КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ    
 Учебно-методический комплекс
 Ю. М. Наследников, А. Я. Шполянский, А. П. Кудря, А. Г. Стибаев.
 Главная|  О курсе|   Содержание|   Скачать архив


7.2  На эволюционно-диалектическом пути к целостной культуре
информационно-образовательной цивилизации.

 

 

Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания играет важную роль и в эволюционно-диалектическом движении человечества к целостной культуре информационно-образовательной цивилизации.

С одной стороны продолжается бифуркационное ветвление культуры на основе культур наций и регионов, культов и этносов, а также на основе деления на развитые и развивающие экономики. В то же время глобализация экономики, информации и экологии, как науки о ценности природы, задает кооперативное взаимодействие всех культур в целостную структуру культуры, как единого целого на основе коэволюции природных систем и человека в ноосферу.

Глубоко был прав французский философ и палеонтолог Пьер Тийяр-де-Шарден, считавший человека осью и вершиной эволюции. Как писал В.И.Вернадский: «Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого». Современные философы всё больше склоняются к точке зрения философа XIX века П.А.Флоренского, представителя русского космизма – фундаментальной характеристикой нового этапа развития биосферы может быть только духовность, она составляет основы ноосферы.

Итак, с одной стороны целостность культуры стратегически нестабильного XXI века должна формироваться на основе эколого-социальной этики в тесном пересечении с биоэтикой, а с другой стороны базисом целостной культуры информационно-образовательной цивилизации очевидно может быть интеллектуальная сфера культуры    как способность личности к непрерывному образованию и развитию, длящемуся всю сознательную жизнь человека.

Кооперативное взаимодействие интеллектов разумных личностей и задает интеллект наций  и наконец, интеллект коллективного разума всей человеческой цивилизации. Перспектива духовного совершенствования человечества задается триадой целостной культуры человеческого общества: целостность природы –  целостность культуры – целостность человеческой личности.

Среди трудовых навыков умение обрабатывать информацию, которая все мене ограничивается как государством, так и корпорациями, становится первостепенным. Повышается значимость фундаментального образования. Возрастает роль интеллекта человеческой цивилизации на основе непрерывного образования и самообразования интеллектуальной культуры каждой разумной личности. Только интеллект всей человеческой цивилизации позволит пройти человечеству в XXI веке путь между «Сциллой и Харибдой», между пропастью, разделяющей имущих и неимущих, между опасностью самоуничтожения, особенно при попытке решения межгосударственных проблем и проблем международного и группового терроризма с помощью создаваемой системы вооружения и экологической, геологической и космической опасностями.

Исходя из понятия цикла, как основы мироздания, надо осознать,  что истоки всех наук и сфер интеллектуальной культуры в общем зародыше теоретического мышления античного периода, которое точнее называть не философией и даже не космологической религией, а        именно натурфилософией. Глобальная экологическая стратегия естественнонаучного мышления задает фундамент  построения здания «натурфилософии компьютерной эпохи».

Американский философ и языковед  Дж.Сёрль доказывает, что дедуктивной логики практического разума не существует  даже в том ограниченном смысле, в котором мы находим возможным существование дедуктивной логики теоретического знания. Именно с этой точки зрения особое значения на наш взгляд, приобретает экологическая социализация индивида, а также поиски «пересечения» секулярного и сакрального мышлений в духовном становлении личности и в эстетике его мышления.

В «социальной инженерии» нам представляется важным постепенное преодоление особой роли не только «технократии», но и «меритократии» на основе «философии общей судьбы» не только в рамках корпоративного мышления, но и в глобальном масштабе  осознания социально-философского и экологического значения понятия общей судьбы в социокультурном аспекте этики и эстетики проживания в общей коммунальной квартире человечества на планете Земля. Натурфилософия приобретает лидирующее положение в формировании целостной культуры информационно-образовательной цивилизации.

 

Назад| Содержание| Вперед




 Главная|   О курсе|   Содержание|   Скачать архив