Глава I. ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1.1. Ступени образования


          Чтобы создать карьеру в современном динамично развивающем-ся обществе, нужно получить образование. Рассмотрим цели и ступени образования, а также где, как и чему можно научиться.           Ступени образования и формирования квалифицированного спе-циалиста, сложившиеся в Российской Федерации, можно определить сле-дующим образом:           - основное общее образование (9 классов);           - среднее (полное) общее образование (11 классов);           - начальное профессиональное образование (профессиональные школы, училища, лицеи);           - среднее профессиональное образование (техникум, колледж);           - высшее профессиональное образование (университет, акаде-мия, институт);           - послевузовское профессиональное образование (институты по-вышения квалификации, аспирантура, докторантура и др.).           Образование данного уровня бесплатное, если гражданин полу-чает его впервые.           Обучение осуществляется по образовательным программам, ко-торые подразделяются:           - на общеобразовательные (основные и дополнительные);           - на профессиональные (основные и дополнительные);           Школа выпускает человека со средним образованием, вручает ему аттестат зрелости как свидетельство готовности включиться в сози-дательную жизнь общества, способности адаптироваться в жизни и вы-бирать свой путь самосовершенствования.           Колледж готовит специалистов со средним специальным обра-зованием, руководителей производства среднего звена, квалифициро-ванных исполнителей.           Вуз (высшее учебное заведение), учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Высшее учебное заведение на базе среднего (общего или специального) образования готовит специалистов высшей квалификации для практической, педагогической или научной деятельности в различ-ных отраслях промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, связи, здравоохранения, культуры, науки и др. В России уста-новлены следующие виды высших учебных заведений: университет, ака-демия, институт.           Обязательный минимум содержания каждой основной профес-сиональной образовательной программы вуза (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным об-разовательным стандартом. Государственные органы управления образо-ванием обеспечивают разработку примерных учебных планов и про-грамм, курсов, дисциплин.           Государственная аттестационная служба, проверяющая качество подготовки специалистов, независима от органов управления образова-нием.           Учёба в вузе позволяет получить образование бакалавра, закон-чив четыре курса и защитив дипломный проект бакалавра. Бакалавр – это специалист с высшим образованием, в каком-то профилирующем на-правлении, но без конкретной специализации. Пройдя обучение в вузе ещё один год, можно получить квалификацию инженера - дипломиро-ванного специалиста, который способен выполнять на производстве функции ведущего специалиста.           Закончив вуз, тем не менее, человек не становится сразу гра-мотным, образованным, а тем более культурным. Чаще всего это просто квалифицированный, но узкий специалист, специалист в конкретной об-ласти. Поэтому, чтобы развиваться и не отставать от требований жизни, нужно продолжить свою учёбу самообразованием или в системе послеву-зовской подготовки.           В рамках послевузовской подготовки у специалиста технических специальностей свои ступени. В нашей стране они сформированы сле-дующим образом.           Магистратура - обучение в течение двух лет после получения диплома бакалавра или инженера. Допускается параллельная подготовка по программе первого года магистратуры и полной инженерной подго-товки последнего курса технического вуза. Обучение в магистратуре предусматривает выполнение научных исследований и написание дис-сертации, которая представляется соискателем к защите. При успешной защите диссертации соискателю присваивается первая научная степень.           Аспирантура - обучение в течение трёх лет на дневном отде-лении при наличии диплома инженера. После сдачи кандидатских экза-менов в течение срока обучения и после него соискателем представля-ется к защите диссертация в соответствующий совет. После успешной её защиты соискателю присваивается учёная степень кандидата наук.           Докторантура существует при ведущих научно-исследователь-ских и учебных институтах пря наличии соответствующих советов. В док-торантуру зачисляются учёные, кандидаты наук с серьёзным научным заделом. Соискатель-докторант представляет в соответствующий совет диссертацию, и при успешной её защите ему присваивается научная сте-пень доктора наук.           В зарубежной системе вузовской подготовки готовятся только бакалавры. В зарубежной системе научной аттестации также не преду-смотрено ступени кандидата наук. Соискателю магистру при защите дис-сертации сразу присваивается степень доктора.

1.2. Высшие учебные заведения Российской Федерации


Типы высших учебных заведений Российской Федерации

          Сегодня высшая школа Российской Федерации - это свыше 550 государственных университетов, академий и институтов, многочисленные высшие военно-учебные заведения, негосударственные образовательные учреждения, реализующие образовательные программы высшего про-фессионального образования по 89 направлениям и более 400 специаль-ностям.           В Российской Федерации устанавливаются следующие основные типы высших учебных заведений: университет, академия, институт.           Университет - высшее учебное заведение, которое:           - реализует образовательные программы высшего и послевузов-ского профессионального образования по широкому спектру направле-ний подготовки (специальностей);           - осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;           - выполняет фундаментальные и прикладные научные исследо-вания по широкому спектру наук;           - является ведущим научным и методическим центром в облас-тях своей деятельности.           Академия - высшее учебное заведение, которое: реализует об-разовательные программы высшего и послевузовского профессионально-го образования;           осуществляет подготовку и (или) повышение квалификации ра-ботников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;           выполняет фундаментальные и прикладные научные исследова-ния преимущественно в одной из областей науки или культуры;           является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.           Институт - высшее учебное заведение, которое:           - реализует образовательные программы высшего профессио-нального образования, а также, как правило, образовательные програм-мы послевузовского профессионального образования;           - осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;           - ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследо-вания.           Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.           Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его стату-са. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употреб-ляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.           По своему статусу все высшие учебные заведения Российской Федерации делятся на государственные, муниципальные и негосударст-венные образовательные учреждения.           В соответствии со статьей 2 Федерального закона Россий-ской Федерации «0 высшем и послевузовском профессиональном обра-зовании» гражданам России гарантируется получение на конкурсной ос-нове бесплатного высшего образования в государственных и муници-пальных высших учебных заведениях (университетах, академиях и ин-ститутах) в пределах государстенных образовательных стандартов, при этом государством гарантируется свобода выбора формы высшего обра-зования (очной, очно-заочной или вечерней, заочной и экстерната) выс-шего учебного заведения и направления подготовки (специальности).

