Структурно-содержательный тест для повторения и задания
к разделу 1
1.1. Ключевым понятиям предмета курса «Концепции современного естествознания», указанным в левой колонке, подберите соответствующие им определения, приведенные в правой колонке.
1. Концепция
2. Трансдисциплинарность
3. Естествознание
4. Наука
5. Модели
|
А. Означает более высокий уровень универсальности по сравнению с междисциплинарной кооперацией.
Б. Важнейший элемент духовной культуры. Буквально означает знание. Целью и высшей ценностью является поиск истины о явлениях и законах окружающего нас мира неживой, живой и социальной материи, о роли и предназначении Человека на Земле и в Космосе.
В. Основополагающая идея, система взглядов по тому или иному вопросу, явлению.
Г. «Суррогаты», образцы, представления о них, заменяющие в конструктивно-теоретических и эмпирических исследованиях реальные объекты, явления и процессы.
Д. Наука о явлениях и законах природы, направления на поиск сущности природы; совокупность наук о природе, взятая как целая.
|
1.2. Ключевым понятиям интеллектуальной культуры личности, указанным в левой колонке, подберите соответствующие им краткие характеристики, приведенные в правой колонке.
1. Интеллект
2. Культура
3. Личность
4. Информация
5. Творчество
|
А. Рациональное (разумное) познание мира, задающее «рациональность в действии».
Б. В активном созидательном плане потребность и способность творить совершенства в самых несхожих ситуациях, самопорождение ценностей.
В. В самом общем смысле совокупность материальных и духовных ценностей.
Г. В самом широком смысле понятия определенная упорядоченная форма взаимодействия между объектами или субъектами (исследователями) и объектами, мера организованности систем, способ коммуникации субъектов.
Д. В самом общем смысле социокультурный, социопсихологический индивид.
|
1.3. Все сегменты интеллектуальной сферы культуры опираются на кооперативное взаимодействие «знания» и «рациональности в действии». Сегментам интеллектуальной культуры, указанным в левой колонке, подберите краткие характеристики их совокупного исторического объема знаний, приведенные в правой колонке.
1. Гуманитарная культура
2. Естественно-научная культура
3. Информационно-коммуникативная культура
4. Социально-экономическая культура
5. Технологическая культура
|
А. Совокупный исторический объём знания философии, религиоведения, культурологии, юриспруденции, этики и эстетики, искусствоведения и других гуманитарных наук.
Б. Совокупный исторический объем знания о мастерстве, ремеслах, машинах, приборах и аппаратах, о физических, химических, геологических, биологических и информационных технологиях; об эволюционно-технологической модернизации всех сфер экономики.
В. Совокупный исторический объем знания естественных наук о микро- макро- и мегамирах, о взаимодействии бытия с природой, о законах ноогенеза – превращения биосферы в ноосферу.
Г. Совокупный исторический объем знания социологии, политологии и экономики, финансов и кредита, бизнеса и социально-экономического планирования, рынков и торговли, предпринимательства и коммерции, рекламы, корпоративной культуры и PR.
Д. Совокупный исторический объем знания математики, языкознания и информатики, традиций и инноваций в сфере образования, творчества в создании и развитии знаковой (символьной) и образной системы информации.
|
1.4 Ключевые понятия научного метода, указанные ниже, сгруппируйте на две группы эмпирических (1) и теоретических (2) методов.
А. Наблюдение. Б. Абстрагирование. В. Анализ. Г. Сравнение.
Д. Конкретизация. Е. Индукция. Ж. Дедукция. З. Обобщение.
И. Синтез. К.Эмпирическое моделирование. Л. Идеализация.
М. Формализация. Н.Теоретическое моделирование. О. Описание.
П. Измерение. Р. Эксперимент. С. Систематизация.
1.5 Основным моделям развития науки в ХХ веке, указанным в левой колонке, поставьте в соответствии их краткие характеристики, приведенные в правой колонке.
1. Парадигмальная концепция
2. Концепция методологии исследовательских программ
|
А. Парадигма (образец) определяет тенденцию развития научных исследований. Развитие знаний в рамках парадигмы – «понятийной сетки, через которую ученые рассматривают мир» на том или ином этапе развития науки, получило название «нормальной науки»; смена парадигм – «научная революция».
Б. Развитие науки должно осуществляться на основе рационального выбора и конкуренции научно-исследовательских программ. Вытеснение одной программы другой есть «научная революция».
|
1.6. Циклу, как основе всего мироздания, поставьте в соответствующую последовательность основные этапы цикла, указанные ниже:
А. Эволюция
Б. Катастрофа
В. Кризис
Г. Переходные состояния к новому этапу эволюции
1.7 В общей периодизации истории естествознания поставьте в соответствии эпохи естествознания, указанные в левой колонке, их временным периодам (интервалам), приведенным в правой колонке.
