77 на статью из журнала №3 «Кузнечно-штамповочное производство. Обработка металлов давлением» (приложить ксерокопию).

 

Вариант №4.

 

1.         Нормативно – техническая документация. Особенности строения «классификатора государственных стандартов РФ» (КГС).

2.         Кафедры факультета «Технология машиностроения»; учебный план специальностей.

3.         Написать аннотацию по ГОСТ 7.9.-77 на статью из журнала №4 «Заготовительное производство» (приложить ксерокопию).

 

Вариант №5.

 

1.     Психологические способы оптимизации умственной деятельности.

2.     Система контроля знаний.

3.     Написать реферат по ГОСТ 7.9.-77 статьи из журнала №5 «КШП. ОМД» (приложить ксерокопию).

 

Вариант №6.

 

1.     Активизация памяти.

2.     Допуск к зачетам и экзаменам, отчисления из ДГТУ, восстановление и переводы из другого вуза.

3.     Написать аннотацию по ГОСТ 7.9.-77 на статью из журнала №6 «Заготовительное производство» (приложить ксерокопию).

 

Вариант №7.

 

1.     Технические, инженерные задачи и научные проблемы.

2.     Контроль знаний по методу «баллового ранжирования».

3.     Написать реферат по ГОСТ 7.9.-77 статьи из журнала №7 «Кузнечно-штамповочное оборудование. Обработка металлов давлением» (ксерокопию приложить).

 

Вариант№8.

 

1.     Виды, уровни сложности, процесс решения учебной задачи.

2.     Структура ДГТУ.

3.     Написать аннотацию по ГОСТ 7.9.-77 на статью из журнала №8 «Заготовительное производство» (ксерокопию приложить).

 

  

Вариант №9.

 

1.     Научно- исследовательская работа студентов.

2.     Ступени высшего профессионального образования; виды высших учебных учреждений и их задачи.

3.     Написать реферат по ГОСТ 7.9.-77 статьи из журнала №9. «Кузнечно-штамповочное оборудование. Обработка металлов давлением.» (ксерокопию приложить).

 

Вариант №10.

 

1.     Методология творчества.

2.     Структура кафедры МиТОМД.

3.     Написать аннотацию по ГОСТ 7.9.-77 статьи из журнала №10 «Заготовительное производство» (ксерокопию приложить).

 

  

4.     Рекомендуемые учебно - методические материалы.

 

4.1.         Основная литература.

 

4.1.1. Никашин А.И., Заверняев Б.Г., Ефремова Е.А., Прокопец Г.А. Основы инженерного обучения: Учебное пособие. -Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2003.- 166с.

4.1.2.  Устав Донского государственного технического университета (ДГТУ), Ростов-на-Дону, 2002.

4.1.3.  Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в машиностроении: Планер., орг., экономика [П.П. Долгов, В.Н. Кошелёв, Б.И. Кузин и др.]. – Л: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1983-264 с.

4.1.4.  Корюкова А.А., Дера В.Г. Основы научно-технической информации: [Учеб. Пособие для вузов по спец. «Автоматизация обработки и выдачи информации»].-М.: высш. шк., 1985.-224 с.

4.1.5.  Суханов А.П. Мир информации: История и перспективы/-М.: Мысль, 1986. 204 с.

4.1.6.  Патентоведение: [Учеб. для втузов/Е.И. Артемьев, В.А. Богуславский, Р.П. Вчерашний и др.]; Под ред. В.А. Рясенцева.-3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1984.-351 с.

 

 

Дополнительная литература

 

4.1.7.  Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. В 11-кн. М.:Школа Олега Андреева. 1994. кн.-1-96 с.: прил.1, табл. кн. 2-96.

4.1.8.  Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. Вступ. Ст. С.Агеева.-М.: Прогресс. 1990.-192 с.

4.1.9.  Моисеева Н.К., Карпунин М.Г. Основы теории и практики функционально- стоимостного анализа: Учеб. пособие для техн. спец. вузов.-М.: Высш. шк.,1988-192 с.







 
 

Наши работы