КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебно-методический комплекс
Ю. М. Наследников, А. Я. Шполянский, А. П. Кудря, А. Г. Стибаев. |
|
7.2 На эволюционно-диалектическом пути к целостной культуре
Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания играет важную роль и в эволюционно-диалектическом движении человечества к целостной культуре информационно-образовательной цивилизации. С одной стороны продолжается бифуркационное ветвление культуры на основе культур наций и регионов, культов и этносов, а также на основе деления на развитые и развивающие экономики. В то же время глобализация экономики, информации и экологии, как науки о ценности природы, задает кооперативное взаимодействие всех культур в целостную структуру культуры, как единого целого на основе коэволюции природных систем и человека в ноосферу. Глубоко был прав французский философ и палеонтолог Пьер Тийяр-де-Шарден, считавший человека осью и вершиной эволюции. Как писал В.И.Вернадский: «Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого». Современные философы всё больше склоняются к точке зрения философа XIX века П.А.Флоренского, представителя русского космизма – фундаментальной характеристикой нового этапа развития биосферы может быть только духовность, она составляет основы ноосферы. Итак, с одной стороны целостность культуры стратегически нестабильного XXI века должна формироваться на основе эколого-социальной этики в тесном пересечении с биоэтикой, а с другой стороны базисом целостной культуры информационно-образовательной цивилизации очевидно может быть интеллектуальная сфера культуры как способность личности к непрерывному образованию и развитию, длящемуся всю сознательную жизнь человека. Кооперативное взаимодействие интеллектов разумных личностей и задает интеллект наций и наконец, интеллект коллективного разума всей человеческой цивилизации. Перспектива духовного совершенствования человечества задается триадой целостной культуры человеческого общества: целостность природы – целостность культуры – целостность человеческой личности. Среди трудовых навыков умение обрабатывать информацию, которая все мене ограничивается как государством, так и корпорациями, становится первостепенным. Повышается значимость фундаментального образования. Возрастает роль интеллекта человеческой цивилизации на основе непрерывного образования и самообразования интеллектуальной культуры каждой разумной личности. Только интеллект всей человеческой цивилизации позволит пройти человечеству в XXI веке путь между «Сциллой и Харибдой», между пропастью, разделяющей имущих и неимущих, между опасностью самоуничтожения, особенно при попытке решения межгосударственных проблем и проблем международного и группового терроризма с помощью создаваемой системы вооружения и экологической, геологической и космической опасностями. Исходя из понятия цикла, как основы мироздания, надо осознать, что истоки всех наук и сфер интеллектуальной культуры в общем зародыше теоретического мышления античного периода, которое точнее называть не философией и даже не космологической религией, а именно натурфилософией. Глобальная экологическая стратегия естественнонаучного мышления задает фундамент построения здания «натурфилософии компьютерной эпохи». Американский философ и языковед Дж.Сёрль доказывает, что дедуктивной логики практического разума не существует даже в том ограниченном смысле, в котором мы находим возможным существование дедуктивной логики теоретического знания. Именно с этой точки зрения особое значения на наш взгляд, приобретает экологическая социализация индивида, а также поиски «пересечения» секулярного и сакрального мышлений в духовном становлении личности и в эстетике его мышления. В «социальной инженерии» нам представляется важным постепенное преодоление особой роли не только «технократии», но и «меритократии» на основе «философии общей судьбы» не только в рамках корпоративного мышления, но и в глобальном масштабе осознания социально-философского и экологического значения понятия общей судьбы в социокультурном аспекте этики и эстетики проживания в общей коммунальной квартире человечества на планете Земля. Натурфилософия приобретает лидирующее положение в формировании целостной культуры информационно-образовательной цивилизации.
|
|