ЗАНЯТИЕ  11. Законодательные акты в области документирования

Материалы для занятия:

  1. «Генеральный регламент» и «Табель о рангах» Петра 1 (выдержки и толкование);
  2. «Общее учреждение министерств»;
  3. Законодательные акты, регламентирующие документирование управленческой деятельности в советский период;
  4. Законодательные и нормативно-методические материалы в области документообразования, организации работы с документами во второй половине 20  - начале 21 вв.;
  5. ГОСТы на унифицированные системы документации.

Начало государственного регулирования документирования может быть отнесено к XVII веку, когда сложившиеся традиции были обобщены и представлены в виде требований в «Генеральном регламенте» Петра I.
Ранее вопросы документирования в минимальной степени затрагивались в Судебнике и в Соборном уложении.
Коллежская система делопроизводства, пришедшая на смену приказному делопроизводству, во многом вобрала в себя западный опыт работы с документами. Отсюда значительный (по наименованиям) видовой состав документов, различающийся по коллегиям. Нет еще жестких требований к форме документа, оформлению реквизитов и проч. Однако уже в «Генеральном регламенте» содержится требование обязательной регистрации документов, прописываются правила регистрации; ряд реквизитов приобретают достаточно устойчивый вид и выделяется из текста.
В коллегиях используется коллегиальный способ управления (принятия решения).
В XIX в. на смену коллегиям приходят министерства с их принципом единоначалия (так называемое исполнительное делопроизводство). Изменения в характере управления приводят к изменениям и в организации работы с документами (например, введено требование предварительного рассмотрения документов).
Во второй половине XIX в. значительное внимание обращается на оптимизацию делопроизводственной деятельности, чему, в частности, способствовали достижения в технике (изобретение и внедрение в делопроизводственную деятельность пишущих машинок). Уже в этот период осознается необходимость унификации и стандартизации в документировании. Появляются бланки документов управленческого характера.

ЗАДАНИЯ.
1.В чем состоит различие коллегиального способа управления и единоначалия? Как это различие отражается в документах?
2.Каковы объекты регулирования в законодательстве в области документирования? Дайте краткую характеристику понятий «содержание документа» и «форма документа».
3.Составьте сравнительную таблицу изменений в форме документа в соответствии с требованиями законодательства.

В послереволюционный период были предприняты попытки упорядочить делопроизводственную деятельность во вновь созданных государственных организациях. Появляются постановления СНК, документы других вышестоящих организаций, содержащие, в частности, требования к порядку  принятия  и опубликования законов, организации работы с документами в исполнительных органах власти и проч. Однако более целенаправленная работа в этом направлении проводилась в рамках деятельности Института техники управления.
В 30-50-е гг. XX в. вопросам документирования  и делопроизводства в законодательстве уделялось в силу целого ряда объективных причин незначительное внимание.
Следующим этапом развития государственного регулирования делопроизводственной деятельности можно считать 60-начало 70-х гг., когда  уделяется внимание в первую очередь изданию нормативно-методических документов, разработка многих  из которых поручена Главному архивному управлению и созданному в его структуре ВНИИДАД.

ЗАДАНИЯ.
1.В чем состояла основная задача деятельности созданных в 20-е гг. Оргстроя, Института техники управления (ИТУ), Кабинета стандартизации при ИТУ?
2.Какие задачи были поставлены перед Главным архивным управлением и ВНИИДАД в середине 60-х годов? Что такое Единая государственная система делопроизводства и каково ее назначение?
3.Что явилось практическим результатом принятого в 1964 г. Советом Министров СССР постановления «Об увеличении выпуска средств механизации делопроизводства и улучшении подготовки кадров по делопроизводству»?
3.Проведите анализ современных законодательных актов в области документирования с точки зрения требований к обязательному документированию, защите документной информации и оформлению документов.
4.Проанализируйте понятия «унификация» и «стандартизация». Что является результатом унификации в документоведении? Рассмотрите ГОСТы как юридическое закрепление результатов унификации.

Далее->