Развитие высшего профессионального образования на современном этапе


          На рубеже XX и XXI веков в высшем профессиональном образо-вании происходили большие перемены и изменения.           Труд в условиях перехода общества к рыночным отношениям ха-рактеризуется высокой самоотдачей и интенсивностью, требующими от работника высокого профессионализма, деловой активности, ответствен-ности, инициативы, профессиональной мобильности. Отсюда появляется острая потребность производства, отраслей социально-культурного ком-плекса в высококвалифицированных, профессионально компетентных специалистах.           Современный этап развития высшего профессионального обра-зования характеризуется регионализацией, в качестве основных направ-лений которой выступают региональная специфика в содержании обра-зования, ориентация сети высших специальных учебных заведений на основе особенности размещения населения и структуры регионального социально-экономического комплекса, усиление взаимодействия образо-вательных учреждений, предприятий, органов управления в рамках ре-гиона, привлечение региональных источников финансирования.           К основным тендециям развития содержания высшего профес-сионального образования относятся:           - расширение перечня направлений подготовки;           - дифференциация;           - гибкость и вариативность;           - гуманизация и гуманитаризация;           - усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки;           - информатизация;           - преемственность с другими уровнями образования.           Расширение перечня подготовки специалистов предполагает введение новых специальностей в классификатор специальностей выс-шего профессионального образования.           За последние два года введено более 20 новых специальностей.           Дифференциация содержания высшего профессионального об-разования проявляется в разнообразии профессиональных образова-тельных программ.           В настоящее время высшее профессиональное образование реа-лизуется по двум основным программам - профессиональной образова-тельной программе базового уровня и профессиональной образователь-ной программе высшего уровня. Если базовый уровень обеспечивает подготовку специалистов по традиционным квалификациям, то повы-шенный дает возможность выпускнику приобрести качественно новую квалификацию. Повышенный уровень предусматривает усиление фунда-ментальной и гуманитарной подготовки, изменение соотношения теоре-тической и практической подготовки в сторону увеличения доли теоре-тической, ориентацию на овладение информационными технологиями, новыми знаниями и умениями, востребованными на рынке труда.           Гибкость и вариативность содержания образования обеспечива-ется путем предоставления образовательным учреждениям академиче-ских свобод в его формировании с учетом интересов абитуриентов, сту-дентов, работодателей, а также перспектив развития экономики и соци-альной сферы регионов. Гибкость и вариативность содержания образо-вания способствует повышению конкурентоспособности и профессио-нальной мобильности специалистов на рынке труда.           Гуманизация и гуманитаризация содержания высшего профес-сионального образования способствует формированию у специалистов целостного мировозрения, миропонимания и подлинной духовности лич-ности, интереса к решению социально-политических проблем.           Усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки обеспечивает целостность восприятия будущей профессиональной дея-тельности, понимание закономерностей, взаимосвязей фактов и явлений, характерных для общепрофессионального знания в рамках как направ-ления подготовки (группы специальностей), так и конкретной специаль-ности, развивает способность к формированию междисциплинарных зна-ний.           Развитие содержания образования связано также с его информа-тизацией, предусматривающей изучение будущим специалистом дости-жений в области информатики, ее средств и методов, а также перспектив дальнейшего развития. С этой целью в профессиональные образователь-ные программы введены такие дисциплины, как «Информатика» и «Ком-пьютерное моделирование». Значительное место среди элективных и факультативных курсов занимают дисциплины, связанные с освоением информативных технологий. Как правило, дисциплины, направленные на изучение информатики, составляют в рабочих учебных планах образова-тельных учреждений 200-300 часов.           Перспективы развития содержания высшего профессионального образования связаны с его интеллектуализацией, суть которой заключа-ется в развитии у студентов системного мышления (включающего в себя целеполагание, проектирование и планирование своей деятельности, контроль за ее выполнением и оценку собственных действий, критиче-ский разбор и выработку выводов), в формировании у них научной кар-тины мира, выполнение научно-исследовательской работы. Интеллектуа-лизация образования предполагает освоение студентом законов логики, основ интеллектуальной деятельности инновационных процессов в про-фессиональной области.           Совершенствование организации образовательного процесса в высших специальных учебных заведениях предусматривает прежде всего использование новых технологий обучения. В системе высшего профес-сионального образования развивается применение личностно-ориентированных, модульных, интенсивных, информативных и других технологий.

1.3. Организация учёбы в вузе и гигиена умственного труда студента



          Умственный труд предъявляет высокие требования к организму, и поэтому гигиена умственного труда включает ряд специальных реко-мендаций.           Успешная умственная деятельность возможна лишь в том слу-чае, если она подчинена строгому распорядку, предусматривающему оп-ределенное время для труда и отдыха. Ничто так не утомляет нервную систему, как отсутствие строгого режима. Тот, кто приступает к работе не в одно и то же время или откладывает наиболее трудное до лучших времен, быстрее устает и менее производительно работает.

