КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ    
 Учебно-методический комплекс
 Ю. М. Наследников, А. Я. Шполянский, А. П. Кудря, А. Г. Стибаев.
 Главная|  О курсе|   Содержание|   Скачать архив


2.1. Физика в контексте интеллектуальной культуры


Включив в физику астрофизику и космологию, мы естественно раздвигаем ее границы, охватывая все структурные уровни организации материи, все фундаментальные взаимодействия, пространственно-временные отношения, а также динамические и статические закономерности природы. Принципы и законы современной физики приобретают фундаментальное значение в познании Вселенной и феномена Человека, как голограммы Вселенной.

Физика в контексте интеллектуальной культуры в определенной степени приобретает в сакральной книге Мира (Универсума) свой первоначальный Аристотелевский смысл общенаучного познания Природы (греч. «фюзис» - природа). С другой стороны возрастает и трансляционная функция физической науки, в основе которой лежит значительная всеобщность физических основ измерения в естествознании и технике, а также тесная взаимосвязь физики с философией и методологией науки.

Это позволяет дать определение физике, как науке о наиболее общих структурных уровнях материи, фундаментальных взаимодействиях, пространственно-временных соотношениях, динамических и статических закономерностях Природы, единой теории поля, а, следовательно, как науке о наиболее общих явлениях, законах и принципах познания Природы.

В частном смысле, опираясь на механистическую, релятивистскую и квантово-полевую исследовательские программы, физику можно определить, как науку о движении физических тел, их взаимодействиях и взаимопревращениях, о состояниях на всех структурных уровнях организации неживой материи.

При этом под физическими телами, очевидно, надо понимать все микро-, макро- и мегаобъекты, а под состояниями «объект плюс окружение», сложные понятия: микро-, макро- и мегасостояния.

Не потерял актуальности возникший во второй половине XX-го века спор между «лириками» и «физиками», так как в техногенной цивилизации достижения физики и других естественных наук не только создали «комфортные» условия существования цивилизации и указали на космические, геологические и экологические опасности, но способствовали «технократическому» мышлению покорения природы и созданию технологий не только на пользу, но и во вред человеку, особенно в опасной гонке вооружений.

Разрешение этого спора лежит в понимании, что за все проблемы прогресса и регресса цивилизации ответственен человек действующий, опирающийся на культуру или на антикультуру и проявляющий себя в предметно-практических функциях интеллектуальной сферы культуры.





Назад| Содержание| Вперед




 Главная|   О курсе|   Содержание|   Скачать архив