1. Эпоха натурфилософии
2. Эпоха средневековой схоластики и раннего Ренессанса
3. Эпоха механистического естествознания
4. Эпоха эволюционных идей в естествознании
5. Эпоха зарождения неклассического естествознания
6. Эпоха современного естествознания
|
А. (с II в. до 2-ой половины XVI в.)
Б. (XIX в.)
В. (с VI в. до н.э. до II в. н.э.)
Г. (2-ая половина XVI-XVIII вв.)
Д. (конец XIX – начало XX вв.)
Е. (ХХ – начало XXI вв.)
|
1.8 Эпохам натурфилософии (1) и средневековой схоластики, включая и ранний Ренессанс (2), поставьте в соответствие основные концептуальные программы естествознания данных эпох, приведенные ниже:
А. Субстанциональная концептуальная программа первоначал мира.
Б. Концептуальная программа схоластического антропоцентризма.
В. Корпускулярная (атомистическая) концептуальная программа.
Г. Концепция «любовного» (эмпирического) познания Природы как познания божественного творения Мира.
Д. Континуалистская концептуальная научная программа.
Е. Концепция «натуральной магии» («Фаустовский факел» Ренессанса).
Ж. Геоцентрическая картина Мира.
1.9 Эпохам механического естествознания (1) и эволюционных идей в естествознании (2) поставьте в соответствие основные концептуальные программы естествознания данных эпох, приведенные ниже:
А. Гелиоцентрическая картина мира и концепция множественности миров.
Б. Становление механистической физической исследовательской программы и на ее основе классического естествознания.
В. Концептуальная программа взаимодействия природных катастроф и геологического эволюционизма.
Г. Концептуальная научная программа биологической эволюции особей (организмов) и их видов.
Д. Концепция химического элемента и становление учения о составе химических соединений.
Е. Концепция бинарной биологической номенклатуры в терминах рода и вида. Принцип иерархического соподчинения таксонов.
Ж. Развитие учения о составе химических соединений на основе концепции атомно-молекулярного строения вещества.
З. Концепция клеточного строения организмов и растений.
И. Концептуальная научная программа равновесной термодинамики.
К. Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева.
Л. Становление структурной химии.
1.10 Эпохам зарождения неклассического естествознания (1) и современного естествознания (2) поставьте в соответствие основные концептуальные программы физики данных эпох, приведенные ниже:
А. Континуальная (полевая) концепция классической электродинамики.
Б. Концепция статистической физики.
В. Концепция корпускулярно-волнового дуализма микрочастиц (материи).
Г. Становление релятивистской исследовательской физической программы в рамках специальной теории относительности.
Д. Развитие релятивистской исследовательской физической программы и включение в программу общей теории относительности.
Е. Квантовая концепция электромагнитного излучения и поглощения. Квантовая (квазиклассическая теория атома).
Ж. Становление и развитие квантово-полевой исследовательской физической программы.
З. Становление и развитие современной физической исследовательской программы - единой теории поля.
И. Космологическая теория «Большого взрыва». Космоцентрическая картина мира.
1.11. Эпохам зарождения неклассического естествознания (1) и современного естествознания (2) поставьте в соответствие основные концептуальные программы химии данных эпох, приведенные ниже:
А.Концепция термодинамической химии.
Б. Развитие учения о составе на основе Периодического закона химических элементов.
В. Электронная теория химических связей и развитие на ее основе учения о составе, структурной химии и физики твердого тела.
Г. Современная физико-химическая концепция химических процессов.
Д. Современная химическая исследовательская программа - эволюционная химия.
1.12. Эпохам зарождения неклассического естествознания (1) и современного естествознания (2) поставьте в соответствие основные концептуальные программы биологии данных эпох, приведенные ниже:
А. Становление учения о высшей нервной деятельности.
Б. Генетическая концептуальная программа концепций наследственности и изменчивости, и ее синтез с молекулярной и теоретической биологией.
В. Синтетическая теория эволюции в биологии.
Г. Концепция биосферы и ноосферы.
1.13. Основным сегментам сферы Мира (Универсума), указанным в левой колонке, подберите соответствующие им определения (краткие характеристики), приведенные в правой колонке.
1. Мир (Универсум)
2. Природа
3. Человек
4. Логос
|
А. Все познанное, существующее; бытие физическое (материя, пространство – время) и духовное; форма существования – пространство событий.
Б. Чувственная сторона Мира. Трехстороннее существо ? биосоциокультурное.
В. Наблюдаемая сторона Мира. Весь материальный, энергетический и информационный мир Вселенной.
