3. Мороз Б. С. Путь в науку

МОРОЗ БОРИС СТЕПАНОВИЧ
Мороз Б.С., 2000 год

Моя биография несколько нетипичная для большинства преподавателей университета. И я решил (по просьбе Бориса Тимофеевича Никифорова) коротко написать, каким образом я пришел в высшую школу.

К началу Великой Отечественной войны мои родители жили в Ростове-на-Дону. По происхождению они из казачих семей: отец - Мороз Степан Кондратьевич, родился в 1914 году в семье кубанских казаков в станице Екатерининской Краснодарского края, а мама - Киреева Наталья Ивановна – донская казачка из Старочеркасска, родилась в 1916 году. Как и все донские казаки, мама всю жизнь была верующей. В детстве она даже пела в церковном хоре в Старочеркасском соборе, а её отец – Киреев Иван Максимович, был членом церковного совета собора.

До службы в Красной Армии отец закончил 7 классов украинской школы и работал молотобойцем в кузнице. После демобилизации из армии, где служил в кавалерии, поступил на работу в кузнечный цех завода «Ростсельмаш» и учился в русской школе. Мама закончила отлично 3 класса школы, после чего её перевели в пятый класс, но семье нужны были рабочие руки, и школу пришлось оставить. В 1932 году она поступила на работу воспитательницей детского сада в г. Новочеркасске, а позже переехала в Ростов-на-Дону и работала на фабрике пластмассовых изделий. Поженились родители в 1940 году и снимали квартиру на 22 линии.

В октябре 1941 г. отец был мобилизован в Красную Армию, а мама продолжала работать на фабрике. При подходе немецкой армии к Ростову-на-Дону она, как и тысячи жителей города, рыла окопы на подступах к городу. Когда бои шли уже вблизи Ростова, мама пошла к родителям, где и родился я 22 июля 1942 года. После освобождения Ростова от немцев 16 февраля 1943 года мама со мной возвратилась в город, где жила до 1944 года. В 1944 г. отец после трех ранений был демобилизован из армии инвалидом I группы, и возвратился в разрушенный Ростов. Работы не было, средств к существованию - тоже, и родители пошли пешком к родственникам в станицу Екатерининскую. В 1945 году они переехали в пос. Октябрьский Павловского района Краснодарского края, где и прожили до конца жизни.

В 1945 г. родился брат Анатолий, в 1948 г. – братья Юрий и Виктор. Но после осложнений (все болели корью) в том же году Виктор умер. Жила семья в одной комнате в бараке – это была и кухня, и гостиная, и детская и спальная комната. В 1954 г. отец взял ссуду и начал строить дом. Было нелегко, но условия жизни стали лучше. В 1955 г. родилась долгожданная в семье сестра Татьяна. Она отлично училась в школе, но в 1965 г. получила травму и после заражения крови скончалась. Семья, а особенно мама, очень тяжело переживала смерть дочери.

Слева направо: братья Анатолий (1945), Юрий (1948),
Борис (1943) на встрече Нового 1956 года
в Калининской средней школе №9
пос. Октябрьский, Краснодарского края

В семье не было особого достатка, но жили сносно. Все были приучены к труду (у каждого были свои обязанности), воспитывались в духе честного отношения к делу. Отец был отличным мастером во многих профессиях, делал всегда все на совесть, и я с удовольствием помогал ему.

В школе я начал учиться с большим желанием. Во время учебы увлекался рисованием (даже участвовал в местных выставках, любил черчение, физику, геометрию), в старших классах – музыкой, играл на баяне. Замечательные преподаватели: Авдеев Леонид Васильевич, привил любовь к русскому языку, Степанов Василий Егорович – к немецкому языку, Шевченко Нина Андреевна – к литературе, Масленников Леонид Александрович – к спорту. Я выступал за сборную школы на районных соревнованиях. Имел третьи спортивные разряды по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, пулевой стрельбе. Каждое лето мы работали на полях, помогали совхозу. И даже прилично зарабатывали: после 9-го класса на заработанные деньги я себе купил часы (тогда большая редкость), туфли и дешёвый костюм.