Режим дня


          Непросто спланировать каждый час бурной и напряженной жиз-ни студента. Особенно трудно сначала. Зато позднее, когда режим пре-вращается в привычку, закрепляется в сознании, он претворяется в чет-кий стиль жизнедеятельности. Режим не догма, а гибкий план, наиболее целесообразно организующий труд и отдых индивидуума. Вполне воз-можны и даже неизбежны определенные отклонения, но необходимо стараться не противоречить здоровому образу жизни.           Режим дня - динамическая система распределения нагрузки и отдыха, обеспечивающая сохранение сил и энергии для нормальной жиз-недеятельности.           Почему студент должен быть связан каким-то регламентом в своих действиях? Не лучше ли жить, как хочешь, без регламента? Захо-тел читать - читай все 24 часа подряд, захотел гулять – гуляй, сколько хочешь. Нет, режим нужен он воспитывает у студента организованность, целенаправленность действий, приучает к самодисциплине.           У большинства людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Приблизительно в одни и те же часы мы учимся, работаем, отдыхаем, принимаем пищу. Следовательно, образуется определенный динамический стереотип, благодаря которому привычные дела требуют меньших усилий. Такой образ жизни способст-вует тому, что затрачиваемые в процессе трудовой деятельности силы быстро и полностью восстанавливаются. Вот почему с полным правом мы можем сказать, что режим - основа нормальной деятельности организма, повышения работоспособности, высокого жизненного тонуса, воспитания характера и воли.           При этом учитывается еще одно очень важное обстоятельство. Всей живой природе присуще чувство времени. Организм с астрономиче-ской точностью отличает ход времени и согласовывает с ним все физио-логические процессы, ритм деятельности органов и систем.           Великий физиолог И.П. Павлов утверждал, что в организме нет ничего более властного, чем ритм, выражающийся в периодичности и ритмичности физиологических процессов. Ритмично функционирует сердце, легкие, сокращаются и расслабляются мышцы, меняется возбуж-дение и торможение в центральной нервной системе. Благодаря этой ритмичности сохраняется длительная работоспособность отдельных ор-ганов и организма в целом.           Ритм работы человеческого организма сменяется в течение суток дважды: днем и ночью. Организм человека по-разному реагирует на фи-зиологические нагрузки в течение суток. Предполагают, что наиболее целесообразно принимать решения, браться за серьезное дело в опреде-ленное время, в часы 11, 17, 22.           Конечно, лучше всего приучаться к режиму с детства. Но нико-гда не поздно и в нашем возрасте попытаться сделать это, тем более, что уже через месяц трудно будет отказаться от установленного, ритмично организованного распорядка дня.           Если молодой человек выработал для себя правильный режим и строго его придерживается, то каким бы видом деятельности он не зани-мался, возможности его многократно возрастают.           Давайте рассмотрим свой режим дня по частям, от утреннего подъема до вечернего сна. В режиме дня должно быть все точно распре-делено: продолжительность учебных занятий в вузе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не слу-чайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы. И каждая предыдущая деятель-ность, становится сигналом последующей, это помогает организму легко и быстро переключиться с одного состояния на другое. Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быстрее засыпа-ет и спит глубоким, спокойным сном. Регулярное питание вызывает в определенное время аппетит, хотя для студентов регулярно питаться очень сложно.           Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, иг-рать в подвижные игры, совершать туристические походы. Ведь длитель-ное пребывание в помещении, особенно в учебных аудиториях, где фи-зические свойства и химический состав воздуха даже при хорошей вен-тиляции изменяются с каждым часом в неблагоприятную сторону, вызы-вает кислородное голодание. А когда воздух богат кислородом, не со-держит вредных примесей, он благотворно влияет на организм: улучша-ется состав крови, повышается обмен веществ. В выходные дни и в кани-кулярное время необходимо как можно больше гулять.           Не менее важен и сон. Продолжительность сна уменьшается с возрастом. Для студентов 16-18 лет продолжительность сна составляет 8-8,5 часов. Полноценный отдых во время сна наступает только в том случае, если сон достаточно глубок. А для того чтобы крепко спать, надо ложиться в одно и то же время, перед сном избегать шумных игр, яркого света, хорошо проветривать комнату. Определить режим дня, одинако-вый для всех, невозможно, но есть общие физиологические и гигиениче-ские положения, которые следует взять за основу.           Итак, ориентировочная схема, которая не претендуя на универ-сальность, может быть положена в основу при составлении распорядка дня студента технического университета.           Например, если учебный день начинается в 8-30, то, если живе-те недалеко от образовательного учреждения, в 7-00 подъем. Встаньте, примите утренний туалет. После выпейте стакан чаю или воды. В 7-10 гимнастика (10 минут). Оденьтесь, уберите постель, позавтракайте. В 7-40 отправляйтесь на учебу пешком, в спокойном темпе; в пути старай-тесь отдыхать. Такая прогулка благоприятно воздействует на сердце, легкие и другие органы, сохраняет нервную энергию, что будет способ-ствовать эффективному усвоению знаний. Старайтесь прийти в универ-ситет на 5 - 10 минут раньше, во избежания суеты, спешки, нареканий. Пребывание на лекциях и других занятиях определим в среднем до 15-00 часов.           После учебы полезно пройти пешком хотя бы часть пути. Это способствует ликвидации застоев крови в нижних конечностях, органах брюшной полости и таза, нормализует деятельность внутренних органов и снижает усталость. Придя домой, примите водные процедуры (душ), переоденьтесь в удобную одежду, поужинайте, а затем послушайте му-зыку или полежите 20-30 минут. После приступайте к выполнению учеб-ных заданий. Перед сном полезна непродолжительная прогулка. Поста-райтесь максимально расслабиться, отвлечься от всего, что волнует и раздражает, и переключиться на приятные воспоминания. После прогул-ки примите душ, почистите зубы и ложитесь спать. Для студента трудно определить время, когда нужно ложиться спать, потому что это связано с количеством заданного на дом учебного материала. Многие студенты могут засидеться и далеко за полночь. Но все-таки давайте пожелаем спокойной ночи в 22-30. Эта схема очень приблизительна. Она может меняться в каждом конкретном случае в зависимости от специфики уче-бы, состояния здоровья, временем года и т.п. Важно сохранить основу правильного распорядка дня, что способствует выработке правильного и полезного динамического стереотипа.           Итак, рациональный режим, включающий в себя разумное рас-пределение часов, отведенных для приема пищи и сна, правильное че-редование физических, умственных и эмоциональных проявлений жизне-деятельности человека обеспечивает условия для оптимальной ритмич-ности процессов, способствует всестороннему и гармоническому разви-тию здорового человека.

