Практические занятия по экологии
РАСЧЕТ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ
ПОДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
В расчете рассматривается пять
загрязняющих веществ: оксид углерода (СО), углеводороды (СН), оксиды азота (в
пересчете на диоксид азота NO2),
сажа (С) и соединения свинца (Рb), диоксиды серы (SO2). Для автомобилей с карбюраторными двигателями рассчитывается
выброс СО, СН, NO2 и Pb, для автомобилей с
дизельными двигателями - СО, СН, NO2 и С [1].
Выброс i–го
вещества одним автомобилей К-й группы в день при выезде с территории АТП M’iк и возврате M”iк рассчитывают соответственно по формулам:
M’’iк = mLiк . L2+ mХХiк . tХХ2, г
(3.2)
где mПРiк - удельный выброс i -го вещества при прогреве двигателя автомобиля К-й группы, г/мин;
mLiк - пробеговый выброс i-го вещества
при движении автомобиля по территории АТП с относительно постоянной скоростью,
г/км;
mХХiк - удельный
выброс i -го компонента пря работе двигателя на
холостом ходу, г/мин;
tПР - время прогрева двигателя, мин.;
L1 , L2 - пробег по
территории АТП одного автомобиля в день при выезде (возврате), км;
tХХ1, tХХ2 - время
работы двигателя на холостом ходу при выезде (возврате) на территорию АТП, мин.
Массовый
выброс продуктов неполного сгорания при прогреве двигателя в данном случае величина
непостоянная, по мере прогрева двигателя выбросы СО, СН и С уменьшаются; mПРiк должен отражать интегральную оценку выброса
за время tпр. Выбросы NO2 на этом режиме незначительны.
Скорость движения автомобилей по
территории АТП составляет 10-20 км/ч, нагрузка практически отсутствует, поэтому
основную часть выброса также составляют продукты неполного сгорания (СО, СН,
С).
Значения mПРiк, mLiк и mХХiк для различных групп автомобилей приведены в табл. 3.1 - 3.5. Приведенные
в таблицах значения отражают категорию автомобилей, структуру парка по грузоподъемности
и пассажировместимости, тип двигателя и используемое топливо, организацию контроля
содержания вредных веществ в отработавших газах, период года.
Периоды
года (холодный, теплый, переходный) условно определяются по величине среднемесячной
температуры. Месяцы, в которых среднемесячная температура ниже -5°С относятся к
холодному периоду, месяцы со среднемесячной температурой выше +5°С - к теплому
периоду, а с температурой от -5°С до +5°С - к переходному. Для АТП, находящихся
в разных климатических зонах, продолжительность условных периодов будет
разной. Влияние периода года учитывается только для выезжающих автомобилей.
Пробег автомобиля К-ой группы по
территории АТП в день определяется путем замера пути (L1), проходимого автомобилем от центра площадки, выделенной для
стоянки данной группы автомобилей, до выездных ворот (при выезде) и от въездных
ворот до центра стоянки (L2) при въезде.
