КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебно-методический комплекс
Ю. М. Наследников, А. Я. Шполянский, А. П. Кудря, А. Г. Стибаев. |
|
Структурно-содержательный тест для повторения и задания
7.1. Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека в глобальном масштабе опирается на двухстороннее взаимодействие антропного принципа (1) и принципа глобального эволюционизма (2). Поставьте в соответствие данным принципам их краткие характеристики, приведенные ниже. А. Даже незначительное отклонение значения любой из фундаментальных (мировых) констант приводит к невозможности появления во Вселенной высокоупорядоченных структур, в том числе, и человека. Б. Распространяет развитие на все сферы бытия, устанавливая связь между неживой, живой и социальной материей. Принцип, провозглашающий единство эволюционирующего Космоса.
7.2. Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания включает в себя «понятийную сетку» истинного предназначения ноосферы – коэволюции человека и биосферы, а также синергетики как совокупности наук о взаимопроникновении Порядка и Хаоса и изучении общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых неравновесных системах. А. Обозначает «коллективное действие» и акцентирует внимание на кооперативности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. Декларирует идею сотрудничества различных дисциплин (наук) в рамках совершающегося в естествознании и в общем научном познании глобального эволюционного синтеза. Б. Неустойчивость и неравновесность определяют развитие систем, т.е. последние непрестанно флуктуируют. В особой точке бифуркации (критическое состояние) флуктуации достигают такой силы, что организация системы разрушается. Разрешением кризисной ситуации является быстрый переход диссипативной системы на новый, более высокий уровень упорядоченности, который получил название диссипативной структуры. Это и есть акт самоорганизации системы. В. Эволюция большинства систем носит нелинейный характер, т.е. для такого типа систем всегда существует несколько возможных вариантов развития. Возникновение структур нарастающей сложности в рамках нелинейной динамики не случайность, а закономерность. Необратимость, неопределенность и нелинейность встроены в механизм эволюции.
7.3. Среди указанных ниже направлений развития цивилизации отберите направления, характерные для информационно-образовательной цивилизации. А. Среди трудовых навыков умение обрабатывать информацию становится первостепенным. Повышается значимость фундаментального образования. Б. Среди трудовых навыков важную роль играет специализированное знание, умение выполнять определенную операцию в трудовом конвейере. В. Формируется целостная культура человеческого общества в рамках триады: «целостность природы – целостность культуры – целостность человеческой личности» как перспектива духовного совершенствования человечества. Г. Профориентированное обучение создает техносферу, которая, создавая «комфортные условия» одному виду “homosapiens”, губит всё живое. Д. Возрастает роль интеллекта человеческой цивилизации на основе непрерывного образования и самообразования интеллектуальной культуры разумной личности.
|
|