Учебная деятельность студента


          А теперь остановимся на организации учебного труда. Труд вы-н          ужденный, выполняемый без интереса, скучен и бесполезен. Но он ста-новится интересным, когда найдена и осознана цель, к которой стремит-ся человек. Увлеченность работой - один из основных факторов высокой производительности умственного труда.           Результат умственного труда зависит от настроения, от психоло-гического климата в семье и коллективе. В обстановке недоброжела-тельности и зависти производительность умственного труда, бесспорно, снижается, да и утомление наступает быстрее.           Создание благоприятной психологической обстановки, условий, в которых каждый член коллектива охвачен общим трудовым настроени-ем, - одно из важнейших требований гигиены умственного труда.           Одновременно надо позаботиться и о благоприятных условиях умственного труда. Накуренная аудитория, шум, стук, грохот неблаго-приятно действуют на организм человека, приводят к преждевременному утомлению, порождают ошибки и промахи в учебе. Столь же пагубное влияние на умственный труд оказывают алкогольные напитки и всевоз-можные возбуждающие средства (крепкий чай, кофе). Они влекут за со-бой раздражительность, неустойчивость внимания.           Необходимым условием успешной работы студента является по-стоянное умственное развитие, пополнение знаний. Человек, выбираю-щий своей специальностью интеллектуальную умственную деятельность, должен быть готовым к учебе не только в вузе, но и в дальнейшей жиз-ни, в этом залог подлинного творчества.           Умственный труд подразделяется на множество видов, и каждый из них предъявляет различные требования. В частности учебный труд. Самая большая нагрузка при учебе падает на психическую сферу, на интеллектуальные, волевые, эмоциональную функции а также органы зрения и слуха. Длительная сидячая поза приводит к однообразной на-грузке лишь на часть мышечной системы. Поэтому основными условиями успешной учебы являются равномерность, постепенность, разнообразие и посильность. Полезно также чередовать учебные занятия с физически-ми упражнениями. С годами в процессе обучения возрастает способность к однообразным и неравномерным по интенсивности занятиям. Неравно-мерность в занятиях отрицательно сказывается на развитии умственных способностей.           Пропуск занятий - это не только пробел в знаниях, но и сниже-ние тренированности, на фоне которого даже обычная нагрузка затруд-нительна. Поэтому прогрессирующая утрата интереса к учебе у тех, кто плохо учится и пропускает занятия, имеет и физиологические объясне-ния - потеря трудоспособности вследствие нетренированности.           Давайте определим условия эффективной организации учебного труда студента технического университета:           1. Систематичность в работе, умение распределять ее равномер-но. Не может быть продуктивной познавательная деятельность, выпол-няемая в условиях аврала. Учеба "рывками" ведет к снижению ее качест-ва, более быстрому нарастанию утомления.           2. Четкое планирование учебной деятельности, которая преду-сматривает связь всех этапов деятельности. Планирование позволяет не разбрасываться, а концентрировать усилия на определенном вопросе, решив который, переходить к следующему.           3. Постепенное втягивание в учебную работу, начиная рассмот-рение с легких вопросов и переходя к более трудным.           4. Устойчивая дисциплина и порядок на учебном месте и вокруг него.                     Студенты, не умеющие организовать свой учебный труд, прихо-дят к плачевным результатам. Возникают признаки не только физическо-го утомления, но и ухудшается психическое состояние. В результате по-являются отрицательные изменения характера (упрямство, злобность).           Такой человек для достижения целей может использовать без-нравственные средства, соблюдение же психогигиенических норм позво-лило бы оградить его от такого развития.           Тренировка психических функций предотвращает возрастное снижение умственных способностей, а расширение кругозора, сферы интересов делает жизнь полноценной.           Студенческая деятельность является своеобразным этапом жиз-ненного пути. Основа вполне объяснима - учеба в соответствии с целью, задачами, а главное мотивацией, обусловленной получением специаль-ности в данном вузе.           Рабочая нагрузка увеличивается, особенно в период сессии, сда-чи зачетов и экзаменов. Давайте рассмотрим пути обеспечения высокого уровня работоспособности студента.           В учебном помещении рекомендуется закрывать окна, выходя-щие на улицу с интенсивным движением транспорта, и открывать, выхо-дящие во двор. Деревья, зелень во дворе учреждения не только украша-ют, но и обогащают воздух кислородом. В случаях, когда человек устал от сидячей работы и встать возможности нет, гимнастику можно проде-лать в положении сидя, с умеренной силой напрягая и расслабляя мыш-цы ног, рук, слегка двигая конечностями, наклоняя или поворачивая ту-ловище, голову, делая дыхательные упражнения.           При отрицательных эмоциях можно сделать вдох и задержать на некоторое время дыхание или проделать несколько гимнастических уп-ражнений. В таких случаях помогает слегка грустная музыка. При волне-нии, напряжении иногда весьма эффективна попытка расслабления мышц лица, шеи, успокоения дыхания. Порой при усталости полезно слегка смочить лицо, затылок, уши, кисти рук чуть прохладной или теп-лой водой, но на холод выходить без растирания их досуха не следует.           При стрессах, волнениях помогает аутотренинг. При сильном ум-ственном переутомлении, отрицательных эмоциях полезна умеренно вы-раженная физическая разрядка: волейбол, плавание.           Однако по возвращении домой после напряженного труда не следует сразу же браться за выполнение какой-либо работы, лучше сна-чала отдохнуть 15 минут. Постоянная суетливость неумение расслаблять-ся, в то время когда нет необходимости в чрезмерном напряжении, из-нашивают организм.           Чтобы добиться высокой работоспособности в течение семестра, необходимо систематическое выполнение заданий, усвоение учебного материала, посещение лекций, не допускать пропуски. И еще один ком-понент высокого уровня работоспособности - это правильная организа-ция рабочего места. Выше уже говорилось о том, что аудитории должны быть в порядке, никаких отвлекающих предметов, шумов, криков, ника-кого грохота. И на рабочем столе студента должно быть только все необ-ходимое для того или иного предмета.           Учитывая все эти условия, можно добиться высокого уровня ра-ботоспособности, а также добиться полного усвоения объема знаний и приобретения необходимых навыков.