Таблица 3.1
Удельные выбросы загрязняющих веществ легковыми
автомобилями при хранении на закрытых стоянках
Вид выброса |
Обозначение выбросов |
Загрязняющее вещество |
||
СО |
СН |
NO2 |
||
Удельный выброс при прогреве ДВС, г/мин |
mПРiк |
5,0 |
0,7 |
0,05 |
Удельный выброс при
работе ДВС на холостом ходу, г/мин. |
mХХiк |
4,5 |
0,4 |
0,05 |
Пробеговый выброс
при движении со скоростью 10-20 км/ч, г/км |
mLiк |
17,0 |
1,7 |
0,4 |
Пробеговый выброс
при движении по пандусу (спуск), г/км |
mПiк |
4,5 |
0,4 |
0,05 |
Пробеговый выброс
при движении по пандусу (подъем), г/км |
mПiк |
20,0 |
1,5 |
3,0 |
Таблица 3.2
Удельные выбросы загрязняющих веществ легковыми автомобилями
при хранении на открытых стоянках
Вид выброса |
Обозначение выбросов |
Загрязняющее вещество |
|||||
СО |
СН |
NOx |
|||||
Теп. период |
Хол. период |
Теп. период |
Хол. период |
Теп. период |
Хол. период |
||
Удельный выброс при прогреве ДВС, г/мин |
mПРiк |
5,0 |
9,1 |
0,4 |
1,0 |
0,05 |
0,1 |
Удельный выброс при работе ДВС на холостом ходу,
г/мин |
mХХiк |
4,54 |
4,5 |
0,4 |
0,4 |
0,05 |
0,05 |
Пробеговый выброс при движении со скоростью 10-20
км/ч, г/км |
mLiк |
17,0 |
21,3 |
1,7 |
2,5 |
0,4 |
0,3 |
Таблица 3.3
Пробеговый выброс загрязняющих веществ грузовыми
автомобилями
Грузоподъемность, кг |
Тип двигателя |
Пробеговый выброс
загрязняющего вещества, г/мин |
|||||||
СО |
СН |
NO2 |
С |
||||||
Тепл. |
Хол. |
Тепл. |
Хол. |
Тепл. |
Хол. |
Тепл. |
Хол. |
||
q £ 1000 |
Карбюр. |
19,6 |
24,3 |
3,5 |
4,2 |
0,4 |
0,3 |
- |
- |
1000 £ q £ 3000 |
Карбюр. |
27,6 |
34,4 |
4,9 |
6,0 |
0,6 |
0,5 |
- |
- |
Дизель. |
3,2 |
3,9 |
0,5 |
0,7 |
2,5 |
2,3 |
0,2 |
0,3 |
|
3000 £ q £ 6000 |
Карбюр. |
47,4 |
59,3 |
8,5 |
10,3 |
1,0 |
0,8 |
- |
- |
Дизель. |
4,1 |
5,0 |
0,7 |
0,9 |
3,0 |
2,4 |
0,2 |
0,3 |
|
q ³ 6000 |
Карбюр. |
55,3 |
68,8 |
9,9 |
11,9 |
1,2 |
0,9 |
- |
- |
Дизель. |
5,1 |
6,2 |
0,9 |
1,1 |
3,5 |
2,7 |
0,2 |
0,3 |
|
Автопоезда q ³ 10000 |
Карбюр. |
79,0 |
98,8 |
10,2 |
12,4 |
1,8 |
1,4 |
- |
- |
Дизель. |
7,5 |
9,3 |
1,1 |
1,3 |
4,5 |
3,5 |
0,3 |
0,4 |
Примечание:
1). Для газобаллонных автомобилей пробеговые выбросы СО, СН должны
умножаться на коэффициенты 0,51 и 0,59 соответственно.
2). В переходный период значения выбросов СО, СН и С должны умножаться на
коэффициент 0,9 от значений холодного периода. Выбросы NOx равны выбросам в холодный период.
Таблица 3.4
Удельные выбросы загрязняющих
веществ грузовыми автомобилями в
процессе прогрева двигателя
Грузоподъемность, кг |
Тип двигателя |
Удельный выброс загрязняющего вещества, г/мин |
|||||||
СО |
СН |
NO2 |
С |
||||||
Тепл. |
Хол. |
Тепл. |
Хол. |
Теп. |
Хол. |
Тепл. |
Хол. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
q £ 1000 |
Карбюр. |
4,5 |
9,1 6,2 |
0,4 |
1,0 0,65 |
0,05 |
0,1 0,05 |
- |
- |
1000 £ q £ 3000 |
Карбюр. |
8,1 |
21,8 14,2 |
1,6 |
3,6 2,4 |
0,1 |
0,2 0,1 |
- |
- |
Дизель. |
1,54 |
2,36 1,91 |
0,2 |
0,5 0,32 |
0,45 |
0,65 0,45 |
0,01 |
0,08 0,05 |
|
3000 £ q £ 6000 |
Карбюр. |
18,1 |
44,5 26,1 |
2,9 |
8,7 5,4 |
0,2 |
0,3 0,2 |
- |
- |
Дизель. |
2,8 |
4,37 3,6 |
0,3 |
0,8 0,54 |
0,62 |
0,84 0,62 |
0,03 |
0,21 0,12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Q ³ 6000 |
Карбюр. |
23,4 |
57,2 33,8 |
3,3 |
9,1 6,3 |
0,2 |
0,3 0,2 |
- |
- |
Дизель. |
2,9 |
8,18 5,3 |
0,4 |
1,1 0,7 |
1,0 |
2,0 1,0 |
0,04 |
0,35 0,18 |
|
Автопоезда q ³ 10000 |
Карбюр. |
18,1 |
44,5 26,1 |
2,9 |
8,7 5,4 |
0,2 |
0,3 0,2 |
- |
- |
Дизель. |
2,9 |
8,18 5,3 |
0,4 |
1,1 0,7 |
1,0 |
2,0 1,0 |
0,04 |
0,35 0,18 |
Примечание:
1). Для холодного периода года вверху ячейки приведены данные для
автомобилей, хранящихся на открытых площадках без средств подогрева, а внизу –
при наличии средств подогрева.