В 1960 году с золотой медалью окончил школу, но не решил, чем буду заниматься дальше. Да и хотелось сделать перерыв в учебе. Но родители, особенно мама, настаивали, чтобы я пошел учиться в институт. Я не раз приезжал в Ростов – родной город, и вместе с мамой, когда мы ездили к дедушке, и сам, когда приезжал к родственникам.


 В 1960 г. в торце проспекта Ворошиловского уже красовалось белое здание с колоннами – Машиностроительный институт. И я решил, что сдам документы сюда, хотя мой учитель немецкого языка Степанов В.Е. говорил мне, что я смогу поступить в любой институт иностранных языков. Сдал документы «на приборы» (факультет «Приборостроение». - Б.Т.), без особого энтузиазма повторил программу, сдал экзамены, но не отлично, и по количеству баллов не проходил по конкурсу. Пришел забирать документы, но мне их не отдавали. Предлагали другие специальности, в том числе и «Машины и технология обработки металлов давлением», предлагали пойти к руководству института. Но я настоял на своём и забрал документы. Решил пойти поработать.

Мой двоюродный брат Василий Мороз работал хорошим наладчиком гайковысадочного автомата в метизном цехе завода «Ростсельмаш» и порекомендовал мне поступить на работу в этот цех. И в 18 лет (по свидетельству о рождении – в 17 лет) я перешел на самостоятельную жизнь.

 (1)   (2)
Борис Мороз: 1 – рабочий завода «Ростсельмаш», 1961 г.,
2 – в СА, 1963 г.

Начал работать учеником наладчика, снимал комнату в частном доме на посёлке Маяковском за 100 руб. в месяц. Уже через 3 месяца я начал зарабатывать больше 900 руб. в месяц. Скоро заказал себе костюм в ателье, купил кожаные черные туфли, плащ (в школу ходил в парусиновых туфлях, зимой – в кирзовых сапогах и телогрейке). Стал самостоятельным человеком.

Работал с интересом, честно и добросовестно и уже через полтора года стал «Ударником Коммунистического труда», а на цеховой Доске почета была и моя фотография – восемнадцатилетнего юноши.


Цех наш был под одной крышей с кузнечным и третьим прессовым цехом. В свободное от работы время я часто ходил по цехам, наблюдал за работой кузнецов, штамповщиков, наладчиков, слесарей-ремонтников. Уже через год-полтора я уже хорошо зарабатывал, но почувствовал, что во многом не могу разобраться, а просто работать исполнителем стало уже однообразно и не интересно. Появилась осознанная необходимость освоения инженерной специальности.

Я пошел на вечерние подготовительные курсы, где нашлись единомышленники. Стихийно образовалась небольшая группа, и мы с большим энтузиазмом начали готовиться к экзаменам. Это были рабочие заводов «Ростсельмаш», «Электроаппарат», Вертолетного, 412-го заводов. Мы перерешали все задачи по математике и физике, которые были на экзаменах в РИСХМе, РИИЖТЕ и даже в РГУ. В 1962 г. все успешно сдали экзамены и были зачислены в институт. Я поступил на обработку металлов давлением (вместе со мной и члены нашей группы - Вася Калашников, Коля Колесников), которую мне предлагали два года назад, но теперь уже совершенно осознанно. В то время предпочтение при зачислении отдавалось производственникам, имеющим стаж работы по специальности не менее двух лет, и демобилизованным из Советской армии. По результатам сданных экзаменов я мог пройти конкурс и на другие специальности.

Я стал Студентом РИСХМа! Началась желанная учеба в институте. В потоке было 2 группы. Я был зачислен в группу Д16, в той же группе был А.И. Шипулин – теперь к.т.н., доцент кафедры «МиТОМД». Лекции по физике, химии, математике нам читали в аудиториях 319 и 384 в одном потоке с литейщиками и сварщиками. В группах были почти все производственники или армейцы, мужчины. Но скоро, уже в начале декабря, меня призвали на службу в Советскую армию. Так как военной кафедры в институте не было, а родившихся во время Великой Отечественной войны было очень мало, в армию призывали студентов 1-х и 2-х курсов. Так прервалась моя только начавшаяся учёба в институте.