Организация отдыха


          Как организовать свой ежедневный отдых? Для ликвидации утомления успокоения нервной системы после учебы большое значение имеют пешеходные прогулки. Положительно влияют на организм вечер-ние прогулки в скверах, парках, и чем живописнее природа, тем быстрее исчезает утомление. Вечерние прогулки следует совершать в любую по-году и круглый год. Используйте места, где меньше движение транспорта и чище воздух.           Как организовать свой еженедельный отдых? Понедельник - день тяжелый. Если вы стремитесь к правильной организации отдыха, то, с одной стороны, должны дать себе достаточную физическую нагрузку, а с другой стороны, воспрепятствовать возникновению переутомления, которое лишило бы вас на другой день возможности продуктивно рабо-тать. Усталость от слишком тяжелой физической и эмоциональной про-граммы в выходные дни становится причиной многих неприятностей в понедельник.           Желательно думать об отдыхе еще в субботу, переключая свое внимание на активный отдых, на занятие физической культурой и спор-том. При выборе форм и средств физической культуры, видов спорта желательно учитывать ваш возраст, пол, уровень физической подготов-ки. Эти занятия должны быть посильными, иначе они будут не активизи-ровать отдых, а углублять утомление и снижать работоспособность.           Воскресный день должен быть днем полного отдыха. Он может быть посвящен экскурсиям, поездкам за город. Занятия в секциях спор-тивного совершенствования, туристические походы выходного дня, рыб-ная ловля, охота принесут вам удовольствие и эмоциональную разрядку. Помимо этого вы можете встретиться с друзьями и пообщаться в прият-ной компании. Главное, чтобы этот отдых нес в себе положительный ре-зультат.           Во время каникул вы можете выбрать любой вид отжыха. Вы можете поехать на море, отправиться в путешествие, совершить восхож-дение к вершинам гор, побывать в санатории, доме отдыха. В жизни ка-ждого человека обязательно нужна смена впечатлений. Любому челове-ку полезно разнообразие. Отдых во время каникул помогает восстано-вить общую работоспособность, укрепляет нервную систему. Нужно так отдохнуть во время каникул, чтобы работоспособности потом хватило на год.           Огромное отвлекающее и перестраивающее значение имеет за-нятие любимым делом - оно способствует быстрому успокоению, полно-ценному отдыху и улучшению настроения.           Рассмотрев множество требований относительно гигиены умст-венного труда студента, можно в заключение отметить, что найти исчер-пывающие рекомендации без учета множества факторов и индивидуаль-ных особенностей сложно и вряд ли возможно. Все, о чем говорилось выше, конечно не шаблон для каждого человека, а вполне изменяемая схема, которая может быть начальным пунктом в организации умствен-ной деятельности студента.

1.4. Странички истории – посвящение в студенты



          Молодой человек, вступающий в новый для него мир, выбираю-щий для себя уровень образования, вуз и специальность как отправные точки для формирования карьеры, чтобы лучше ориентироваться в этом мире, должен чётко представлять его прошлое для понимания настояще-го и будущего.