2). В переходный период значения выбросов СО, СН и С должны умножаться на
коэффициент 0,9 от значений холодного периода. Выбросы NO2 равны выбросам в холодный
период.
3). Для газобаллонных автомобилей пробеговые выбросы СО, СН должны
умножаться на коэффициенты 0,51 и 0,59 соответственно.
Таблица 3.5
Удельные выбросы загрязняющих
веществ при работе двигателя грузового автомобиля на
холостом ходу
Грузоподъемность
грузового автомобиля |
Тип ДВС |
Удельный выброс
загрязняющего вещества, г/мин |
|||
СО |
СН |
NO2 |
С |
||
q £ 1000 |
Карбюр. |
4,5 |
0,4 |
0,05 |
- |
1000 £ q £ 3000 |
Карбюр. |
8,1 |
1,6 |
0,1 |
- |
Дизель. |
1,54 |
0,2 |
0,45 |
0,01 |
|
3000 £ q £ 6000 |
Карбюр. |
18,1 |
2,9 |
0,2 |
- |
Дизель. |
2,8 |
0,3 |
0,62 |
0,03 |
|
q ³ 6000 |
Карбюр. |
23,4 |
3,3 |
0,2 |
- |
Дизель. |
2,9 |
0,3 |
1,0 |
0,04 |
|
Автопоезд q ³ 10000 |
Карбюр. |
18,1 |
2,9 |
0,2 |
- |
Дизель. |
2,9 |
0,3 |
1,0 |
0,04 |
Выбросы
загрязняющих веществ при прогреве и работе двигателя на холостом ходу автомобилями
с бензиновыми и дизельными двигателями (табл. 3.1, 3.3, 3.5) соответствуют
ситуации, когда на АТП не проводится работа по контролю токсичности ОГ в
соответствии с ГОСТ 17.2.2.03-87 и ГОСТ 21393-75. При проведении контроля
удельный выброс СО, СН и С снижается, поэтому значения mПРiк и mХХiк (табл. 3.1, 3.4) должны пересчитываться
по формулам:
m’ХХiк = mХХiк . Кi , г/мин
(3.4)
Значения коэффициентов, учитывающих снижение
выброса СО, СН, С при контроле содержания загрязняющих веществ в отработавших
газах автомобилей с дизельными двигателями
Вид контроля |
Значения
коэффициентов (Кi) |
||||
СО |
С |
СН |
|||
Бензиновые |
Дизельные
|
Дизельные |
Бензиновые |
Дизельные |
|
Контроль при ТО2 |
0,88 |
0,83 |
0,87 |
0,86 |
0,79 |
Контроль при выпуске на линию |
0,72 |
- |
- |
0,7 |
- |
Контроль
токсичности отработавших газов автомобилей при выпуске (возврате) на линию на специальных контрольно-регулировочных
пунктах (КРП) позволяет добиться более существенного снижения выброса СО и СН
при работе двигателя на холостом ходу, чем только при ТО2. Проверке при этом
подлежит не менее 3-5% автомобилей, выпускаемых на линию ежедневно, т.е. каждый
автомобиль проверяется не реже 1 раза в месяц.