Главная страница
Содержание
Download(627kb)
 
 

Цель работы: изучение конструкции и работы гидросистемы рулевого управления колесами зерноуборочного комбайна с моноблочным насосом-дозатором, её основных элементов. Получение навыков составления гидравлических схем гидросистем.


Принцип действия гидросистемы рулевого управления комбайна «Дон-1500Б»

Гидросистема рулевого управления предназначена для облегчения вождения комбайна. На комбайнах «Дон» используют гидрообъемное рулевое управление с гидравлическим усилителем потока. Она обладает следующими важными преимуществами перед обычными механическим и гидромеханическим управлениями: уменьшены масса конструкции и свободный ход сочленений в системе управления, а также упрощена компоновка системы.
Расположение узлов гидросистемы показано на рис. 1. Система включает в себя масляный бак (МБ) (рис. 2), шестеренный насос НШ-10Е-3 (НШ), предохранительный клапан (ПК), насос-дозатор НД-80, усилитель потока УП-120-3, два гидроцилиндра двустороннего действия (ГЦ), систему маслопроводов.
При работе гидросистемы происходит циркуляция жидкости по агрегатам и магистралям, образуя потоки, которые условно можно назвать: поток всасывания — магистраль 1; поток нагнетания — магистрали 2, 3 и 4; поток управления — магистрали 5 и 6; поток усиления — магистрали 7 и 8; поток слива — магистраль 9,10 и 11.


Рисунок 1 — монтажная схема гидросистемы рулевого управления
1 — насос дозатор НД-80; 2 — предохранительный клапан;
3 — насос НШ-10Е-3; 4 — масляный бак; 5 и 6 — гидроцилиндры поворота управляемых колёс; 7 — усилитель потока УП-120-3.


Рисунок 2 — схема гидросистемы рулевого управления
1 — магистраль всасывания, 2, 3 и 4 — магистраль нагнетания;
5 и 6 — магистрали управления: 7 и 8 — магистрали усиления; 9, 10 и 11 — магистрали слива; МБ — масляный бак; ПК — предохранительный клапан.

Рассмотрим один из случаев, когда рулевое колесо поворачивается вправо, насос НШ -10Е-3 работает. В этом случае насос-дозатор подает жидкость в правую торцевую полость распределителя из левой, золотник перемещается влево, преодолевая сопротивление центрирующей пружины. Правая торцевая полость расп­ределителя соединяется с бесштоковой полостью гидроцилиндра поворота колес, а штоковая полость через распределитель соединяется со сливой. Нагнетаемая насосом НШ-10Е-З жидкость, через левую торцевую полость распределителя поступает в насос-дозатор, из которого через правую торцевую полость попадает в бесштоковую полость гидроцилиндра. Управляемые колеса поворачиваются против часовой стрелки. Поворот колес будет происходить до тех пор, пока к рулевому колесу водитель будет прикладывать усилие. После прекращения воздействия на рулевое колесо, давление в левой торцевой полости распределителя станет больше, чем в правой, золотник под действием центрирующих пружин переместится в нейтральное положение. Полости гидроцилиндра будут заперты, жидкость от насоса пойдет на слив.
Аналогично гидросистема рулевого управления будет работать при повороте рулевого колеса влево.
В случае отказа шестеренного насоса или при буксировании комбайна с неработающим двигателем насос-дозатор действует как ручной насос и перекачивает масло из одной полости гидроцилиндров в другую.