Начало становления высшего образования


          Первые европейские университеты возникли в XII-XIII веках (Италия, Испания, Франция, Англия). В 1348 году был учрежден первый славянский университет в Праге.           Средневековые университеты состояли из богословского, меди-цинского и юридического факультетов со сроком обучения 5-6 лет.           В 1632 году открылось первое русско-украинское высшее учеб-ное заведение - Киево-Мошлянская академия, в которой изучали славян-ский, латинский и греческий языки, семь свободных искусств (граммати-ка, риторика, диалектика, арифметика, астрономия, геометрия, музыка) и богословие.           В 1687 году была организована Московская славяно-греко-латинская академия, которую окончили Л.Ф. Магницкий, В.К. Тредиаков-ский и М.В. Ломоносов. В 1725 году в Петербурге была создана Академия наук, при которой функционировали Академический университет и гим-назия. В 1755 году был учрежден Московский университет, для которого М.В. Ломоносов разработал организационную структуру и учебные про-граммы. Начало систематического инженерного образования в России было положено при Екатерине II, когда в 1773 году было организовано горное училище. Этому предшествовало развитие в России горнорудных промыслов. С 1810 года в Петербурге функционирует институт инжене-ров путей сообщения. Это был военизированный привилегированный вуз, преобразованный в 1849 году в кадетский корпус. Только с 1856 года в специальные классы был открыт доступ детям недворянского происхож-дения. Российское техническое образование развивалось слабыми тем-пами. По этой причине даже сравнительно отсталая российская промыш-ленность вплоть до XX века полностью находилась во власти иностран-ных специалистов и практиков, не имеющих инженерного образования.           Первым в России политехническим вузом стала Львовская техни-ческая академия, основанная в 1844 году. Позднее были открыты поли-технические институты в Киеве (1898 г.), в Петербурге (1899 г.), в Ново-черкасске (1909 г.), положившие начало инженерному образованию на юге России и давшие жизнь нашему университету.

Формирование высшего инженерного образования


          В 1701 году в Москве была создана школа математических и на-вигационных наук, которая стала первым в мире учебным заведением реального типа. Существовавшие до того времени высшие школы были далеки от практических задач и давали в основном гуманитарное обра-зование. Высшее техническое образование начало развиваться в Европе примерно в последней трети XVIII века.           В России технические вузы появились несколько позднее, не-смотря на существование к тому времени такой высшей школы, как Мор-ская академия в Петербурге (открыта в 1715 г.). Это объясняется тем, что промышленный переворот, происшедший на Западе во второй поло-вине XVIII века, начался в России значительно позже, примерно в первой половине XIX века. В условиях феодально-крепостного строя потреб-ность в инженерах была малой, но и она полностью не удовлетворялась отечественными высшими школами. Поэтому на руководящие админист-ративные и технические должности приглашали иностранных специали-стов. Все это не способствовало становлению высшей технической школы в России. Многие русские специалисты получали образование за грани-цей, так как русские промышленники-работодатели проявляли недоверие к отечественным специалистам, а тем более к «доморощенным». Дейст-вительно, старая дореволюционная школа имела массу недостатков, по-рожденных общими пороками господствующих общественных отношений. Вместе с тем, эта школа имела и определенные достоинства. Русские инженеры были высокообразованными культурными людьми, возглавля-ли крупные производства, т. е. были «ведущими специалистами, но уме-ли выполнять и рядовые» инженерные функции – расчет, конструирова-ние, разработку технологических процессов и т.п. Немало среди инжене-ров было всесторонне развитых личностей, таких, как Н.Г. Гарин-Михайловский, В.Я. Шишков, сочетавших в себе технический и литера-турный талант.           Первыми специализированными техническими институтами в России были Горный институт (1773), Межевой (1779), Лесной (1803), Институт сухопутных и водных сообщений (1809), преобразованный в 1810 году в Институт путей сообщения. В 1831 году были открыты Прак-тический технологический институт и строительное училище, преобразо-ванное впоследствии (1842) в Институт гражданских инженеров.           Зарождение капитализма, развитие фабрик и заводов усилили спрос на специалистов-универсалов, поэтому началась подготовка инже-неров-путейцев и технологов политехнического типа. Реформа 1861 года также положительно сказалась на развитии российской промышленности. Стали открываться один за другим технические институты не только в цен-тре, но и на периферии Российской империи. В 1862 году был создан Риж-ский политехнический институт, в 1865 году – Харьковский технологи- ческий. В 1868 году Московское ремесленное училище преобразовали в высшее Императорское техническое училище, которое вскоре получило всемирную известность из-за организации практических занятий в учеб-но-производственных мастерских. Программа этих занятий была заимст-вована некоторыми вузами США под названием «русской системы». В дальнейшем, в конце XX века, в России были созданы еще несколько ин-ститутов, например, Киевский политехнический институт, Бийский техно-логический институт. В 1914 году в России было 105 высших учебных заведений, в которых обучали 127 тысяч студентов. Однако из этого чис-ла лишь 18 являлись высшими техническими школами с числом студен-тов примерно 25 тысяч (т.е. 17% от общего числа вузов и 19% от общего числа студентов). В общее число вузов входили такие заведения, как Институт благородных девиц, Пажеский корпус, многочисленные духов-ные семинарии.

