Цель работы: изучение
конструкции и работы гидросистемы рулевого управления колесами
зерноуборочного комбайна с моноблочным насосом-дозатором, её основных
элементов. Получение навыков составления гидравлических схем
гидросистем.
Принцип действия гидросистемы рулевого управления комбайна
«Дон-1500Б»
Гидросистема рулевого управления
предназначена для облегчения вождения комбайна. На комбайнах «Дон»
используют гидрообъемное рулевое управление с гидравлическим
усилителем потока. Она обладает следующими важными преимуществами
перед обычными механическим и гидромеханическим управлениями:
уменьшены масса конструкции и свободный ход сочленений в системе
управления, а также упрощена компоновка системы.
Расположение узлов гидросистемы показано на рис. 1.
Система включает в себя масляный бак (МБ) (рис. 2),
шестеренный насос НШ-10Е-3 (НШ), предохранительный клапан (ПК),
насос-дозатор НД-80, усилитель потока УП-120-3, два гидроцилиндра
двустороннего действия (ГЦ), систему маслопроводов.
При работе гидросистемы происходит циркуляция жидкости
по агрегатам и магистралям, образуя потоки, которые условно можно
назвать: поток всасывания — магистраль 1; поток нагнетания —
магистрали 2, 3 и 4; поток управления — магистрали 5 и 6; поток
усиления — магистрали 7 и 8; поток слива — магистраль
9,10 и 11.
Рисунок 1 — монтажная схема гидросистемы рулевого управления
1 — насос дозатор НД-80; 2 — предохранительный клапан;
3 — насос НШ-10Е-3; 4 — масляный бак; 5 и 6 — гидроцилиндры поворота управляемых колёс; 7 — усилитель потока УП-120-3.
Рисунок 2 — схема гидросистемы рулевого управления
1 — магистраль всасывания, 2, 3 и 4 — магистраль нагнетания; 5 и 6 — магистрали управления: 7 и 8 — магистрали усиления;
9, 10 и 11 — магистрали слива; МБ — масляный бак; ПК — предохранительный клапан.
Рассмотрим один из случаев, когда рулевое колесо поворачивается вправо, насос НШ -10Е-3 работает.
В этом случае насос-дозатор подает жидкость в правую торцевую полость распределителя из левой, золотник перемещается влево, преодолевая сопротивление центрирующей пружины.
Правая торцевая полость распределителя соединяется с бесштоковой полостью гидроцилиндра поворота колес,
а штоковая полость через распределитель соединяется со сливой. Нагнетаемая насосом НШ-10Е-З жидкость,
через левую торцевую полость распределителя поступает в насос-дозатор, из которого через правую торцевую полость попадает в бесштоковую полость гидроцилиндра.
Управляемые колеса поворачиваются против часовой стрелки. Поворот колес будет происходить до тех пор, пока к рулевому колесу водитель будет прикладывать усилие.
После прекращения воздействия на рулевое колесо, давление в левой торцевой полости распределителя станет больше, чем в правой, золотник под действием центрирующих пружин переместится в нейтральное положение.
Полости гидроцилиндра будут заперты, жидкость от насоса пойдет на слив.
Аналогично гидросистема рулевого управления будет работать при повороте рулевого колеса влево.
В случае отказа шестеренного насоса или при буксировании комбайна с неработающим двигателем насос-дозатор действует как ручной насос и перекачивает масло из одной полости гидроцилиндров в другую.
|