Сразу после призыва я был направлен в школу младших армейских специалистов (сержантскую школу). Несмотря на приличные физические нагрузки, строгий режим, служба не казалась тяжелой. Занятия по материальной части были интересными. В этом очень помогали прекрасные плакаты, макеты, оборудование в разрезе. Учеба шла без проблем. Зимой мы много бегали на лыжах на 10-километровую дистанцию, и я даже выполнил норму II разряда. Летом - кроссы, гимнастика. Правда, часто, стоя в строю, особенно в первое время, я вспоминал институт, занятия, однокурсников и сожалел, что я не учусь там.

Через 9 месяцев я отлично окончил эту школу по специальности «Специалисты по ремонту и хранению зенитно-ракетного вооружения», получил звание младший сержант и начал служить заместителем командира взвода, в этой же школе – инструктором. В начале 1964 года я был переведен в службу главного инженера Лениградского военного округа и в одном из дивизионов служил техником – заместителем командира ремонтного взвода. Эта служба дала хороший опыт работы с различным оборудованием, позволила получить практические навыки ремонтника.

После демобилизации из армии до начала учебного года я несколько месяцев работал слесарем на заводе №1 Учебного оборудования в г. Ростове-на-Дону и, с нетерпением, ожидал начала учебного года, т. к. декан факультета ГОМ Кравченко Н.П. посоветовал мне не сдавать экзамены за первый семестр и догонять группу, а пойти на занятия с 1 сентября.

 1  2

Б. Мороз: 1-студент III курса, 2–зам. председателя профбюро ф-та ГОМ, 1968г.

Начал учебу я, можно сказать, с рвением. И экзамены в первую сессию я почти все сдал досрочно и отлично. Так как мои первые одногруппники были уже на  4–м курсе и были «старыми знакомыми», то все свободное время я проводил с ними, ближе узнал жизнь старшекурсников, и они дали мне очень много полезных советов. И только когда они окончили институт, я начал сближаться с «новыми» одно группниками. Качественный её состав был уже другой: половина группы – это вчерашние школьники, вторая половина – в основном ребята, демобилизованные из армии. В потоке было уже 3 группы и довольно много девушек.

Большинство ребят нашей 22-й группы жили в общежитии. Группа была дружной. Заводилами в группе были Юра Комаров, Коля Колесников, Виталий Волынко и Коля Бородуля. Вычислительный центр группы – Боря Моренко, Толя Карташов, практики – проектировщики - Витя Москвичёв и Вася Плакущий, эрудит – Боря Помозов, скромняга – мастер спорта Саша Вакуленко, «философ» - Витя Лузин, комсорг – Володя Бородин, «советник» группы и труженик - Володя Литвиненко. Труженики группы - Лёша Радченко, Витя Зиновьев, Люба Попова, Юра Черенков и женское сердце нашей группы – Тома Кривоносова, Зина Яровая, Таня Богачева, Света Лишненко.


Студенты группы Д22 через 15 лет после окончания института. Слева направо: Н. Колесников – секретарь парткома завода, г. Миллерово, к.т.н., доцент             Б. Мороз, в центре Б.Помозов – директор завода «Гранит», Ю.Комаров, З. Яровая, А. Карташов – начальнк техбюро, г. Калуга, В. Волынко – нач отдела хим. завода, г. Электросталь

Впоследствии Боря Помозов был директором завода «Гранит», Витя Москвичев – главным технологом БКМЗ, главным инженером завода «Калитва»; Толя Карташов – начальником техбюро (выполнил кандидатскую работу), Володя Литвиненко работал заместителем директора музыкального производственного объединения «Кавказ», был  на партийной работе (зам. зав. промышленно-транспортного отдела Горкома КПСС г. Ростова-на-Дону), главным инженером объединения «Севкавэнергоремонт», Б.Н. Моренко, к.т.н., доцент и сейчас работает в ДГТУ. Все ребята и девушки нашей группы стали хорошими специалистами, большинство из которых работали по специальности.