Наш вуз - Донской государственный технический университет


          История Донского государственного технического университета неотделима от истории становления и развития промышленности на юге России. Начало деятельности ДГТУ было положено 14 мая 1930 г., когда на базе механического факультета Донского политехнического института (ДПИ), ныне Южно-Российского государственного технического универ-ситета (НПИ) был организован Северо-Кавказский институт сельскохо-зяйственного машиностроения (СКИСХМ). Материальная база этого вуза и его научно-педагогические кадры организовывались на базе специаль-ности «Сельскохозяйственное машиностроение» механического факуль-тета ДПИ. Институт в 1930 году имел две кафедры: "Сельскохозяйствен-ные машины" и "Технология металлов", 5 кабинетов: сельхозмашин, подъемно-транспортных машин, деталей машин, чертежный и модель-ный, а также механические мастерские, станция испытаний сельскохо-зяйственных машин, научно-исследовательское бюро по стандартизации сельскохозяйственных машин и библиотека. Штат преподавателей СКИС-ХМа был определен в количестве 12 человек, число студентов II - V кур-сов 217. Территориально СКИСХМ располагался в Новочеркасске в глав-ном корпусе ДПИ на площади 2127 м2.           В ноябре 1930 года было принято решение о целесообразности размещения СКИСХМа в г. Ростове-на-Дону, фактически на территории "Ростсельмаша". 1 октября 1932 года было завершено перебазирование СКИСХМа в г. Ростов-на-Дону, и 1932-1933 учебный год был начат в но-вом пятиэтажном корпусе вуза. В первые годы существования института подготовка специалистов велась по двум направлениям: «Сельскохозяй-ственные машины», «Холодная обработка металлов».           С 1938 году СКИСХМ был переименован в РМИ (Ростовский ма-шиностроительный институт), а в 1947 году – в РИСХМ и под этим назва-нием долгие годы (до 1992г) оставался ведущим вузом сельскохозяйст-венного машиностроения в стране.           К 1940 году в институте функционировали 21 кафедра, 17 лабо-раторий, 14 учебных кабинетов, павильон сельскохозяйственных машин. Научно-техническая библиотека располагала необходимым количеством научно-технической и учебной литературы. За период с 1930 по 1940 годы институт подготовил около 1000 инженеров.           Годы Великой отечественной войны в истории института, как и в жизни всего нашего народа, занимают особую страницу. Уже в 1941-1942 учебном году коллектив перешел на учебные планы военного времени, предусматривающие сокращение срока обучения с 5 до 3,5 лет. Многие студенты и преподаватели уходили на фронт.           В ноябре 1941 года началась эвакуация РМИ в Ташкент. Большая часть имущества вуза была утрачена под бомбежками немецкой авиации. Бесследно пропал архив института, многие его реликвии, в огне войны "сгорела" библиотека. Но самые тяжелые потери для вуза – это потеря его студентов, преподавателей и сотрудников.           Тем не менее, до лета 1942 года институт продолжал работать в Ростове-на-Дону, а уже в октябре 1942 г. возобновил свою работу в Таш-кенте.           С 5 февраля 1944 года директором института был назначен Лео-нид Васильевич Красниченко, с именем которого связано 30 лет из 70-летней истории ДГТУ.           После освобождения Ростова-на-Дону, уже 2 октября 1944 года, РМИ начал учебный год в г. Ростове-на-Дону. К этому времени удалось собрать только 256 оставшихся в городе студентов и 32 преподавателя. 1944-1945 учебный год проходил в неимоверно тяжелых условиях: по-мещения практически не отапливались, не хватало мебели, общежитие было разрушено, преподаватели и студенты часто голодали. Однако ак-тивность и энтузиазм коллектива были настолько велики, что в январе 1945 года состоялся выпуск 32 инженеров.           В структуре РИСХМа были организованы три дневных факульте-та: "Сельскохозяйственные машины" (декан кандидат технических наук, доцент В,К.Тепинкичиев), "Горячая обработка металлов" (декан кандидат технических наук, доцент И.И.Хорошев) и "Сварочное производство" (де-кан кандидат технических наук В.И.Шейнин).           В октябре 1947 года начато проектирование нового комплекса зданий РИСХМа на окраине г. Ростова-на-Дону, в районе Андреевской рощи. Сегодня это центр города, а главный корпус ДГТУ, построенный по проекту архитектора И.Г. Бугрова – одно из его украшений, памятник архитектуры республиканского значения. Торжественная закладка пер-вого камня в фундамент главного корпуса РИСХМа была произведена 22 марта 1949 года.           Начало современной истории РИСХМа связано с открытием но-вых специальностей: «Автоматизация производственных процессов» (1960), «Приборы точной механики» (1959), «Машины и технология ли-тейного производства» (1960). Реорганизация структуры вуза: создание факультета "Технология машиностроения" и заочного факультета – по-зволила РИСХМу своевременно ответить на потребность промышленно-сти в подготовке инженерных кадров по новым специальностям.           В 1959 году на базе РИСХМа и "Ростсельмаша" был организован, один из первых в СССР завод-втуз, впоследствии ставший самостоятель-ным вузом (1984) - Ростовская государственная академия сельхозмаши-ностроения.           В 1973 году Л.В. Красниченко на посту ректора сменил Ю.В. Гриньков. В 1980 году ректором стал академик ВАСХНИЛ И.А. Долгов.           В этом же году за заслуги в деле развития высшего образования и в связи с 50-летием РИСХМ был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.           В 1983 году ректором РИСХМа стал Ю.А. Устинов, который осо-бое внимание уделил развитию в институте научных исследований, свя-занных с оборонными отраслями. С 1988 года ректором РИСХМа (с 1992 - ДГТУ) является Анатолий Андреевич Рыжкин.           1992 год является одной из наиболее значимых дат в истории вуза. Преобразование 24 декабря 1992 года Ростовского-на-Дону Ордена Трудового Красного Знамени Института сельскохозяйственного машино-строения в Донской государственный технический университет было ло-гическим завершением проводимой долгие годы в вузе работы и конста-тацией факта: ДГТУ - многопрофильное высшее техническое учебное заведение.           Сегодня ДГТУ – это 6000 студентов, 9 факультетов и более 40 специальностей высшего профессионального образования, технический лицей, колледж экономики, управления и права. Учебный процесс в ДГТУ ведут 650 преподавателей, 65% которых имеют ученые степени и зва-ния. В университете работают 65 докторов наук, профессоров.           Университет располагает шестью учебными и научно-производственными корпусами, специализированными классами и лабо-раториями. ДГТУ – крупнейший в регионе научно-исследовательский центр, штаб-квартира Южного отделения Российской академии техноло-гических наук, Северо-Кавказского отделения Российской академии про-блем качества и Южно-Российского отделения международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности.           Университет осуществляет научные программы совместно с ву-зами и научными учреждениями Великобритании, Германии, Польши, Индии, является членом международных научных образовательных ассо-циаций.           ДГТУ сегодня – это вуз, готовящий специалистов XXI века. Выпу-скник ДГТУ - это широко образованная, гармонично развитая личность, нацеленная на творчество и самообразование.