Г. Разум, Слово, Отношение, Учение. Символьная и образная система информации о Мире.
|
1.14. Основным (интегрирующим) понятиям общего естествознания, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие их краткие определения, приведенные в правой колонке.
1. Система
2. Структура
3. Хаос
4. Порядок
5. Симметрия
6. Асимметрия
7. Дисимметрия
|
А. Множество элементов или объектов с определенным отношением связи, взаимодействия между ними.
Б. Множество элементов, заданных отношениями между ними. Но эти отношения не обязательно имеют характер связи, взаимодействия между ними.
В. Состояние, в котором имеются согласованные (устойчивые) направленные движения и «запоминаемомть» определенных конфигураций.
Г. Состояние, в котором не образуется устойчивых во времени структур, отсутствуют согласованные направленные процессы.
Д. Свойство объектов сохранять определенные характеристики при преобразованиях.
Е. Понятие, противоположное симметрии, т.е. характеризует свойство объектов не сохранять определенные характеристики при своих преобразованиях.
Ж. Элементы симметрии, которые отсутствуют как в объекте, так и в его окружении; понижение симметрии при взаимодействии объектов (природных систем) или объекта и его окружения.
|
1.15. В рамках трансдисциплинарного подхода к общему естествознанию выделяют классическую (1), неклассическую (2) и постнеклассическую (3) стратегии естественнонаучного мышления (КСЕМ. НСЕМ и ПСЕМ). Поставьте в соответствие отмеченным выше стратегиям их основные идеи, приведенные ниже:
А. В природе нет случайности; представления о вероятности того или иного события принципиально вторичны.
Б. Случайность – фундаментальное свойство природы; необходим вероятностный прогноз результатов измерения.
В. В основе лежит основополагающая концепция коэволюции (совместной эволюции) природных систем, опирающиеся на понятия: системность, самоорганизация, историчность и глобальный эволюционизм.
Г. В логической цепи мышления применяется схема выбора: «или – или» и детерминированная причинно-следственная связь (Лапласовский детерминизм).
Д. В логической цепи мышления применяется схема совмещения: «и – и» и вероятностный детерминизм причинно–следственных связей (флуктуационная модель неклассического естествознания Бора – Гейзенберга).
Е. Воздействие на объект со стороны окружения является флуктуационно-неконтролируемым; вводится понятие состояния включающего в себя и объект и окружение, в том числе и исследователя.
Ж. В основе лежат теории порядка и хаоса, прежде всего синергетика, включая неравновесную термодинамику и нелинейную динамику, а также теория информации и эволюционная необратимость времени.
З. Воздействие на объект со стороны окружения является контролируемым; понятие состояния носит формальный характер, так как возможно рассмотрение отдельных элементов: объекта, окружения и системы: исследователь + прибор. Естествоиспытателю принципиально доступно и подвластно все в изучаемых системах или структурах.
1.16. В рамках концепции моделирования в общем естествознании поставьте в соответствие идеальным (1) и материальным (2) моделям их краткие характеристики, приведенные ниже:
А. Могут быть описательными, абстрактными и математическими. Математический формализм придает модели эвристический характер.
Б. Используются в натурном эксперименте, с помощью которого исследователь задает конкретные вопросы природе и ее конкретным проявлениям.
Примечание: В виртуальном (компьютерном) эксперименте в определенной степени проявляется пересечение идеальных и материальных моделей.
1.17. В рамках концепции экспериментальной достоверности эволюционно – диалектически (исторически) развивалась концепция измерения в общем естествознании на основе классической (1), неклассической (2) и постнеклассической (3) стратегий естественнонаучного мышления (КСЕМ, НСЕМ и ПСЕМ). Приведите в соответствие с отмеченными выше стратегиями концепции измерения, приведенные ниже:
А. Прибор как канал связи между исследователем и объектом не считается «идеальным», он перестает быть абсолютно прозрачным каналом связи между исследователем и объектом, в нем как бы случайно происходит потеря части истинной информации. Необходим дополнительный поиск корреляционных соотношений между флуктуациями (погрешностями, неопределенностями) возникающими как в процессе измерения, так и реально существующими в природе.
Б. Прибор как канал связи между исследователем и объектом считается «идеальным» с точки зрения передачи информации о характеристиках объекта без искажений.
В. Во многих эволюционных моделях, опирающихся на длительное время эволюции природных систем, их экспериментальная проверка с трудом поддается строгой интерпретации, так как время жизни исследователей – это мгновение (только точка) на эволюционной «стреле времени».
Примечание: В НСЕМ особое значение приобрело осознание важности интерпретации результатов эксперимента, вплоть до осознания относительности нашего познания к средствам эксперимента. Вообще для НСЕМ и особенно для ПСЕМ характерна точка зрения, что конструктивно – теоретическая модель зачастую задает и характер ее экспериментальной проверки.
|