Во время учебы в институте мне особенно нравились начертательная геометрия (лекции читал нам зав. кафедрой «Начертательная геометрия и графика» к.т.н., доцент Щербаков), сопротивление материалов (лектор к.т.н., доцент Дедяев С.И.), металловедение (к.т.н., доцент Овчинников В.И.), теория механизмов и машин (к.т.н., доцент Гячева В.И.), детали машин (к.т.н. Грошев Л.М.). Интересно было выполнять курсовые работы и проекты. На профилирующей кафедре лекции по теории ОМД нам читал к.т.н., доц. Журавлев Александр Захарович (зав. кафедрой), по нагреву – асс. Репко В.В., по горячей объемной штамповке – к.т.н., доцент Левитин К.К., по листовой штамповке – к.т.н., доцент Аверкиев Ю.А.

На четвертом курсе я вместе с Б. Моренко и Ю. Рязанцевым (23 группа) начал заниматься научной работой под руководством к.т.н., ст. преподавателя Бережного Вадима Леонидовича. Толя Карташов работал в кружке под руководством Юрия Александровича Аверкиева. В то время на кафедре велась активная научная работа. Большую практическую помощь в подготовке экспериментов оказывал нам токарь нашей кафедры, отличный специалист, ветеран Великой Отечественной войны Николай Филиппович Лучной, всегда готовый прийти на помощь и словом, и делом.

После конструкторско-технологической практики, во время которой мы все трое кружковцев работали прессовщиками на Белокалитвинском металлургическом заводе (БКМЗ), мы начали работать на кафедре с оплатой по хоздоговору. Для меня это была ощутимая прибавка к повышенной стипендии, которую я получал с первого курса.

На пятом курсе мы уже принимали активное участие в подготовке и проведении двух серий экспериментов на БКМЗ. При этом приходилось много общаться со специалистами завода разных уровней: от рабочих, технологов до главного технолога и главного инженера. Директором завода тогда был выпускник нашей кафедры Георгий Самуилович Сафаров. Эта работа и полученный практический опыт очень пригодились в дальнейшей жизни. По результатам лабораторных и заводских исследований я выполнил исследовательский проект, защитил его отлично, и в 1970 г. получил диплом с отличием. Рецензентом по дипломному проекту у меня был выпускник нашей кафедры к.т.н. Верзилов Юрий Николаевич, начальник отдела РостНИИТМа.

Параллельно я занимался общественной работой. На третьем курсе меня избрали в профбюро студентов факультета ГОМ, на четвертом курсе - заместителем председателя профбюро и на пятом – председателем. Работа в профкоме (был объединенный профком студентов и сотрудников), председателем которого был А.С. Мельников, давала мне больше возможностей общаться со студентами других факультетов. Поэтому у меня в институте было очень много хороших знакомых на всех факультетах.

Студенческие годы пролетели быстро. С октября по май – учеба, в сентябре мы работали на заводе «Ростсельмаш». Меня в списках студентов отыскивал начальник метизного цеха и просил направить наладчиком на старое место. Работа обеспечивала 120-130 рублей заработка. А летом, сдав досрочно сессию, ехал на работу в вагонное депо г. Новочеркасска и работал там до начала учебного года. Это позволяло учиться без особых материальных проблем целый год. Зимой я уезжал на отдых в Москву или Ленинград, а затем на 10 дней – в Домбай кататься на горных лыжах. Группой мы отмечали все праздники: ходили в кино, на концерты во Дворец спорта, в театр, делали вылазки в пивную на набережной у кинотеатра «Прибой». На четвертом-пятом курсах начали женить и выдавать замуж одногруппников, празднуя всей группой эти события в Ростове, Сальске, Белой Калитве, Орловке. В конце 1969 г. женился и я на студентке пятого курса факультета сельхозмашин – Нине Алёшиной, в 1973 г. у нас родилась дочь Валерия.

По распределению Государственной комиссии меня направили в аспирантуру при кафедре. Но по каким-то причинам место в аспирантуре кафедре не было выделено, и я начал работать инженером научно-исследовательского отдела при кафедре.

Научно-исследовательская работа в кружке, можно сказать, определила мою дальнейшую судьбу. Осенью 1970 г. В.Л. Бережным мне, начинающему инженеру, было поручено разработать техническое задание на горизонтальный гидравлический пресс новой конструкции для прессования изделий из алюминиевых сплавов в условиях активного действия сил трения. Это была ответственная, совершенно новая для меня работа. Одновременно и ассистентом Л.Н. Бобятинским под руководством ст. преподавателя В.Л. Бережного завершалась работа на кафедре по созданию лабораторной установки нового типа для исследований процесса прессования с активным трением на базе вертикального гидравлического пресса силой 2МН, в которой и мы (Б. Моренко и я) принимали участие. Создание установки финансировалась БКМЗ.