Кафедра специализации – «Машины и аппараты пищевых производств»


          Кафедра "Машины и аппараты пищевых производств" (МАПП) – одна из профилирующих кафедр Донского государственного техническо-го университета. Она была образована в 1990 году в связи с потребно-стью Ростовской области в специалистах по переработке сырья в пище-вые продукты. Она была создана на базе двух кафедр: "Сельскохозяйст-венные машины для кормопроизводства и животноводства" (СХМКЖ) и "Автоматизация сельскохозяйственного производства" (АСП). Выбор двух названных кафедр в качестве базовых объяснялся тем, что технологиче-ские процессы и машины для получения кормов подобны таким же про-цессам в пищевом производстве. Разница заключается в требовании к качеству исходного сырья и к конечным продуктам, а автоматизировать необходимо все процессы.           Существенный вклад в становление вышеназванных кафедр вне-сли бывшие заведующие: доктор технических наук, профессор И.Ф.Пикуза и доктор технических наук, профессор В.И.Фомин. Особенно интересными оказались исследования В.И.Фомина по получения пищевых белков из зелёных растений. Этим самым была создана научная и мето-дическая база для открытия кафедры МАПП. В течение 18 последних лет её возглавляет доктор технических наук, профессор И.А.Хозяев, который уже 30 лет работает на кафедре СХМКЖ, на базе которой и сформирова-лась данная кафедра.           Кафедра имеет филиалы в городах Ростовской области: Волго-донске и Таганроге. Обучение ведётся по очной и заочной формам.           Кафедра осуществляет подготовку специалистов следующих уровней:           Бакалавров по направлению 551800 "Технологические машины и оборудование". Срок обучения 4 года.           Дипломированный специалист (инженер) по специальности 170600 "Машины и аппараты пищевых производств". Срок обучения 5 лет.           Магистр по направлению 551822 "Машины и агрегаты пищевой промышленности" и по направлению 551823 "Процессы и аппараты пи-щевых производств". Срок обучения 6 лет. Обучение начинается после получения диплома бакалавра.           Кафедра готовит аспирантов по специальности 050213 "Машины и агрегаты пищевых производств", срок обучения 3 года (после получе-ния диплома инженера), а также докторантов по направлениям, близким к профилю работы кафедры (срок подготовки 3 года при наличии учёной степени кандидата технических наук). Кафедрой издан ряд учебников по направлению обучения.           На кафедре ведётся научно-исследовательская работа по двум направлениям:           разработка технологии и оборудования для переработки сель-скохозяйственного сырья на малых фермах разных форм собственности;           разработка формализованных методов прогнозирования надёж-ности машин и аппаратов пищевых производств.           Кафедра участвовала в региональной научно-исследовательской программе "Разработка и создание новых технологий и технических средств для АПК Северо-Кавказского региона", выполняя темы: "Разра-ботка унифицированных средств разгрузки зерна из автотранспорта, на токах, мобильных приёмных пунктах и погрузочных площадках", "Разра-ботка комплекса машин для механизации производственных процессов на малых фермах животноводческого направления на основе их платё-жеспособного спроса". По второму направлению в течение 1997-98 гг. кафедра получала финансирование от Министерства высшего и среднего специального образования Российской Федерации на выполнение темы: "Разработка методов прогнозирования надёжности агропромышленных технологических процессов и средств реализации на основе компьютер-ного статистического моделирования".           Результаты исследования по методам организации учебного процесса и НИР публикуются в журнале «Вестник ДГТУ», а также в тру-дах конференций различного уровня, проводимых в ДГТУ, в России и за рубежом.           Научно-исследовательскими и проектными центрами-партнёрами являются: специализированное конструкторское бюро по пищевым ма-шинам, г. Ростов-на-Дону, Ростовский завод продовольственного маши-ностроения, "Спецэлеватормельмаш", г. Ростов-на-Дону.           Преподавание на кафедре осуществляют два профессора, де-вять доцентов. Все имеют научные степени доктора или кандидата наук. Учебно-вспомогательный персонал - пять инженеров, обеспечивающих учебный процесс и научно-исследовательскую работу.           В структуру кафедры также входит научно-исследовательский отдел. Кадровый состав отдела состоит из пяти человек, двух кандидатов технических наук и трех инженеров. Все работы отдела ведутся в на-правлении создания линий для переработки зерна и получения хлебо-продуктов. Ряд выполненных разработок внедрены в хозяйствах Ростов-ской области и Краснодарского края. Например: трёхвальцовая мельница для зерна, линия по производству пряников, линии для бисквитов, линии для хлебобулочных предприятий малых форм. Всего отделом за послед-ние 10 лет получено 22 авторских свидетельства на созданные машины и линии.