При работе над техническим заданием мне довелось консультироваться с зав. отделом гидропрессов  ВНИИМЕТМАШа д.т.н., профессором Б.В. Розановым – известным специалистом в СССР, впоследствии руководившим созданием уникального пресса для Франции силой 65 МН, советоваться с д.т.н., проф. Я.М. Охрименко в институте стали и сплавов. Рабочий вариант задания я защищал на техническом совете БКМЗ. Это было хорошей школой проектной работы и общения со специалистами-производственниками, которая на долгие годы связала меня с ними. В дальнейшем со многими из них (гл. технолог Н.А. Сухоруков, нач. цеха  Ю.В. Захаров, зам. нач. цеха В.Т. Алентьев, нач. техбюро цеха В.Ф. Харенко и многие другие) у меня установились теплые деловые и товарищеские отношения.

В 1971 году я поступил в аспирантуру при кафедре «МиТОМД». Научным руководителем был назначен д.т.н., проф. Журавлев А.З., консультантом был к.т.н., доцент Бережной В.Л.


Аспирант Б.С. Мороз проводит исследования, 1973 год

Тема диссертационной работы – исследование процессов изготовления полых осесимметричных изделий из алюминиевых сплавов в условиях активного действия сил трения.

Надо сказать, что всё время «учебы» в аспирантуре – было временем напряженной расчетной, проектной работы, многочисленных командировок, экспериментов в лаборатории и на заводах (БКМЗ, «Красный гидропресс»), работы в библиотеках, участия в конференциях и семинарах. Фактически всей моей работой руководил Вадим Леонидович, а работать с ним было очень нелегко. Постоянно ставились новые задачи, жесткие сроки их выполнения. Но работа в тесном контакте многому научила меня, за что я ему очень благодарен.

Несмотря на напряженную работу в аспирантуре, я находил время заниматься спортом. В 1971 г. я увлёкся бадминтоном. Доброжелательная обстановка в спортзале, дружеская и профессиональная поддержка тренера Владимира Игнатьевича Гребенюкова, фанатически увлеченные этим новым видом спорта члены секции и, наверное, неплохая физическая подготовка позволили мне уже через 2 года выполнить норматив I разряда. Бадминтоном я занимаюсь до сих пор. Это - отличный вариант психологической разгрузки и возможность получения эмоционального заряда. В 90-е годы наша команда преподавателей, в составе которой были к.т.н., доценты Землянухин В.Н., Кошкарёв Б.Т., Юниченко С.А. и я, неоднократно выезжала в Евпаторию на первенство ветеранов бадминтона стран СНГ и успешно там выступала.


Сборная команда по теннису г. Ростова-на-Дону на первенство ветеранов
стран СНГ. 3-й справа Б.С. Мороз,  Евпатория, 1990 год

Во время обучения в аспирантуре мне довелось встречаться со многими учеными-корифеями в нашей области: д.т.н., проф. Е.И. Поповым, М.В. Сторожевым, И.П. Ренне, М.З. Ерманком, Л.Н. Соколовым, Ю.Ф. Черным, А.И. Коллашниковым и др.. Тогда я познакомился с к.т.н. А.Г. Овчинниковым (ныне д.т.н., профессором, заслуженным деятелем науки и техники СССР, знаменитым альпинистом и заслуженным мастером спорта СССР, заслуженным тренером РФ), аспирантом А.М. Дмитриевым (теперь член-корр. АН, д.т.н., проф., зав. кафедрой МТ-6 МГТУ им. Н.Э. Баумана), аспирантом И.С. Алиевым (сейчас д.т.н., профессор, проректор по НИР Краматорской государственной машиностроительной академии, зав. кафедрой «МиТОМД») и др. Все это окончательно и навсегда связало меня с высшей школой.


Во время проведения экспериментов на БКМЗ. Справа налево: аспирант
А.В. Клюка, к.т.н., доцент Б.С. Мороз. Город Белая Калитва, БКМЗ, 1984 год

После окончания аспирантуры в 1974 г. я был принят ассистентом на кафедру, где работаю по настоящее время. Как молодой ученый в октябре 1977 года я, пройдя отборочную комиссию, был направлен на девятимесячную научную стажировку в Венский технический университет, где работал у профессора Герхарда Янгга. Это была интересная работа в области порошковой металлургии, по результатам которой мы опубликовали статью в журнале «Metall». Там меня познакомили с известными специалистами в этой области профессорами Киффером и Эттмайером. Во время стажировки довелось побывать во всех уголках Австрии, посетить несколько предприятий, познакомиться с работой единственной в Австрии кафедрой обработки давлением в Леобенском горно-металлургическом университете. В университете мне довелось встречаться с ректором университета, обаятельным профессором Оберхофером, его заместителем по НИР профессором Х.П. Штюве, общаться с зав. кафедрой профессором Вернером Швейнфайером.

Б.С. Мороз (крайний слева) с прикрепленной группой Д21
на субботнике в студенческом парке, 1978 год

Декан факультета Б.С. Мороз (в центре) с иностранными выпускниками РИСХМа; второй ряд второй слева – А.А. Рыжкин

В 1983 г. наш университет направил меня на 2 месяца в «подшефную» Ольгинскую высшую техническую школу (Республика Куба) для оказания методической помощи преподавателям - обработчикам давлением.

В 1988г. проф. Г. Янгг ещё раз пригласил меня в университет на трехмесячную научную работу.

В 1992 г. я был на двухмесячной научной работе в Исследовательском центре прессования (ИЦП) Берлинского технического университета (БТУ), которым руководил доктор Клаус Мюллер. Полученные там интересные результаты положили начало сотрудничеству между ИЦП и кафедрой «МиТОМД», которое продолжается до настоящего времени.

В 1994 г. после ухода из университета д.т.н., проф. Алюшина Ю.А. я был назначен заведующим кафедрой, которым и являюсь до настоящего времени.

В кризисные 90-е годы в нашей стране не было возможности проводить научную работу на предприятиях. А в ИЦП БТУ имелся гидравлический пресс, специально оснащенный для проведения исследований. На базе этого пресса нами совместно была создано устройство, позволяющее осуществлять прессование в условиях активного действия сил трения. На созданной установке мы провели несколько серий экспериментов и получили новые интересные данные о процессе, которые были опубликованы в отечественной и зарубежной периодической печати. Эта работа помогла мне завершить докторскую диссертацию, которая была защищена в ДГТУ в 2000 г.

Во время научной работы в ИЦП БТУ я выступил по результатам исследований с докладом на конференции в Берлине. Тогда же посетил институт формоизменения Штуттгартского университета, которым руководил проф. Клаус Зигерт, один из соавторов книги «Stranpressen» (Прессование), изданной на немецком и английском языках, и ознакомился с замечательным оснащением лабораторий института.

Работа и общение с зарубежными коллегами дали мне возможность убедиться в том, что наша инженерная подготовка не уступает зарубежной, а в области теории – превосходит её.

Несколько слов о нашей дочери. В 1990 г. Валерия окончила с серебряной медалью 36-ю английскую школу, поступила в Ростовский-на-Дону педагогический институт на факультет иностранных языков, в 1995 г. окончила его с отличием. В 1995 г. продолжила обучение на гуманитарном факультете Берлинского технического университета и на немецком  отделении Гумбольдского университета. В Берлинском техническом университете защитила магистерскую диссертацию. Сейчас работает переводчиком и редактором.

Семья Б.С. Мороза: дочь Валерия (слева) и супруга Нина Михайловна, 2007 г.

В заключение хочу сказать, на этих страницах приведены только отдельные фрагменты моей жизни в нашем вузе и практически ничего не сказано о коллегах, с которыми мы тесно общались все эти годы, и которые безусловно оказали большое влияние на мою жизнь. Я очень благодарен судьбе и тем людям, с которыми мне довелось учиться, работать и общаться, а также нашему университету, без которого у меня была бы совершенно другая судьба.


           Профессор Мороз Б.С., май 2008 г.


 

Design by PacificWebArt